Суббота, 30 мая 2015 17:28

Кесслер Дувид

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Дувид Дэйвид Кесслер
Полное имя актера на родном языке: идиш דוד קעסלער‎
Дэйвид Кесслер в роли Эршелэ Дубровнера в спектакле по пьесе Я.М. Гордина «Бог, человек и дьявол», 1900 год
Чем занимается (Род деятельности):

актёр

Когда родился (Дата рождения):

1860 1860

Где родился (Место рождения):

Кишинёв, Бессарабская губерния

Страна:

Когда умер (Дата смерти):

14 мая 1920 1920-05-14

Где умер (Место смерти):

Нью-Йорк


Биография актера Кесслер, Дувид

Дувид (Дэйвид) Кесслер (идиш דוד קעסלער‎; 1860, Кишинёв Бессарабской губернии — 14 мая 1920, New-york) — еврейский актёр, режиссёр, антрепренёр, один из самых узнаваемых артистов периода расцвета еврейского театра на идише в США.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранешние годы
    • 1.2 1-ые годы в Нью-Йорке
    • 1.3 Свой театр
    • 1.4 На 2-ой авеню
    • 1.5 Репертуар театра Кесслера
    • 1.6 Творческое наследство
  • 2 Литература и грамзапись
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Фотогалерея

Биография

Ранешние годы

Дувид Кесслер родился в семье содержателя постоялого двора в Кишинёве в 1860 году. Ребенком заинтересовался творчеством бродерзингеров (кочевых еврейских менестрелей) и под воздействием игры 1-го из первых серьёзных драматических актёров еврейского театра Абы Шейнгольда (на гастролях в Кишинёве в составе труппы ясского драматурга Мойше-Ицхок hаЛейви Гурвица, 1844-1910) увлёкся самодеятельным театром. Тогда же выполнил первую свою постановку по пьесе А.М. Геллера «Сводница Мехца» (Мехце ди шатхнтэ) для постояльцев отцовской гостиницы, используя для репетиций гостиничную конюшню.

В 17 лет присоединился к гастролировавшей в Кишинёве труппе Исрула Розенберга (1850-1904) — первой проф еврейской театральной труппе в Русской империи. После дебюта в гольдфаденовских «Суламифи» (Шуламис) и «Бар-Кохбе» и месячной работы в театре, Кесслеру было предложено место запасного актёра в труппе, но он не отважился противостоять воле отца и остался в городке. Но спустя два года, в 1879 году Дувид присоединился таки к кочевой труппе, с которой гастролировал по городам Херсонской и Бессарабской губерний. Некое время путешествовал там же с украинской труппой под сценическим псевдонимом «Д. Мишук», в июне 1883 года участвовал в гастролях труппы Мойше Финкеля в Ростове-на-Дону, дебютировав в пьесе «Менахем, отпрыск Израиля» (Менахем бен Исруэл) одесского драматурга Ш. И. Каценеленбогена в адаптации Осипа Лернера (1847-1907). Потом, в том же 1883 году организовал собственное «Общество еврейских артистов под управлением Д. Кесслера», с которым отправился на гастроли в Николаев с дебютной пьесой «Иуда Маккавей». Предстоящим гастролям общества не судьба было осуществиться, потому что 14 сентября такого же года театральные постановки «на еврейском жаргоне» в Рф были запрещены указом товарища (заместителя) министра внутренних дел генерал-лейтенанта Оржевского.

Как и большая часть еврейских артистов, Кесслер в том же году уехал в Румынию, где был принят в бухарестскую труппу Могулеско и Финкеля. В 1886 (по другим данным 1887) году, после разведывательной поездки Зейлика Могулеско в New-york, весь костяк труппы, состоящий из бессарабцев Могулеско, Мойше Финкеля, Зейлика Файнмана, Леона Бланка и Кесслера перебрался через Атлантику и с уже наработанным материалом воссоздал в Нью-Йорке «труппу Могулеско» — 1-ый проф еврейский театральный коллектив в стране.

