Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Ранешние годы
- 1.2 Театр
- 1.3 Кино
- 1.4 Годы оккупации
- 1.5 Смерть и годы после погибели
- 1.6 Достойные внимания факты
- 1.7 Фильмография
- 2 Примечания
- 3 Ссылки
Биография
Ранешние годыРодился в Венеции в безбедной семье польских землевладельцев. В 1890-92 он обучался в гимназии святой Анны в Кракове, продолжил учебу в иезуитской школе в Хырове (1892-95), а потом с 1895 года в русской гос школе в городке Каменец-Подольский.
Школьные аттестаты этого периода выданы на фамилию Стемповский. Это уже позже, начав актёрскую карьеру он воспользуется заглавием их родового дворянского герба - Парень. 1-ые выходы на сцену польских театров он подписывался только как Казимеж Парень и уже став известным, стал именоваться не по другому, как Казимеж Юноша-Стемповский.
Театр В пьесе Кароля Хуберта Ростворовского «Гай Цезарь Калигула» (1934)Вначале планировал предназначить себя оперному пению (он обладал прекрасным басом). Дебютировал Казимеж ролью убийцы в пьесе Альфреда Щепаньского "Piast" в 1889 году на сцене Польского театра в Познани, где выдержал в течение 1-го сезона.
С 1900 года он изучал драматическое искусство в студии дикции и декламирования при Варшавском музыкальном обществе (WTM).
В 1901-02 выступал на театральной сцене в Лодзи.
В 1906 году много путешествовал, сначала по Украине и Рф (Подолье), где приценивался к людям, их повадкам и поведению. Эти наблюдения стал использовать в собственной актёрской игре.
С 1907 по 1909 выступал в Польском театре в Познани, потом в Берлине. Тут он знакомится с актёром Альбертом Бассерманом, оказавшем существенное воздействие на юного Казимежа: сейчас он начинает более кропотливо отбирать роли и готовиться к ним.
С 1909 по 1911 играл у Александра Зельверовича в Лодзи, став скоро одним из ведущих актёров польского театра.
В 1912 г. играл в Словацком театре в Кракове. В том же году переехал в Варшаву, где играл на разных театральных подмостках (в том числе в Польском театре, Театре эстрады, Государственном театре).
Он был актёром, для которого игра была наиважнейшей ценностью. Имея хорошие наружные данные, соответствующий глас, играл в главном людей сильных — управляющих, старших и высших офицеров, правителей либо деспотов. Отлично себя ощущал и в легком жанре. Он был мастером индивидуализации. Пробовал заняться также и театральной режиссурой.
КиноС синематографом связал свою жизнь еще в 1902 году, появившись на дисплее в нескольких короткометражках пионера польского синематографа Казимира Прушинского. Таким макаром, он сам оказался у истоков появления нового вида искусства, став одним из первых киноактеров Польши. Был нужным актёром, снимался сильно много, по несколко киноролей в год.
Невзирая на высочайшее положение, которого достигнул в польской кинематографии, был не очень комфортен польским кинодельцам, потому что позволял для себя критиковать польскую кинопромышленность: доставалось всем - продюсерам, сценаристам и режиссёрам: за отсутствие профессионализма в работе и безоглядное копирование зарубежных кинолент. В 1921 году желал кинуть всё и уехать в Германию по подвернувшемуся договору, но из-за господствовавшего в ту пору в киноиндустрии кризиса, переговоры с германской кинофирмой не достигнули фуррора.
Юноша-Стемповский был самым высокооплачиваемым актёром довоенного польского кино, и как сам признавался - в фильмах играл только из денежных суждений.
Годы оккупацииЕго поведение во время гитлеровской оккупации до сего времени не вполне раскрыто и по прежнему вызывает много споров. После начала войны, которая застала его на гастролях в Вильнюсе, возвратился в Варшаву. Он был критически настроен к сентябрьской кампании, а именно обвинил поляков в доведении страны до случившейся оккупации.
