Сестра — Массалитинова, Варвара Осиповна.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Признание и заслуги
- 3 Творчество
- 3.1 Актёр
- 3.2 Режиссёр
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Николай Массалитинов родился 24 февраля 1880 года в городке Елец Орловской (сейчас Липецкой) области.
Детство и молодость прошли в Томске, гимназистом Массалитинов учавствовал в любительских спектаклях. В 1900 году поступил на мед факультет Томского института, за роль в студенческой демонстрации был исключен из института. Перешёл в Технологический институт, но был по той же причине исключен и оттуда. В 1904 по совету сестры (к тому времени актрисы Малого театра) переехал в Москву. В 1907 году закончил школу Малого театра (преподаватель А. А. Федотов). Присутствовавшие на выпускном спектакле училища К. С. Станиславский и Вл. И.Немирович-Данченко пригласили его в МХТ.
В 1913—1916 годах управлял вместе с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным личной школой драматического искусства («Школа 3-х Николаев»), послужившей основанием 2-й студии МХТ.
В июне 1919 года «качаловская группа», в состав которой заходил Массалитинов, в итоге Штатской войны оказалась отрезанной от Москвы. После выступлений в Харькове, Одессе, Екатеринодаре, Тбилиси, Батуме «качаловская группа» «Вишнёвым садом» открыла гастроли в Софии 20 октября 1920.
С 18 января 1921 выступления продолжились в Белграде, Загребе, Любляне, потом в Праге. После возвращения части группы в Москву Массалитинов совместно с оставшимися актёрами играл в составе Пражской труппы, возглавляемой М. Германовой, в Городском театре.
Он повсевременно делал какие-то пробы возвратиться на родину и в собственный МХТ, в архивах сохранилась его переписка с В. И. Немировичем-Данченко, но всё оказалось напрасно. Но из переписки с другими актёрами становится понятно, что и в Москве у самых фаворитных и награждаемых актёров далековато не всё складывалось благополучно, хотя, естественно это нельзя ассоциировать с критериями принужденной эмиграции.
Наталья Вагапова, историк театра, создатель книжки «Русская театральная эмиграция» в Центральной Европе и на Балканах», С-Петербург, издательство «Алетейя»:
Естественно, если гласить о таких именах, как Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, естественно, они процветали, в общем, более либо наименее делали в тех границах, в каких это было может быть в русской Рф, они делали то, что они желали. Но, все же, может быть, это очень смелое с моей стороны заявление, я не историк МХАТ, но я вам произнесла, что 30-е годы Пражская группа идёт под уклон. Но мы возьмем письмо Книппер-Чеховой, уже старой, практически не играющей, откровенное дружественное письмо Массалитинову, которое она ему написала от руки, просто как старенькому другу. Оно публикуется. Она пишет о том, что как обидно то, что происходит на данный момент в её родном театре. Они были как птички в золотой клеточке, наверняка. Каждый в жизни выбирает свою судьбу. Я так пробовала для себя представить. Не будем гласить о наших величавых стариках, которые всё-таки были обласканы русской властью, жили в наилучших санаториях, их обслуживали прекрасные докторы, они до глубочайшей старости могли играть, пока могли играть, здесь грех сетовать..В 1924 году Массалитинов сделал личную театральную школу в Берлине, а с 1925 года жил и работал в Болгарии.
Погиб Николай Массалитинов 22 марта 1961 года в Софии.
Признание и заслуги
- Народный артист НРБ (1948)
- Лауреат Димитровской премии (1950)
Творчество
Актёр
- МХТ
- «Горе от ума» — Скалозуб
- «На всякого мудреца достаточно простоты» — Городулин
- «Месяц в деревне» — Ислаев
- «Где тонко, там и рвётся» — Станицын
- «Вишнёвый сад» — Лопахин
- «Три сестры» — Солёный
- «Дядя Ваня» — Войницкий
- «Борис Годунов» А.Пушкина — князь Воротынский, князь Курбский
- «Жизнь человека» Л.Андреева — Отец
- «Синяя птица» М.Метерлинка — Отец, Бук
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Уховёртов
- «Гамлет» У. Шекспира, 1911 — Клавдий
- «Где тонко, там и рвётся» Тургенева, 1912 — Станицын
- «Николай Ставрогин» по Ф. Достоевскому, 1913 — Шатов
- «Смерть Пазухина» по М.Салтыкову-Щедрину, 1914) — Живновский
- «Село Степанчиково» по Достоевскому, 1917 — Ростанев
- Болгарские театры
- «Перед заходом солнца» Гауптмана — Матиас Клаузен
- «Тартюф» — Тартюф
Режиссёр
- «Двенадцатая ночь» У.Шекспира (1925)
- «Мастера» Р.Стоянова (1927)
- «Албена» И. Йовкова (1929)
- «Горе от ума» А. Грибоедова (1930)
- «Миллионер» И. Йовкова (1930)
- «Бедность не порок» Островского (1932)
- «На дне» Горьковатого (1932)
- «Над пропастью» И.Вазова (1934)
- «Престол» И.Вазова (1934)
- «Обыкновенный человек» И. Йовкова (1936)
- «Бесприданница» Островского (1937)
- «Принц Гомбургский» Г.Клейста (1942)
- «Гамлет» Шекспира (1943)
- «Эрнани» В.Гюго (1943)
- «Враги» Горьковатого (1944)
- «Борьба продолжается» К.Кюлявкова (1946)
- «Три сестры» Чехова (1953)
- «Таланты и поклонники» Островского (1955)