Малик Каюмов — последний очевидец вскрытия гробницы Тамерлана в июне 1941 года и один из последних фронтовых кинооператоров Величавой Российскей войны.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Детство
- 1.2 Начало карьеры
- 1.3 Экспедиция в Самарканд
- 1.4 Фронтовой оператор
- 1.5 В узбекистанском синематографе
- 1.6 Семья
- 2 Заслуги и звания
- 3 Фильмография
- 3.1 Режиссёр
- 3.2 Оператор
- 3.3 Роли в кино
- 4 Сочинения
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Детство
Малик Каюмов родился в апреле-мае 1911 года (по другим источникам - в 1910) в Ташкенте (сейчас в Узбекистане). По национальности узбек. Четкая дата его рождения неведома: метрики ЗАГСа в то время отсутствовали. Всех собственных 14 малышей отец записывал на страничках Корана, который был утерян после его погибели. Малику известен только год рождения. Как говорила его мама, это было весной, когда на рынке продавали свежайшую зелень. По воззрению самого Каюмова, это было в апреле-мае. Позже в официальную дату рождения вкралась ошибка: 22 апреля 1912 года.
Малик жил в Ташкенте недалеко от сегодняшнего аэропорта. Его отец, Абдукаюм Каюмов, был самым безбедным человеком в городке и во всем Узбекистане, имел несколько кожевенных заводов, обладал фруктовыми садами на 400 гектар земли. Из любви к лошадям выстроил ипподром, где организовывал скачки. После его погибели (когда отец погиб, Малику было три года), на его счету в банке было найдено 10 миллионов золотых рублей.
Мама, Сибринисо-оя, была человеком довольно образованным; отлично гласила по-русски, читала по-арабски и знала Коран. В семье было четырнадцать малышей, но многие из их погибли от голода, в итоге осталось всего пятеро. Семья Каюмовых в главном питалась от реализации тюбетеек, которые вышивала мама, а детки продавали на рынке.
С 6 лет Каюмов пошёл в махаллинскую школу, которую закончил сначала 1920-х годов. Его учителем был Тохири, которого позже одарили орденом Ленина и представили к званию «Народный учитель Узбекистана». Из стенок школы вышли многие знаменитости Узбекистана, а именно, академики Абид Садыков, Хамдам Усманов, Малик Набиев, а родной брат Малика Абдухамид стал позже министром строительства и эксплуатации авто дорог Узбекской ССР.
Начало карьеры
Карьера Малика Каюмова в синематографе Узбекистана началась с 18-ти лет, когда после окончания школы он был взят на первую узбекскую кинофабрику «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока») (сейчас «Узбекфильм») режиссёром Николаем Кладо, отпрыском известного историка и теоретика российского флота. В 1930 году в первый раз снялся в качестве актёра, сыграв роль комсомольца в игровом кинофильме Н. Кладо «Американка из Багдада», позднее снимался в неких других фильмах. Сразу продолжал работать на кинофабрике помощником оператора. Его наставником был германец Фридрих Веригородский, научивший Малика неким тонкостям кинооператорского искусства.
В 1930 году Каюмов с Н. Кладо переехал в Москву, а в 1931 году поступил во ВГИК, обучался на операторском отделении. Через два года, мало овладев профессией оператора и не получив диплома, возвратился в Ташкент, где был взят на работу в Ташкентскую студию кинохроники (сейчас «Узкинохроника»), сразу работал в «Союзкинохронике» (сейчас Русская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных кинофильмов) своим корреспондентом по Средней Азии (1932—1940). Снимал 1-ый ташкентский автобус, костёр, в каком узбекские дамы сжигали свои паранджи.
В 1939 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на Всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Большой Золотой медали. В 1939 году снял кинофильм о строительстве 270-километрового Огромного Ферганского канала, который именовался «Могучий поток». С тех пор к Каюмову пришла известность, а его кинофильм признали в Узбекистане классикой кинорепортажа.
Экспедиция в Самарканд
В июне 1941 года от Ташкентской студии кинохроники Каюмов был прикомандирован к экспедиции, которой было доверено провести работу по установлению документальной подлинности захоронения Тимура — вскрыть гробницы Тамерлана, его отпрыска Шахруха и внука Улугбека в Самарканде. Малика с 3-мя операторами включили в состав экспедиции не случаем. Каюмов в то время был довольно узнаваемый в республике кинооператор и чуть ли не единственный в Ташкенте человек, который мог управлять камерой. В раскопках гробницы участвовал председатель правительственной комиссии ориенталист А.А. Семёнов, М.М. Герасимов, до этого восстанавливавший по останкам костей вид царя Иоанна Сурового, учёный Т.Н. Кары-Ниязов, писатель С. Айни.
