Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Оксфорд
- 1.2 Пит и Дад
- 1.3 Голливуд
- 1.4 Последние годы
- 2 Личная жизнь
- 3 Заслуги
- 4 Фильмография
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Дадли Мур родился в Лондоне в семье жд электрика. Его предки, обыкновенные рабочие, не направляли особенного внимания на отпрыска. Дадли был маленького роста (158 см) и родился с врождённой косолапостью, что делало его предметом насмешек сверстников. В 6 лет он начал петь в церковном хоре и играть на фортепьяно и скрипке. Он стремительно показал себя как профессиональный пианист и органист (в 14 лет он уже играл на органе во время церковных венчаний). Дадли посещал окружную среднюю школу в Дагенхэме, где брал уроки музыки у педагога Питера Корка, с которым его связали долгие и длительные годы дружбы.
Оксфорд
Музыкальный талант Мура посодействовал ему выиграть стипендию Института Магдалины в Оксфорде. Обучаясь там музыке и композиции, он сразу выступал с Аланом Беннеттом в театральной труппе Оксфордского института «Оксфорд Ревю». Потом Беннетт рекомендовал Дадли собственному продюсеру, вместе с которым они сочинили сатирическое ревю «За гранью» (Beyond the Fringe), во время работы над которым он познакомился с Питером Куком и будущим театральным режиссёром Джонатаном Миллером. В 1960 году «За гранью» с фуррором было показано на Эдинбургском фестивале и произвело фурор в Великобритании, а потом в Нью-Йорке, став собственного рода предшественником «Летающего цирка Монти Пайтона».
В Оксфорде Мур заинтересовался джазом и скоро стал хорошим джазовым пианистом и композитором. Он работал с такими известными музыкантами как Джон Данкуорт и Клео Лэйн. В 60-е годы он сделал «Трио Дадли Мура». Огромное воздействие на творчество Мура оказали Оскар Питерсон и Эрролл Гарнер. В одном из интервью Мур говорил, что когда он завладел техникой левой руки Гарнера, он был так взволнован, что некоторое количество дней попорядку прогуливался, повсевременно отбивая ритм левой рукою. Его ранешние записи включали: «My Blue Heaven», «Lysie Does It», «Poova Nova», «Take Your Time», «Indiana», «Sooz Blooz», «Bauble, Bangles and Beads», «Sad One for George» и «Autumn Leaves». Трио часто выступало по английскому телевидению, записывало пластинки и выступало в английском ночном клубе Питера Кука «The Establishment». Сначала 70-х годов на одной из вечеринок он познакомился с английским певцом и создателем Lynsey De Paul, с которым его связала крепкая дружба.
Пит и Дад
Клуб «The Establishment» переехал в New-york, Мур последовал за ним, но потом возвратился в Англию и стал сотрудничать с BBC. После телевизионной адаптации шоу «За гранью» (1964) Мур пригласил Питера Кука в проект «Не только… Да и…» (Not Only… But Also) (1965) в качестве гостя, но их творческий тандем оказался так неплох, что выдержал несколько сезонов (1965—1970). Кук (Пит) и Мур (Дад), одетые в плащи и кепки с козырьком, изображали журналиста и эксцентричного пролетария, обсуждавших политические и культурные действия. При работе над очередной передачей друзья использовали нестандартный приём, записывая материал на магнитофон, а потом обрабатывая его. Времени на репетиции (передачи нередко выходили в прямом эфире) не хватало, и друзья воспользовались карточками с репликами. Многие записи этих передач были позже стерты BBC, как и Доктор Кто (Doctor Who), но некие записи уцелели.
Мур и Кук вместе снялись в фильмах «Ослеплённый желаниями» (1967), «Не та коробка» (1966), «Жилая комната» (1969) и «Собака Баскервиллей», также ездили на гастроли с ревю «За гранью» и «Добрый вечер».
Голливуд
Он дебютировал в практически неведомом кинофильме «30 лет — страшный возраст, Синтия» (1968), снявшись в нём вкупе с супругой, Сьюзи Кендолл.
В 1984 году после их еще одного шоу «Дерек и Клайв», Мур порвал дела с Куком из-за его увлечения алкоголем и вполне сосредоточился на собственной кинокарьере.