1-ые годы в Нью-Йорке

Сцена из спектакля «Вор Мотька» по Ш. Ашу (Кесслер в роли вора Мотьки), 1917 год

Хотя основной репертуар труппы состявляла музыкальная комедия и оперетта, Могулеско рано распознал чисто драматический, натуралистичный талант Кесслера и начал подстраивать под него репертуар. Таким макаром Кесслер приобрёл самостоятельную известность как 1-ый соответствующий актёр южноамериканского еврейского театра и скоро стал специализироваться на более серьёзных, не требовавших пения и пантомимы ролях. Так, к примеру, специально для него была осуществлена постановка (одна из первых на идише) шекспировского «Отелло», в какой сценическим напарником Отелло—Кесслера стал его будущий соперник, только-только прибывший из Лондона трагик Янкев Адлер (Яго). Много лет позднее Кесслер возвратился к Шекспиру уже в своем театре постановкой «Гамлета» в переводе на идиш М. Гольдберга.

Слева вправо актёры Дувид Кесслер, Крастушинский, Рудольф Маркс, Зейлик Могулеско, Зейлик Файнман и Янкев Адлер. Конец 1880-х гг.

Свой театр

В 1891 году Кесслер и Файнман отделились от сделанного Могулеско и нацеленного на водевиль и мелодраму «Румынского Оперного театра» (Roumanian Opera House) и сделали свою труппу, разместившуюся в одном из наибольших нью-йоркских театров — Thalia Theatre в районе Боуэри (46-48 Bowery) манхэттенского нижнего Истсайда. Thalia Theatre был основан 22 октября 1826 года как Bowery Theatre и длительное время слыл наибольшей театральной площадкой мира с 4-мя тыщами зрительских мест и 126-футовой сценой. Театр пару раз горел (в 1828, 1838 и 1845 годах) и пару раз перестраивался, так что к моменту его покупки под еврейскую труппу зрительский зал вмещал уже 3 тыщи мест и являл собой самый большой еврейский театр городка. Много лет спустя, 5 июня 1929 года, уже при новых обладателях, в итоге еще одного пожара театр был совсем разрушен.

Пока же репертуар нового еврейского театра составили как оперетты Файнмана, так и произведения современной еврейской драматургии: пьесы Якова Гордина — «Шлоймке-шарлатан», «Резня» (Ди шхитэ, 1899), «Бог, человек и дьявол» (Гот, мэнч ун тайвл, 1900), «Сафо» (1899/1900); работавшего ещё с Гольдфаденом в Яссах «профессора Гурвица» (Мойше-Ицхок hаЛейви Гурвиц, 1844-1910) — «Правитель Соломон» (Шлоймэ hамэйлэх, 1897), «Кол-нидрэй» (1897), «Перикалэ» (1897); Бернарда Горина (1868-1925) «Виленский молодожён» (Дэр вилнер балэбэсл, 1898) о именитом виленском канторе Йойл-Довид Страшунском (Левенштейн, 1816-1850); обычно пользующиеся фуррором у публики исторические драмы Гольдфадена — «Бар-Кохба» (1897) и другие.

Свои самые значимые произведения Яков Гордин написал специально для театра Кесслера и Файнмана, в том числе пьесы «Еврейская царица Лир, либо Миреле Эфрос» (Ди идише кенигн Лир, одэр Мирэлэ Эфрос, 1898; Берта Калиш в роли Миреле, Кесслер — её отпрыска, Дайнэ Файнман — невестки Шейндл) и «Крейцерова соната» (Крайцер сонатэ, 1902) по повести Льва Николаевича Толстого, ролями в каких прославилась самая большая трагедийная актриса еврейского театра тех лет, специально привезённая Кесслером из Румынии в 1896 году Берта Калиш (1872-1939).

Thalia Theatre в 1886 году (гравюра)

Другими фуррорами Кесслера-импресарио стали длительные ангажементы таких примадонн как Софи Карп (1861-1906), Регина Прагер (1874-1949) и Кени Липцин (1863-1916). В театре также игрались супруга и приёмная дочь его напарника Файнмана Дина (Дайнэ) и Циля Файнман (дочь артиста Якова Адлера, потом популярная как Celia Adler, 1888-1979), Леон Бланк, в более поздние годы Зигмунд Могулеско, Мальвина Лобель и другие звёзды еврейского театра Америки.