96-летний Малик Каюмов веровал в проклятие Тамерлана и в то, что если б не началась эксгумация, то не было бы Величавой Российскей войны. Об этом он тщательно поведал, дав интервью в документальном кинофильме «Проклятие Тамерлана» (2006 год).
Фронтовой оператор
С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе городка Ржева, также при освобождении Белоруссии.
Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не кидали гранат, но находились на передовой совместно с бойцами, работали обычно парами. Парой Каюмову был Алексей Семин, который два раза его выручал, вынося раненым с поля боя. После первого ранения Малик лечился в лазарете три месяца. 2-ое ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в лазарете в Москве, в Лефортово. Доктора желали отрезать ногу, но в конечном итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.
В узбекистанском синематографе
С 1946 года работал режиссёром-оператором, директором, художественным управляющим хроники Ташкентской студии («Узбекфильм»). С 1961 по 1976 год был директором, а потом художественным управляющим студии научно-популярных и документальных кинофильмов Узбекистана. Уже сначала 1950-х годов числился наилучшим режиссёром документального кино в республике. Всего Малик Каюмов снял выше 400 полнометражных и малометражных кинолент.
Сходу после войны вышел именитый кинофильм Каюмова, посвящённый строительству ГЭС в равнине Сырдарьи «Огни Фархада», после него — кинолента «Приезжайте к нам в Узбекистан». Последняя была удостоена Золотой медали на Международном кинофестивале в Венеции. По всему миру был показан документальный кинофильм режиссёра «Паранджа», который был удостоен 1-го из высших призов — «Золотой голубь» Интернационального кинофестиваля неигрового и анимированного кино в Лейпциге (ГДР, 1979).
В 1966—1968 годы Каюмов снимал последствия землетрясения в Ташкенте. Документальный кинофильм «Ташкент, землетрясение», запечатлевший борьбу человека со стихией, также огромные стройки в Узбекской ССР, обошёл весь Русский Альянс. Каюмов пару лет снимал документальное кино о забугорном Востоке, получившее также широкую известность. Более известные посреди этих работ: «Утро Индии», «Вьетнам — страна моя». Снял серию кинофильмов об Афганистане. Необыкновенную популярность принёс кинорежиссёру кинофильм «Кто стреляет в республику» 1984 года.
Из интервью с Маликом Каюмовым:
Сколько раз погибель игралась со мной в прятки, а я сам не знаю, как и почему, накалывал её. Два раза во время съемок утопал. Был на грани погибели в авиационной и авто катастрофах. На собственном веку я много летал, много смотрел, снимал, встречался со многими людьми. Моими собеседниками были в различное время Шарль де Голль, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Шастри, Хо Ши Мин…
«Старайся сделать лучше всё, к чему прикоснутся твои руки» — произнес мне как-то Александр Довженко. Меня нередко упрекают в том, что мои картины очень красивы. Да, красивы. Но разве не красивы моя земля и мой люд? Почему я должен созидать уродство там, где его нет? Естественно, не всё так отлично, как в фильмах Каюмова. Но я таковой воспринимаю мою Родину. Если меня узнавали и признавали в Москве, так это поэтому, что я открыл людям малоизвестные ранее Хорезм и Каракалпакию. А позже всю жизнь старался открывать узбекские дворы, древние медресе, арыки, каналы… Узбеков. Сначала — их. Но при всем этом я интернационалист и терпеть не могу шовинизм: ненависть к другим народам — удел слабеньких. Но собственный люд я знаю лучше других.
Малик Каюмов три раза был членом жюри Интернационального кинофестиваля в Москве и два раза председателем жюри Всесоюзного кинофестиваля (1966, 1977). Был председателем республиканского клуба творческой молодежи «Ильхом».
В 1975—1986 и 1988—1996 годах был первым секретарем правления Союза кинематографистов Узбекской ССР
Член КПСС с 1960 года. Не один раз избирался депутатом районных и Ташкентского городского Советов народных депутатов, членом бюро Ташкентского обкома КП Узбекистана. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР 9-го (1975—1979) и 12-го созывов (1990—1994).
Малик Каюмов скончался в Москве 29 апреля 2010 года. Похоронен 30 апреля в Ташкенте на кладбище Сагбан, рядом с братьями.
Семья
Был женат. Имеет малышей (проживают в Москве).