Поначалу работал барменом в кафе "Фрегат" и "Золотая утка". В течение некого времени был владельцем собственного кооперативного ресторанчика "Знахарь" (именовал его в честь самого пользующегося популярностью собственного киногероя из одноименного кинофильма), где официантами у него трудились бывшие коллеги по театральной сцене, посреди иных Мария Гелля (Maria Gella), Анна Ярачувна (Anna Jaraczówna) и Мечислав Милецкий (Mieczysław Milecki). С августа 1940 года играл в польских театрах (к примеру Театре комедии), но под германским управлением. Сдавал в аренду комнату германскому офицеру в чине полковника, начальнику Головного варшавского вокзала, был частым гостем за его столом.
Меж тем, невзирая на вероятные репрессии, категорически отказался участвовать в антипольском кинофильме с нацистской идеологией "Возвращение" (Heimkehr, 1941, реж. Густав Учицки).
Смерть и годы после погибелиКатастрофически умер в итоге стрельбы в своей варшавской квартире на ул. Познаньской, 38, при попытке ликвидации польским подпольем Армии Крайовой его 2-ой супруги Ядвиги Галевской (Jadwiga Galewska), страдавшей от наркотической зависимости и бывшей информатором Гестапо. Она вытягивала средства от семей арестованных, обещая взамен освобождение из кутузки либо концлагеря (средства ей необходимы были на еще одну дозу морфия). Прикрывая её своим телом, актёр получил пулевое ранение и скончался через несколько часов в поликлинике "Омега". Похоронен на кладбище Старенькые Повонзки в Варшаве.
В ноябре 1946 года вследствие письма (размещено в газете "Жиче Варшавы" / "Życie Warszawy" от 16.11.1946), подписанного анонимной дамой "от имени многих женщин-работниц завода в Калише", бойкотирующих демонстрацию кинофильмов с ролью Казимежа Юноши-Стемповского, Трибунал присяжных приступил к посмертной проверке деятельности актёра во время оккупации. Повторно дело подверглось рассмотрению в 1954 году. В обоих случаях, присяжные не заняли конкретной позиции и не было вынесено никакого вердикта.
Достойные внимания факты- В личной жизни был известен, как владелец отменного вкуса и знаток искусства (а именно, занимался коллекционированием произведений живописи). Но, по неким источникам, избегал контактов с окружающей средой, был человеком замкнутым и скрытным.
- Катастрофа актёра послужила материалом для книжки К. Брандыса «Рондо», а режиссёр Е. Штвертня снял кинофильм «Изумление» (Oszołomienie, 1988 г.).
- Его племянник — актёр театра и кино Ярема Стемповский (род. 15.01.1925).
Фильмография
год | заглавие по-русски | заглавие по-польски | режиссёр | роль |
---|---|---|---|---|
1902 | Przygoda dorożkarza | Казимир Прушинский | юноша | |
Возвращение весельчака | Powrót birbanta | Казимир Прушинский | весельчак | |
1916 | Варшавская охранка и её потаенны | Ochrana warszawska i jej tajemnice | Александр Герц | начальник охраны Прозеров |
Студенты | Studenci | Александр Герц | Ян Пашковский | |
1917 | Tajemnica Alei Ujazdowskich | Александр Герц | ||
Комната № 13 | Pokój nr 13 | Александр Герц | ||
Его последний отпрыск | Jego ostatni czyn | Александр Герц | похититель | |
Карат и его слуги | Carat i jego sługi | Александр Герц | Ежи, отпрыск Димитрия, царевич Гарин | |
Дама | Kobieta | Александр Герц | граф Луцкий | |
1918 | Мужик | Mężczyzna | Александр Герц | Ян Боровский |
Золотое болото | Złote bagno | Александр Герц | барон Оскар Россет | |
