Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Карьера в синематографе
- 1.2 Отбор ролей
- 1.3 Роли именитых личностей
- 1.4 Последние годы
- 2 Фильмография
- 3 Заслуги
- 4 Ссылки
Биография
Волонте родился в Милане 9 апреля 1933 года, но детство провел в Турине. Его отец, Марио Волонте, был фашистским бойцом родом из Саронно (провинция Варезе), в 1944 году стал командиром бригады, ответственной за захват партизан коммунистов, действовавших в области, а его мама, Каролина Бьянчи, происходила из богатой промышленной семьи из Милана. У Джана Марии было несчастливое детство, из-за того, что его семья оказалась за пределами бедности после ареста отца, объявленного виноватым в убийстве партизан в период, когда он возглавлял бригаду (Марио Волонте позднее погиб в кутузке). Каролина, мама Волонте, чтоб свести концы с концами, стала сдавать в аренду его большой дом, и продавать оставшиеся ценности.
Юный Джан Мария, бунтарь по нраву, бросил школу в возрасте 14 лет и решил отыскать работу, чтоб поддержать бедную мама. Проработав практически два года во Франции, как собиратель яблок, Волонте возвратился в Италию. Как раз в это время Волонте, страстный любитель литературы, открывает себе произведения Камю и Сартра. В 16 лет Волонте из-за вещественных заморочек нанимается в путешествующую театральную труппу на должность ассистента секретаря и камердинера. Но этот опыт пробуждает в нём страсть к актерской игре, и в 1954 году он отправится в Рим для вступления в Национальную академию драматического искусства, где Джана Марию скоро отметили как «очень профессионального юного человека». В 1957 году Волонте, студент академии, обрел 1-ый актерский опыт под управлением Франко Энрикес, в телевизионной драме «Окаменелый лес» (по мотивам пьесы Роберта Шервуда), а потом под управлением Коррадо Паволини в «Федре» (по мотивам одноименной катастрофы Джона Расина).
Джан Мария Волонте закончил Национальную академию драматического искусства в Риме в 1957 году. В сезоне 1957/1958 годов дебютировал на сцене в Милане в «Федре» Расина и в пьесе Кальдерона «Поклонение Кресту». На телевидении сыграл Рогожина в постановке «Кретина» Достоевского, в театре — Ромео в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Ещё один опыт воззвания актёра к российской классике — «Дядя Ваня» Чехова (1962).
Карьера в синематографе
Волонте в виде импульсивного инспектора милиции («Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», 1970)В кино Джан Мария Волонте снимался с 1960 года. Известность ему принесли спагетти-вестерны Серджо Леоне и комедия Марио Моничелли «Армия Бранкалеоне» (единственная смешная роль актёра). Но в предстоящем Волонте предлагали в большей степени серьёзные драматические роли.
Имя Волонте — члена ИКП — неразрывно связано с расцветом итальянского политического кино в конце 1960-х — 1970-х годах. Он снимался у ведущих мастеров этого направления: Дамиано Дамиани, Франческо Рози, Джулиано Монтальдо, Джузеппе Феррара, Элио Петри, Карло Лидзани. К более значимым достижениям Волонте относится роль безымянного инспектора милиции (Доктора) в кинофильме Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», не один раз признававшаяся самой сильной в карьере артиста.
Во Франции Волонте снялся также в одном из кинофильмов анархистской «Группы Дзиги Вертова», фаворитом которой был Жан-Люк Годар. Существует легенда, что на съёмках кинофильма «Ветер с Востока» Жан-Люк Годар не один раз подходил к Волонте с вопросом: «Кто больше сделал для разрушения Системы — Сталин либо Мао?», на что актёр постоянно отвечал: «Арлекин!» .
Отбор ролей
Джан Мария Волонте очень пристально подходил к отбору ролей, исходя сначала из собственной штатской позиции. К примеру, он отказался от роли в таких общепризнанных шедеврах мирового кино, как «Крёстный отец» Копполы и «Двадцатый век» Бертолуччи, отдав предпочтение остросоциальному кинофильму чилийского режиссёра Мигеля Литтина, принужденного в годы правления Пиночета жить за рубежом.
Роли именитых личностей
По обозначенным причинам Волонте так и не сыграл роль Казановы в именитом кинофильме Феллини, хотя таковой план у режиссёра существовал. Зато ему довелось сыграть других знаменитостей: Микеланджело, Караваджо, Джордано Бруно, Песталоцци, Бартоломео Ванцетти и Альдо Моро.
Последние годы
В последние годы жизни Волонте довелось сняться в увлекательной роли алхимика Зенона (кинофильм бельгийского режиссёра Андре Дельво по роману Маргерит Юрсенар «Философский камень»; более четкий перевод — «Стадия нигредо»), также тележурналиста Фонтана в картине более известного швейцарского режиссёра Клода Горетта «Смерть Марио Риччи». Высшую оценку критики заслужила последняя работа известного актёра: роль терана в кинофильме испанского режиссёра Хосе Луиса Гарсии Санчеса «Тиран Бандерас» по одноименному роману Валье-Инклана.
Также Волонте учавствовал в политической жизни Италии, состоял в Итальянской коммунистической партии, на выборах в 1992 году был выдвинут от Демократической партии левых в избирательном окружении Рим-Витербо-Латина-Фрозиноне, но так и не был избран.
Волонте погиб в Греции, на съёмках кинофильма известного греческого режиссёра Тео Ангелопулоса «Взор Улисса». Церемония прощания свершилась в городе Веллетри (близ Рима), где он пребывал, но по желанию актёра останки его был захоронен под деревом малеханького кладбища на полуострове Магдалины (у берегов Сардинии). Роль хранителя синематеки в Сараево, предназначавшуюся для Волонте, в конечном итоге сыграл шведский актёр Эрланд Юзефсон.