Заслуги и звания
- Герой Социалистического Труда (1990)
- Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1940)
- Народный артист Узбекской ССР (1965)
- Народный артист СССР (1967)
- Муниципальная премия СССР (1981) — за документально-публицистические кино- и телефильмы «Земельная реформа», «Афганистан. Революция продолжается», «Два денька в апреле. Репортаж о революции», «Афганистан. Горячая зима»
- Муниципальная премия Узбекской ССР имени Хамзы (1965) — за кинофильм «От весны до весны»
- Государственная премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1991)
- Два ордена Ленина (1980, 1990)
- Орден Красноватой Звезды (1943)
- Орден Красноватого Знамени (1944)
- Два ордена Трудового Красноватого Знамени (1944, 1959)
- Орден Российскей войны I степени
- Орден Российскей войны II степени (1985)
- Орден Дружбы народов (1989)
- Орден «Знак Почёта» (1940) — за кинофильм «Могучий поток»
- Орден «Эл-юрт Хурмати» (Узбекистан, 1999)
- Медаль «За отвагу»
- Медаль «За трудовое отличие» (1951)
- Медаль «Жасорат» (Узбекистан, 1995)
- Медали
- Более 20 Почётных грамот Президиумов Верховных Советов РСФСР, Узбекской, Белорусской, Таджикской, Киргизской, Казахской, Туркменской, Эстонской ССР
- Большая Золотая медаль Глобальной выставки в Нью-Йорке (1939, кинофильм «Ташкентский текстильный комбинат»)
- Золотая медаль на Международном кинофестивале в Венеции (кинофильм «Приезжайте к нам в Узбекистан»)
- Дипломы I степени на Международном кинофестивале государств Азии, Африки и Латинской Америки (киноленты «Памятники культуры Узбекистана», «Мусульмане Страны Советов»)
- Диплом I степени Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1964, киноленты «От весны до весны»)
- Приз «Золотой голубь» Интернационального кинофестиваля неигрового и анимированного кино в Лейпциге (ГДР) (1979, кинофильм «Паранджа»).
Фильмография
Режиссёр
- 1938 — «Ташкентский текстильный комбинат»
- 1940 — «Могучий поток»
- 1940 — «На высочайшей земле»
- 1940 — «Великая сила»
- 1941 — «Цвети, земля»
- 1946 — «Советский Таджикистан»
- 1946 — «Город 4 ворот»
- 1948 — «География Узбекистана»
- 1950 — «Социалистический Узбекистан»
- 1953 — «На главном Туркменском канале»
- 1955 — «Гости из Индии»
- 1956 — «На старой земле каракалпаков»
- 1956 — «Утро Индии»
- 1958 — «Кинофестиваль мира и дружбы»
- 1958 — «Брюссель, 1958»
- 1958 — «Памятники мусульманской культуре»
- 1958 — «Пять рук человечества»
- 1959 — «Приезжайте к нам в Узбекистан»
- 1959 — «Искусство мастеров Узбекистана»
- 1960 — «Вьетнам — страна моя»
- 1961 — «Сорок лет и один день»
- 1962 — «От весны до весны»
- 1964 — «Золотая свадьба»
- 1964 — «Звёзды России»
- 1965 — «Тринадцать ласточек» (вместе с Н. Атауллаевой)
- 1965 — «Регистан»
- 1968 — «Ташкент, землетрясение»
- 1969 — «Дети Ташкента»
- 1969 — «Бухара»
- 1969 — «Самарканду 2500 лет»
- 1970 — «Самарканд всегда со мной» (вместе с С. Благовым)
- 1973 — «Золотая Бенгалия»
- 1977 — «Паранджа»
- 1978 — «Есть на Востоке хороший город»
- 1979 — «Афганистан. Революция продолжается»
- 1982 — «Сад поэзии»
- 1984 — «Кто стреляет в республику»
- «Огни Фархада»
- «Встречи с Таджихон»
- «Хива — город 4 ворот»
- «Один год и один день»
- «Земельная реформа»
- «Два денька в апреле. Репортаж о революции»
- «Афганистан. Горячая зима»
- «Путешествие по Узбекистану»
- «Ташкент - город мирный»
- «Жизнь, отданная искусству»
- «Третий орден республики»
- «Дорога через Гиндукуш»
- «Памятники культуры Узбекистана»
- «Мусульмане Страны Советов»
- «Родной край»
- «Три секрета красоты»
- «Узбекский атлас»
Оператор
- 1938 — «Ташкентский текстильный комбинат»
- 1940 — «Могучий поток»
- 1940 — «Великая сила»
- 1955 — «Гости из Индии»
- 1956 — «Утро Индии»
- 1958 — «Кинофестиваль мира и дружбы»
- 1960 — «Вьетнам — страна моя»
Роли в кино
- 1930 — «Американка из Багдада» — комсомолец
- 1932 — «Гайль-Москау» — кочегар
- 1932 — «Удивительный день»
- 1933 — «Колодец смерти» — Рахимов, инженер
- 1934 — «Оазис в песках» (документальный)
- 1953 — «Бай и батрак» — друг Гафура
- 1957 — «Случай в пустыне» — эпизод
- 1986 — «О том, чего не было»
- 2006 — «Проклятие Тамерлана» (документальный) — рассказчик
Сочинения
- «Жизнь моя — кинематограф». Ташкент, 1982.