Сезонная любовь | Sezonowa miłość | Дарский | ||
1919 | Криста | Krysta | Александр Герц, Данни Каден | Луцкий |
1920 | Героизм польского лазутчика | Bohaterstwo polskiego skauta | Рышард Болеславский | лейтенант Яницкий |
Дочь пани Икс | Córka pani X | Александр Герц | лорд Нутворд | |
Возвращение | Powrót | Александр Герц | Ежи Лаский, публицист | |
1921 | Волшебство над Вислой | Cud nad Wisłą | Рышард Болеславский | агент большевиков |
1922 | Strzał | Данни Каден, Владислав Ленчевский | Ян Чарский | |
Потаенна остановки трамвая | Tajemnica przystanku tramwajowego | Ян Кухарский | граф Роман Опольский | |
1927 | Ухмылка судьбы | Uśmiech losu | Рышард Ордынский | Ян Козловский |
Мертвый узел | Martwy węzeł | Казимеж Чиньский | детектив | |
Земля обетованная | Ziemia obiecana | Збигнев Гняздовский, Александр Герц | Кароль Боровицкий | |
1930 | Докторская потаенна | Tajemnica lekarza | Рышард Ордынский | Ричард Парсон |
Ветер с моря | Wiatr od morza | Казимеж Чиньский | граф Фридрих фон Арффберг | |
1931 | Uwiedziona | Михал Вашиньский | Равич | |
1933 | История греха | Dzieje grzechu | Хенрик Шаро | Плаза-Сплавский |
1934 | Просыпание | Przebudzenie | Александр Форд | |
Дочь генерала Панкратова | Córka generała Pankratowa | Мечислав Знамеровский, Юзеф Лейтес | генерал Панкратов | |
Юный лес | Młody las | Юзеф Лейтес | Пакотин, учитель | |
1935 | Денек огромного приключения | Dzień wielkiej przygody | Юзеф Лейтес | Шмуглер |
Обожай только меня | Kochaj tylko mnie | Марта Фланц | Жарский | |
1936 | Ада! Это неловко! | Ada! To nie wypada! | Конрад Том | граф Ожельский |
Герои Сибири | Bohaterowie Sybiru | Михал Вашиньский | офицер королевской армии | |
Пан Твардовский | Pan Twardowski | Хенрик Шаро | Бес | |
Роза | Róża | Юзеф Лейтес | начальник следственного отдела | |
Потаенна мисс Бринкс | Tajemnica panny Brinx | Базили Сикевич | Ульберт, шеф детективного бюро | |
Прокажённая | Trędowata | Юлиуш Гардан | Мацей Михоровский, князь | |
Верная река | Wierna rzeka | Леонард Бучковский | Ольбромский | |
1937 | Ординат Михоровский | Ordynat Michorowski | Хенрик Шаро | князь Мацей Михоровский |
Огненные сердца | Płomienne serca | Ромуальд Гантковский | Стемпиньский, полковник | |
Ты, что в Острой светишь Браме... | Ty, co w Ostrej świecisz Bramie | Ян Новина-Пшибыльский | барон | |
Знахарь | Znachor | Михал Вашиньский | Рафал Вильчур | |
Девицы из Новолипок | Dziewczęta z Nowolipek | Юзеф Лейтес | супруг Моссаковской | |
1938 | Сигналы | Sygnały | Юзеф Лейтес | Филипп |
Рена | Rena | Михал Вашиньский | Томаш Гарда, прокурор | |
Дамы над пропастью | Kobiety nad przepaścią | Михал Вашиньский, Эмиль Хаберский | Воляк | |
Вереск | Wrzos | Юлиуш Гардан | отец Анджея | |
2-ая юность | Druga młodość | Михал Вашиньский | Людвик, супруг Ирены | |
Последняя бригада | Ostatnia brygada | Михал Вашиньский | Кульч, супруг Елены | |
Доктор Вильчур | Profesor Wilczur | Михал Вашиньский | доктор Рафал Вильчур | |
Флориан | Florian | Леонард Бучковский | Верещиньский | |
Мои предки разводятся | Moi rodzice rozwodzą się | Мечислав Кравич | Юзеф Наленч, супруг Ады | |
Без вины виновные | Za winy niepopełnione | Евгениуш Бодо | Юзеф Хольский | |
1939 | В конце пути | U kresu drogi | Михал Вашиньский | Ян Турвид |
Ересь Кристины | Kłamstwo Krystyny | Хенрик Шаро | Мауриций Марлецкий, отец Янека | |
Доктор Мурек | Doktór Murek | Юлиуш Гардан | Язвич |