Суббота, 30 мая 2015 17:29

Юноша-Стемповский Казимеж

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Казимеж Юноша-Стемповский
Полное имя актера на родном языке: Kazimierz Junosza-Stępowski
Имя при рождении:

Казимеж Стемповский

Когда родился (Дата рождения):

26 ноября 1880 1880-11-26

Где родился (Место рождения):

Венеция, Италия

Когда умер (Дата смерти):

5 июля 1943 1943-07-05 62 года

Где умер (Место смерти):

Варшава, Польша

Какое имеет гражданство:

Российская империя,
Польша

Кто по профессии:

актёр театра и кино

Карьера (с какого - по какое):

1889-1943


Биография актера Юноша-Стемповский, Казимеж

Казимеж Юноша-Стемповский (польск. Kazimierz Junosza-Stępowski; при рождении — Казимеж Стемповский, польск. Kazimierz Stępowski; 26 ноября 1880, Венеция, Италия — 5 июля 1943, Варшава, Польша) — один из самых выдающихся польских актёров театра и кино довоенного периода.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранешние годы
    • 1.2 Театр
    • 1.3 Кино
    • 1.4 Годы оккупации
    • 1.5 Смерть и годы после погибели
    • 1.6 Достойные внимания факты
    • 1.7 Фильмография
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки

Биография

Ранешние годы

Родился в Венеции в безбедной семье польских землевладельцев. В 1890-92 он обучался в гимназии святой Анны в Кракове, продолжил учебу в иезуитской школе в Хырове (1892-95), а потом с 1895 года в русской гос школе в городке Каменец-Подольский.

Школьные аттестаты этого периода выданы на фамилию Стемповский. Это уже позже, начав актёрскую карьеру он воспользуется заглавием их родового дворянского герба - Парень. 1-ые выходы на сцену польских театров он подписывался только как Казимеж Парень и уже став известным, стал именоваться не по другому, как Казимеж Юноша-Стемповский.

Театр В пьесе Кароля Хуберта Ростворовского «Гай Цезарь Калигула» (1934)

Вначале планировал предназначить себя оперному пению (он обладал прекрасным басом). Дебютировал Казимеж ролью убийцы в пьесе Альфреда Щепаньского "Piast" в 1889 году на сцене Польского театра в Познани, где выдержал в течение 1-го сезона.

С 1900 года он изучал драматическое искусство в студии дикции и декламирования при Варшавском музыкальном обществе (WTM).

В 1901-02 выступал на театральной сцене в Лодзи.

В 1906 году много путешествовал, сначала по Украине и Рф (Подолье), где приценивался к людям, их повадкам и поведению. Эти наблюдения стал использовать в собственной актёрской игре.

С 1907 по 1909 выступал в Польском театре в Познани, потом в Берлине. Тут он знакомится с актёром Альбертом Бассерманом, оказавшем существенное воздействие на юного Казимежа: сейчас он начинает более кропотливо отбирать роли и готовиться к ним.

С 1909 по 1911 играл у Александра Зельверовича в Лодзи, став скоро одним из ведущих актёров польского театра.

В 1912 г. играл в Словацком театре в Кракове. В том же году переехал в Варшаву, где играл на разных театральных подмостках (в том числе в Польском театре, Театре эстрады, Государственном театре).

Он был актёром, для которого игра была наиважнейшей ценностью. Имея хорошие наружные данные, соответствующий глас, играл в главном людей сильных — управляющих, старших и высших офицеров, правителей либо деспотов. Отлично себя ощущал и в легком жанре. Он был мастером индивидуализации. Пробовал заняться также и театральной режиссурой.

Кино

С синематографом связал свою жизнь еще в 1902 году, появившись на дисплее в нескольких короткометражках пионера польского синематографа Казимира Прушинского. Таким макаром, он сам оказался у истоков появления нового вида искусства, став одним из первых киноактеров Польши. Был нужным актёром, снимался сильно много, по несколко киноролей в год.

Невзирая на высочайшее положение, которого достигнул в польской кинематографии, был не очень комфортен польским кинодельцам, потому что позволял для себя критиковать польскую кинопромышленность: доставалось всем - продюсерам, сценаристам и режиссёрам: за отсутствие профессионализма в работе и безоглядное копирование зарубежных кинолент. В 1921 году желал кинуть всё и уехать в Германию по подвернувшемуся договору, но из-за господствовавшего в ту пору в киноиндустрии кризиса, переговоры с германской кинофирмой не достигнули фуррора.

