Воскресенье, 31 мая 2015 11:33

Махмудов Хомид Саидович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Хомид Махмудов
Полное имя актера на родном языке: тадж. Ҳомиди Маҳмуд
Когда родился (Дата рождения):

24 февраля 1900 1900-02-24

Где родился (Место рождения):

Бухара

Когда умер (Дата смерти):

12 марта 1977 1977-03-12 77 лет

Где умер (Место смерти):

Душанбе

Кто по профессии:

театральный режиссёр, актёр

Какое имеет гражданство:
Бекства бухарского эмирата

Самарканд | Каттакурган | Ургут | Шахрисабз | Шаар | Карши | Пенджикент | Фараб | Магиан | Фальгар | Матча | Бальджуан | Гиссар | Куляб | Каратегин | Дарваз | Рушан | Шугнан | Ура-Тюбе


Биография актера Махмудов, Хомид Саидович

Хомид Махмудов (тадж. Ҳомиди Маҳмуд; 1900, Бухара — 1977, Душанбе) — отпрыск известного бухарского бюрократа Ходжа Саид Махмуди-таракачи, проф актёр и режиссёр, большой театральный деятель, основатель таджикского проф театра.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Достойные внимания факты
    • 1.3 Семья
  • 2 Театральные постановки
    • 2.1 Актёр
    • 2.2 Режиссёр
  • 3 Память
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

В 1924—1926 гг. Хомид Махмудов обучался на актёра-режиссёра на отделении кино и театрального искусства в Бухарском доме просвещения в городке Москве. В 1927 г. Х. Махмудов, выпускник первого набора гос драматической студии Узбекского института просвещения им. И. В. Сталина в Москве, возглавил музыкально-драматический кружок при Бухарском клубе пищевиков. В 1928—1929 гг.- режиссёр Муниципального узбекского театра им. Хамзы.

В 1929 году Хомид Махмудов основал 1-ый столичный проф театр Таджикистана — Таджикский муниципальный театр Наркомпроса Таджикской ССР (сейчас Муниципальный таджикский академический театр драмы им. А. Лахути). В 1930—1931 гг. Х. Махмудовым был сотворен 1-ый проф государственный оркестр. В 1934 г. Хомид Махмудов организовал 2-ой муниципальный таджикский музыкально-драматический театр в Ходженте (сейчас Муниципальный таджикский театр музыкальной комедии им. К.Худжанди). С 1935 по 1938 гг. Х. Махмудов был отлучён от театральной деятельности и лишился работы как отпрыск репрессированного. В 1938—1943 гг. Х. Махмудов был режиссёром, художественным управляющим в разных театрах Узбекистана. При его участии ставились разножанровые театральные спектакли в Бухарском областном театре молодого зрителя, Бухарском областном музыкально-драматическом театре и Каршинском муниципальном узбекском музыкально-драматическом театре. В 1943 г. Х. Махмудов приглашен на работу в качестве заместителя директора в сделанный им театр драмы им. А. Лахути в Сталинабаде. В 1944—1945 гг. — директор Академического театра драмы им. А.Лахути. В 1945 году Х. Махмудов ушел из театра. Работал управляющим делами Наркомзема Таджикской ССР. В 1959 году заочно окончил Таджикский сельскохозяйственный институт и в этом же году получил диплом учёного агронома. В предстоящем, до 1966года трудился в системе агропрома республики.

Парадокс Хомида Махмудова на театральной ниве в критериях переосмысления истории театрального искусства на постсоветском пространстве основан на концепции межнациональной идеи содружества в сфере нематериальных ценностей, духовных, гуманитарных традиций каждого народа в отдельности и его культурного наследства в целом, не теряя при всем этом собственного государственного и культурного начала в достижении главной цели по упрочению одного театрального места.

— Раджабов А., Махмудов Б. Парадокс Хомида Махмудова в критериях переосмысления истории театрального искусства на постсоветском пространстве

Происхождение

Глава семьи Ходжа Саид Махмуди-таракачи происходил из авторитетного и преуспевающего рода, был отлично образованным человеком, правоведом, владевшим несколькими языками, в том числе, и русским, интересовался естественными и философскими науками, связывал будущее муниципального строительства с преимуществами светского пути развития.