Фильмография
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1960 | ф | Под 10 флагами | Sotto dieci bandiere | Самуель Браунштейн |
1960 | с | Женщина с чемоданом | La ragazza con la valigia | Пьеро Бенноти |
1961 | ф | Атлантида | Antinea, l'amante della citta sepolta | Тараха |
1961 | ф | Геркулес покоряет Атлантиду | Ercole alla conquista di Atlantide | Правитель Спарты |
1961 | с | Верхом на тигре | A cavallo della tigre | Папалео |
1962 | ф | Человек, которого нужно убить | Un uomo da bruciare | Сальваторе |
1962 | ф | Четыре денька Неаполя | Le quattro giornate di Napoli | Стимоло |
1962 | ф | Летняя ночь | Noche de verano | Альберто Суарез |
1963 | ф | Террорист | Il terrorista | Браски |
1964 | ф | За пригоршню баксов | Per un pugno di dollari | Рамон Рохо |
1964 | ф | Прекрасный рогоносец | Il magnifico cornuto | советник |
1964 | с | Жизнь Микеланджело | Vita di Michelangelo | Микеланджело |
1965 | ф | На несколько баксов больше | Per qualche dollaro in piu | Краснокожий |
1966 | ф | Сезоны нашей любви | Le stagioni del nostro amore | Леонардо Варзи |
1966 | ф | Пробудись и убей | Svegliati e uccidi | инспектор Морони |
1966 | ф | Армия Бранкалеоне | L'armata Brancaleone | Теофилатто деи Леонци |
1966 | ф | Колдунья | La strega in amore | Фабрицио |
1966 | ф | Эль Чунчо, кто его знает? | Quien sabe? | Чунчо |
1967 | ф | Каждому свое | A ciascuno il suo | доктор Паоло Лаурана |
1967 | ф | Лицом к лицу | Faccia a faccia | доктор Брэд Флетчер |
1967 | ф | Семь братьев Червяки | I sette fratelli Cervi | Альдо Червяки |
1968 | ф | Бандиты в Милане | Banditi a Milano | Пьеро Кавальеро |
1968 | ф | Любовница Граминьи | L'amante di Gramigna | Граминьи |
1969 | ф | Под знаком Скорпиона | Sotto il segno dello scorpione | Рено |
1969 | ф | Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений | Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto | Дотторе |
1970 | ф | Ветер с Востока | Le vent d'est | |
1970 | ф | Люди против | Uomini contro | лейтенант Оттоленги |
1970 | ф | Красноватый круг | Le Cercle rouge | Фогель |
1971 | ф | Сакко и Ванцетти | Sacco e Vanzetti | Бартоломео Ванцетти |
1971 | ф | Рабочий класс идёт в рай | La classe operaia va in paradiso | Лулу Масса |
1972 | ф | Дело Маттеи | Il caso Mattei | Энрико Маттеи |
1972 | ф | Похищение в Париже | L'attentat | Садиэль |
1972 | ф | Расположи чудовище на первую полосу | Sbatti il mostro in prima pagina | Бизанти |
1973 | ф | Дон Лучиано | Lucky Luciano | Чарльз «Счастливчик» Лучано |
1973 | ф | Джордано Бруно | Giordano Bruno | Джордано Бруно |
1974 | ф | Подозрение | Il sospetto | Эмилио |
1976 | ф | Действия на руднике Марусиа | Actas de Marusia | Грегори |
1976 | ф | Тодо модо | Todo modo | М. |
1977 | ф | Я боюсь | Io ho paura | Людовико Грациано |
1978 | ф | Христос тормознул в Эболи | Cristo si e fermato a Eboli | Садиэль |
1979 | ф | Операция «Чудовище» | Operación Ogro | Исарра |
1980 | ф | Система Старка | Stark System | Старк |
1981 | ф | Подлинная история дамы с камелиями | La storia vera della signora dalle camelie | Плесси |
1983 | ф | Погибель Марио Риччи | La mort de Mario Ricci | Бернард Фонтана |
1986 | ф | Дело Моро | Il caso Moro | Альдо Моро |
1987 | ф | Хроника объявленной погибели | Cronaca di una morte annunciata | доктор Криста Бедоя |
1987 | ф | Юноша из Калабрии | Un ragazzo di Calabria | Фелис |
1988 | ф | Философский камень | L'oeuvre au noir | Зенон |
1989 | ф | Гора Песталоцци | Pestalozzis Berg | Песталоцци |
1990 | ф | Три колонки в хронике | Tre colonne in cronaca | Альберто Ландольфи |
1990 | ф | Открытые двери | Porte aperte | арбитр Вито Ди Франческо |
1991 | ф | Обычная история | Una storia semplice | Кармель Франзо |
1993 | ф | Фунес, большая любовь | Funes, un gran amor | Бергама |
1993 | ф | Деспот Бандерас | Tirano Banderas | Деспот Бандерас |
Заслуги
- 1983 — приз за наилучшую мужскую роль в кинофильме «Смерть Марио Риччи» на МКФ в Каннах
- 1987 — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля Серебряный медведь за наилучшую мужскую роль в кинофильме «Дело Моро»
- 1987 — премия Пазинетти за наилучшую мужскую роль МКФ в Венеции в кинофильме «Мальчик из Калабрии»
- 1991 — почётный приз «Золотой лев» за вклад в киноискусство на МКФ в Венеции