На 2-ой авеню

После закрытия Румынского оперного театра Могулеско, Кесслер вкупе с Рудольфом Марксом недолгое время правили сделанным на его базе театром Централь (Central Theatre). После отъезда же четы Файнман в Лондон в 1906 году, Кесслер стал единоличным менежером Thalia Theatre, вполне избавил оркестр и переключился на чисто драматический материал. К этому времени четыре еврейских театра в районе Боуэри — Thalia Кесслера, Windsor, Grand Якова Адлера и People's Бориса Томашевского — ставили около 1100 спектаклей для 2-ух миллионов гостей в год. Известность Кесслера к тому времени была уже так велика, что в 1911 году вся труппа переехала в специально построенный для него на сумму в один миллион баксов Kessler's Second Avenue Theatre (Театр Кесслера на 2-ой авеню) с залом на 1986 зрительских мест по адресу 35-37 Second Avenue на западной стороне улицы.

Афиша Театра Кесслера на 2-ой Авеню. 1927 год

Это был 1-ый еврейский театр на 2-ой авеню — ничем до того не приметной улице нижнего Истсайда (сейчас район Ист Виллидж). Через год, в 1912 году собственный «Национальный театр» (National Theatre) на 2000 зрительских мест чуток поодаль открыл Борис Томашевский, а ещё несколькими годами позднее вся улица заполучила известность «Бродвея еврейского театра на идише». Она и по правде и по размаху и по количеству представлений соперничала с последним: к началу Первой мировой войны в Нью-Йорке насчитывалось 22 проф драматических еврейских театра и две водевильные труппы на идише, большая часть в районе нижнего Истсайда и 2-ой авеню. Наибольший из их — Anderson Theater (на 66 Second Avenue) — вмещал 5 тыщ зрителей и был много лет спустя превращён в рок-арену, на которой начинали такие коллективы как The Who, The Yardbirds и Дженис Джоплин.

Репертуар театра Кесслера

Как того добивался уже искушённый и образованный зритель, репертуар театра Кесслера этих лет состоял из серьёзной драматургии современных и традиционных создателей, в том числе драматурга первой труппы Гольдфадена в Яссах Иосефа Латайнера (1853-1935, с 1884 года в Америке) — «Еврейское сердце» (Дос идише hарц, премьера 9 октября 1908 года с музыкой З. Могулеско), «День венчания» (Йом ахупэ, октябрь 1910 года), «Ложный шаг» (Дэр фалшер шрит, 8 января 1915 года); Довида Пинского (1872-1959) — «Енкл-кузнец» (Енкл дэр шмид, 25 ноября 1909 года); Аншл Шорра (1871-1942) — «Первая любовь» (Ди эрштэ либэ, 29 сентября 1909 года на музыку З. Могулеско) и «Мэндл Бейлис» (1913); музыкальная драма Нохэм-Меер Шайкевича (Шомер, 1849-1905) — «Дочь еврейского народа» (А идиш-кинд, 1910); комедии его отпрыска Аврома Шайкевича (Бен Шомер, 1876-1946) — «Оллрайтники» (Ди оллрайтникес, 25 февраля 1910 года) и «Стиль» (Стайл, 1913, с Кесслером и Мальвиной Лобель); Янкев Л. Шницера — «Последняя попытка» (Ди лэцтэ пробэ, 1910); Исидора Золотаревского «Товарищи» (Хавэйрим, 1910/1911) и «Сладкие сны» (Зисэ халоймэс, 1917/1918, 1-ые 5 представлений с Кесслером, позже с Я. Адлером); Залмена Либина (Исроэл-Залмэн Гурвиц, 1872-1955) — «Мужья и жёны» (Мэнэр ун фройен, 15 августа 1912 года), «Сила страсти» (Ди махт фун лайдншафт, 21 сентября 1914 года), «Слепая ревность, либо веруй супруге своей» (Блиндэ эйферзухт, одэр глейб дайн фрой, 26 ноября 1914 года), «Его 1-ая невеста» (Зайн эрштэ калэ, 26 февраля 1915 года); комедия Хаймана Майзеля «Муж моей жены» (Майн вайбс ман, 1911); Мориса Каца (1864-1941) — «В изгнании» (Ин голес, 15 октября 1914 года); Миши Петровича Арцыбашева (1878-1927) —– «Ревность» (Эйферзухт, в переводе Аврума Наумова, 27 февраля 1914 года); Осипа Дымова (1878-1959, брат популяризатора науки Я.И. Перельмана) — «Трагедия моего народа» (Ди трагедие фун майн фолк, в переводе Аврума Наумова, 1915); мелодрама Гарри Калмановича (1886-1966) — «Зеркало жизни» (Дэр шпигл фун лэбм); Леона Кобрина (1872-1946) — «Янкл-Бойлэ, либо деревенская молодёжь» (Янкл-Бойлэ, одэр ди дорф-югнт; 29 ноября 1916 года) и «Еврейское гетто» (Ди идише гето, в роли Аврома); Шлоймэ Штейнберга «Друг на всю жизнь» (А хавэр ын лэбм, 1 апреля 1918 года в постановке Мориса Шварца, 1890-1960); скандально-знаменитые пьесы Шолома Аша — «Мотька-вор» (Мотьке-ганэв, 1917, совместная постановка с Морисом Шварцем; роль вора Мотьки) и «Бог возмездия» (Гот фун некомэ, роль содержателя борделя Янкла Шапшовича).