Достойные внимания факты

В 1920 г. Саид Махмуд выезжал в Москву в составе официальной делегации, представителей Бухары для переговоров с управлением правительства Рф. Знакомство с художником-портретистом Павлом Петровичем Беньковым(1879—1949 гг.)Беньков, Павел ПетровичІ П. П. в Казани имело своё предстоящее творческое развитие в Бухаре.

Одним из первых портретов, написанных П.Беньковым в Бухаре, был прототип представителя императивных госструктур ХIX века в лице Ходжа Саида Махмуди-таракачи «Бухарский чиновник»(1928).Реальный портрет вошёл в каталог и в 1961 г. экспонировался в Центральном доме работников искусств в Москве. В данное время художественное произведение находится в портретной галерее Бухарского областного краеведческого музея.

Согласно постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 27 марта 1923 г.по соглашению с Бухарской народной русской республикой был учреждён в г. Москве, в древнем коттедже в стиле модерн, построенном большим столичным фабрикантом Саввой Морозовым, «Дом просвещения», присвоив ему наименование «Бухарский дом просвещения». Сейчас Спец дом,Дом приёмов Министерства зарубежных дел Русской Федерации на улице Спиридоновка, 17.

В апреле 1927 г. Хомид Махмудов — участник торжественного концерта, устроенного обществом «Этномир» в Большенном театре для делегатов IV Всесоюзного Съезда Советов.

Семья

Отец — Ходжа Саид Махмуди-таракачи (1860—1935), узнаваемый бухарский бюрократ, ученик Ахмада Дониша.В 1935 году был репрессирован.

Мама — Назокат (1863—1935) была просвещённой дамой. Она старалась дать Хомиду Махмудову не плохое образование и возлагала надежды на такое развитие карьеры отпрыска, которое ассоциировалось у неё с его достойным положением в обществе.

Супруга — Амина Махмудова (1910—1978), поэтесса. Одна из организаторов Союза писателей Таджикистана.

Театральные постановки

Актёр

  • «Амир Алимхан» — Амир Алимхан
  • «Рустам и Сухроб» — Рустам
  • «Принцесса Турандот» — царевич Калаф

Режиссёр

  • «Принцесса Турандот» К. Гоцци
  • «Лекарь поневоле» и «Скупой» Ж.-Б. Мольера
  • «Ромео и Джульетта» У. Шекспира
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя
  • «Сон на посту», пантомима Л. Свердлина
  • «Жизнь кличёт» В. Билль-Белоцерковского
  • «Мятеж» Д. Фурманова и С. Поливанова
  • «Чужой ребёнок» В. Шкваркина
  • «Темп» Н. Погодина
  • «Халима» Г. Зафари
  • «Рустам и Сухроб» и «Тахир и Зухра» по произведениям А. Фирдоуси
  • «Навруз и Гульчехра» А. Амин-заде
  • «Победа» Г. Али-заде
  • «Враг» Дж. Икроми
  • «Саодат» Р. Джалила
  • «Приговор» М. Турсун-заде
  • «Под маской» и «Последний тиран» М. Юсуфбекова
  • «Новая жизнь» Т. Самади

Память

Согласно решения Исполнительного комитета Душанбинского городского Совета народных депутатов от 12.08.1992 № 310 «Об воззвании деятелей науки, культуры и искусства Республики Таджикистан в Душанбинский горисполком об увековечении памяти основателя таджикского проф театра Хомида Махмудова», также решения за № 314 от 12.08.1992 «Об изменении заглавий улиц городка Душанбе», ул. М. Фрунзе переименована в ул. имени Хомида Махмудова.

В 1993 г. организован музей-квартира основателя таджикского проф театра Хомида Махмудова..

В 1993—2000 гг. соответственно, на зданиях театров — Муниципального российского театра драмы им. Вл. Маяковского, Муниципального театра музыкальной комедии им. Камоли Худжанди установлены мемориальные доски Хомиду Махмудову.

В 2000 году, в рамках подготовки и проведения 100-летия со денька рождения основателя таджикского проф театра Хомида Махмудова, в конференц-зале Президиума АН РТ проведена городская научная конференция «Хомид Махмудов и таджикский проф театр».

В 2001 г. в экспозиционном зале Государственного музея им. Камолиддина Бехзода организован щит «Основоположник таджикского проф театра» — об главных вехах жизни и творческой деятельности Хомида Махмудова.

Прочитано 1051 раз