Юноша-Стемповский был самым высокооплачиваемым актёром довоенного польского кино, и как сам признавался - в фильмах играл только из денежных суждений.

Годы оккупации

Его поведение во время гитлеровской оккупации до сего времени не вполне раскрыто и по прежнему вызывает много споров. После начала войны, которая застала его на гастролях в Вильнюсе, возвратился в Варшаву. Он был критически настроен к сентябрьской кампании, а именно обвинил поляков в доведении страны до случившейся оккупации.

Поначалу работал барменом в кафе "Фрегат" и "Золотая утка". В течение некого времени был владельцем собственного кооперативного ресторанчика "Знахарь" (именовал его в честь самого пользующегося популярностью собственного киногероя из одноименного кинофильма), где официантами у него трудились бывшие коллеги по театральной сцене, посреди иных Мария Гелля (Maria Gella), Анна Ярачувна (Anna Jaraczówna) и Мечислав Милецкий (Mieczysław Milecki). С августа 1940 года играл в польских театрах (к примеру Театре комедии), но под германским управлением. Сдавал в аренду комнату германскому офицеру в чине полковника, начальнику Головного варшавского вокзала, был частым гостем за его столом.

Меж тем, невзирая на вероятные репрессии, категорически отказался участвовать в антипольском кинофильме с нацистской идеологией "Возвращение" (Heimkehr, 1941, реж. Густав Учицки).

Смерть и годы после погибели

Катастрофически умер в итоге стрельбы в своей варшавской квартире на ул. Познаньской, 38, при попытке ликвидации польским подпольем Армии Крайовой его 2-ой супруги Ядвиги Галевской (Jadwiga Galewska), страдавшей от наркотической зависимости и бывшей информатором Гестапо. Она вытягивала средства от семей арестованных, обещая взамен освобождение из кутузки либо концлагеря (средства ей необходимы были на еще одну дозу морфия). Прикрывая её своим телом, актёр получил пулевое ранение и скончался через несколько часов в поликлинике "Омега". Похоронен на кладбище Старенькые Повонзки в Варшаве.

В ноябре 1946 года вследствие письма (размещено в газете "Жиче Варшавы" / "Życie Warszawy" от 16.11.1946), подписанного анонимной дамой "от имени многих женщин-работниц завода в Калише", бойкотирующих демонстрацию кинофильмов с ролью Казимежа Юноши-Стемповского, Трибунал присяжных приступил к посмертной проверке деятельности актёра во время оккупации. Повторно дело подверглось рассмотрению в 1954 году. В обоих случаях, присяжные не заняли конкретной позиции и не было вынесено никакого вердикта.

Достойные внимания факты
  • В личной жизни был известен, как владелец отменного вкуса и знаток искусства (а именно, занимался коллекционированием произведений живописи). Но, по неким источникам, избегал контактов с окружающей средой, был человеком замкнутым и скрытным.
  • Катастрофа актёра послужила материалом для книжки К. Брандыса «Рондо», а режиссёр Е. Штвертня снял кинофильм «Изумление» (Oszołomienie, 1988 г.).
  • Его племянник — актёр театра и кино Ярема Стемповский (род. 15.01.1925).