Нотки к песне — «хиту сезона» «Человек, не имей забот» (Мэнч, hоб кейн зоргн) из спектакля «Два поколения» (Цвэй дойрэс) в выполнении «наивысших звёзд еврейской сцены» Якова Адлера (вверху слева) и Дейвида Кесслера (понизу справа)

Кесслер был постановщиком спектаклей, а время от времени и актёром, и в других еврейских театрах городка: «Анна-белошвейка» (Ханэлэ ди финишерн) Зигмунда Файнмана в «Румынском оперном театре» Могулеско (1899); «Сила правды» (Ди эмэсэ крафт) Якова Гордина в Гранд-Театре Я. Адлера (ноябрь 1904 года с Кесслером, Я. Адлером, Бертой Калиш и Сарой Адлер); «Бог любви» (Гот фун либэ) Шлоймэ Штейнберга в Lennox Theatre (18 октября 1918 года) и его же «Друг на всю жизнь» (А хавэр ын лэбм) в Народном театре (People's Theatre Томашевского; 20 декабря 1918 года); «Два кантора» (Цвэй хазоным, Кесслер и Томашевский, 1858-1939) Гарри Калмановича в Государственном театре (National Theatre Томашевского; 29 августа 1919 года).

Творческое наследство

14 мая 1920 года Кесслер посетовал на недомогание, но вечерком все же вышел на подмостки в спектакле по пьесе Л.Н. Толстого. Посреди спектакля он растерял сознание и спустя несколько часов скончался после плохого хирургического вмешательства неподалёку от театра в поликлинике Beth Israel на всё том же нижнем Истсайде Манхэттена.

Имя Дувида Кесслера плотно сплетено с периодом расцвета южноамериканского еврейского театра на идише, не только лишь как 1-го из самых значимых его режиссёров, актёров и антрепренёров, да и как первооткрывателя будущих звёзд театральной жизни Нью-Йорка, таких как Берта Калиш, Морис Шварц, Михл Михалеско (Вайсблат, 1885-1957) и Мешилэм-Меер (Муни) Вайзенфрайнд — узнаваемый также под именованием Пол Муни. Театр Кесслера на 2-ой Авеню (Kesslers's Second Avenue Theatre) продолжал работать и после погибели его основоположника; тут в 1920-х годах начинала именитая Малли Пикон, отсюда в апреле 1926 году хоронили головного театрального конкурента Кесслера величавого еврейского трагика Якова Адлера, тут прошли 1-ые шаги на сцене Уолтера Маттау. В конце 1930-х годов театр был переименован в честь его долголетней примадонны Малли Пикон (Molly Picon, 1898-1992), а в 1959 году — разрушен.

Литература и грамзапись

  • מענדל אָשעראָװיטש דוד קעסלער און מױני װײַזנפֿרײַנד — צװײ דורות ייִדיש טעאַטער (Мэндл Ошерович «Довид Кеслер ун Муни Вайзенфрайнд — цвэй дойрэс идиш театэр», Дувид Кесслер и Муни Вайзенфрайнд — два поколения еврейского театра; на идише). New-york, 1930.
  • 32 World Famous Artists Sing Oldies of the Yiddish Theatre (долгоиграющая грампластинка, трек Мизмор леДовид). Greater Recording GRC 408, 1965.

Прочитано 1448 раз Последнее изменение Суббота, 30 мая 2015 17:57