Фильмография

год заглавие по-русски заглавие по-польски режиссёр роль
1902 Przygoda dorożkarza Казимир Прушинский юноша
Возвращение весельчака Powrót birbanta Казимир Прушинский весельчак
1916 Варшавская охранка и её потаенны Ochrana warszawska i jej tajemnice Александр Герц начальник охраны Прозеров
Студенты Studenci Александр Герц Ян Пашковский
1917 Tajemnica Alei Ujazdowskich Александр Герц
Комната № 13 Pokój nr 13 Александр Герц
Его последний отпрыск Jego ostatni czyn Александр Герц похититель
Карат и его слуги Carat i jego sługi Александр Герц Ежи, отпрыск Димитрия, царевич Гарин
Дама Kobieta Александр Герц граф Луцкий
1918 Мужик Mężczyzna Александр Герц Ян Боровский
Золотое болото Złote bagno Александр Герц барон Оскар Россет
Сезонная любовь Sezonowa miłość Дарский
1919 Криста Krysta Александр Герц, Данни Каден Луцкий
1920 Героизм польского лазутчика Bohaterstwo polskiego skauta Рышард Болеславский лейтенант Яницкий
Дочь пани Икс Córka pani X Александр Герц лорд Нутворд
Возвращение Powrót Александр Герц Ежи Лаский, публицист
1921 Волшебство над Вислой Cud nad Wisłą Рышард Болеславский агент большевиков
1922 Strzał Данни Каден, Владислав Ленчевский Ян Чарский
Потаенна остановки трамвая Tajemnica przystanku tramwajowego Ян Кухарский граф Роман Опольский
1927 Ухмылка судьбы Uśmiech losu Рышард Ордынский Ян Козловский
Мертвый узел Martwy węzeł Казимеж Чиньский детектив
Земля обетованная Ziemia obiecana Збигнев Гняздовский, Александр Герц Кароль Боровицкий
1930 Докторская потаенна Tajemnica lekarza Рышард Ордынский Ричард Парсон
Ветер с моря Wiatr od morza Казимеж Чиньский граф Фридрих фон Арффберг
1931 Uwiedziona Михал Вашиньский Равич
1933 История греха Dzieje grzechu Хенрик Шаро Плаза-Сплавский
1934 Просыпание Przebudzenie Александр Форд
Дочь генерала Панкратова Córka generała Pankratowa Мечислав Знамеровский, Юзеф Лейтес генерал Панкратов
Юный лес Młody las Юзеф Лейтес Пакотин, учитель
1935 Денек огромного приключения Dzień wielkiej przygody Юзеф Лейтес Шмуглер
Обожай только меня Kochaj tylko mnie Марта Фланц Жарский
1936 Ада! Это неловко! Ada! To nie wypada! Конрад Том граф Ожельский
Герои Сибири Bohaterowie Sybiru Михал Вашиньский офицер королевской армии
Пан Твардовский Pan Twardowski Хенрик Шаро Бес
Роза Róża Юзеф Лейтес начальник следственного отдела
Потаенна мисс Бринкс Tajemnica panny Brinx Базили Сикевич Ульберт, шеф детективного бюро
Прокажённая Trędowata Юлиуш Гардан Мацей Михоровский, князь
Верная река Wierna rzeka Леонард Бучковский Ольбромский
1937 Ординат Михоровский Ordynat Michorowski Хенрик Шаро князь Мацей Михоровский
Огненные сердца Płomienne serca Ромуальд Гантковский Стемпиньский, полковник
Ты, что в Острой светишь Браме... Ty, co w Ostrej świecisz Bramie Ян Новина-Пшибыльский барон
Знахарь Znachor Михал Вашиньский Рафал Вильчур
Девицы из Новолипок Dziewczęta z Nowolipek Юзеф Лейтес супруг Моссаковской
1938 Сигналы Sygnały Юзеф Лейтес Филипп
Рена Rena Михал Вашиньский Томаш Гарда, прокурор
Дамы над пропастью Kobiety nad przepaścią Михал Вашиньский, Эмиль Хаберский Воляк
Вереск Wrzos Юлиуш Гардан отец Анджея
2-ая юность Druga młodość Михал Вашиньский Людвик, супруг Ирены
Последняя бригада Ostatnia brygada Михал Вашиньский Кульч, супруг Елены
Доктор Вильчур Profesor Wilczur Михал Вашиньский доктор Рафал Вильчур
Флориан Florian Леонард Бучковский Верещиньский
Мои предки разводятся Moi rodzice rozwodzą się Мечислав Кравич Юзеф Наленч, супруг Ады
Без вины виновные Za winy niepopełnione Евгениуш Бодо Юзеф Хольский
1939 В конце пути U kresu drogi Михал Вашиньский Ян Турвид
Ересь Кристины Kłamstwo Krystyny Хенрик Шаро Мауриций Марлецкий, отец Янека
Доктор Мурек Doktór Murek Юлиуш Гардан Язвич

Прочитано 1374 раз
Другие материалы в этой категории: « Юревич Ян Юльский Цезарий »