В конце 70-х Мур перебрался в Голливуд и снялся в кинофильме « Грязная Игра» (1978) с Чеви Чейзом и Голди Хоун. Последующий год был отмечен комедией «10» режиссера Блейка Эдвардса, где Мур поменял Джорджа Сигала в главной роли, и фильмом «Всё о Моисее» (1980), последний огромного фуррора не имел. Потом последовал перегнавший «10» по популярности кинофильм «Артур» (1981) с Лайзой Миннелли, Джеральдин Фицджеральд и сэром Джоном Гилгудом, получившим за этот кинофильм «Оскара». Мур сыграл в нём роль беспечного миллиардера по имени Артур, наставляемого старенькым дворецким и влюбляющегося в ординарную даму. Дадли Мур был номинирован за этот кинофильм на «Оскара» за наилучшую мужскую роль, но проиграл Генри Фонда (кинофильм «На золотом озере»). Зато он получил «Золотой глобус» (1981) как наилучший комедийный актер.
В 1984 году Мур снимается ещё в одном хите « Микки и Мод режиссера Блейка Эдвардса вместе с Эми Ирвинг. За него в том же 1984 году он получил ещё один „Золотой глобус“ как наилучший комедийный актёр. Ни один из его следующих кинофильмов — включая „6 недель“ (1982), „Нездоровой от любви“, „Романтичная комедия“ (оба в 1983), Клянусь в неверности» с Настасьей Кински, «Наилучший метод защиты» (все в 1984), «Отец — как отпрыск» (1987), « Артур 2: на мели» (1988, Мур также продюсер) и « Безумные люди» (1990) не принесли ему той же степени фуррора как у критиков, так и в коммерческом плане. В 1993 году он снялся в недолговечном телешоу «Дадли» (4 серии). Не считая работы в кино Мур продолжал и своё музыкальное творчество как композитор и пианист. Он писал музыку для кинофильмов, в том числе для «Ослеплённый желаниями» и «Недопустимая улика», «Шесть недель», «Собака Баскервиллей» и выступал с фортепьянными концертами. В сотрудничестве с дирижёром, сэром Георгом Шолти Мур создаёт в 1991 году телевизионный сериал «Оркестр!», который знакомил зрителя с работой симфонического оркестра. Потом вместе с южноамериканским дирижёром Майклом Тилсоном Томасом схожий же сериал «Концерт!» в 1993 году, дающий представление о традиционном музыкальном концерте. В марте 1988 года он сыграл роль Ко-Ко в смешной опере «Микадо» в постановке Джонатана Миллера в Лос-Анджелесе.
Последние годы
В 1987 году музыкальный критик «New York Times» Рена Фрухтер, сама красивый пианист, взяла у Мура интервью, после этого они стали близкими друзьями. В это время актёрская карьера Мура пошла на спад. Он решил сконцентрироваться на музыке и пригласил Рену в качестве приятеля. Они выступали дуэтом в Англии и Австралии. Но скоро его болезнь начала прогрессировать, и пальцы не всегда слушались его. Такие симптомы заболевания как непонятная речь и утрата координации воспринимались публикой и СМИ как проявление алкоголизма, а сам Мур был не в состоянии объясниться. Он переехал в дом к Фрухтерам в Нью-Джерси и прожил там четыре года, перебравшись потом в дом по соседству.
Мур был глубоко взволнован гибелью Питера Кука в 1995 году и несколько недель попорядку повсевременно набирал его номер телефона, только чтоб услышать глас друга в записи на автоответчике. Мур находился на поминальной службе по Куку в Лондоне, и многие люди, знавшие его, отметили его малость странноватое поведение.
В сентябре 1997 года Мур перенес операцию по коронарному шунтированию в Лондоне. В июне 1998 Николь Ротшильд заявила, что Мур «готовится умереть» от серьёзной заболевания, но эти заявления опровергались Сьюзи Кендалл.
30 сентября 1999 года Мур объявил, что мучается прогрессирующим супрануклеарным параличом, ранешние симптомы которого похожи на интоксикацию, что неверно воспринималось как алкоголизм, и что болезнь была диагностирована год назад. Он произнес прессе: «Я знаю, что эта редчайшая болезнь поражает только 1-го человека из 100 000, ровно такое же число членов в нашем союзе сценаристов. Так что я принял этот недуг на себя и выручил других 99 999 человек». Незадолго до погибели он также организовал благотворительный фонд для страдающих той же заболеванием.
Дадли Мур скончался 27 марта 2002 года в итоге пневмонии — отягощения после разбившего его паралича в Плэйнфилде, штат Нью-Джерси и был похоронен в Скотч-Плэйнс. Рена Фрухтер была с ним в эти минутки и признавалась позднее, что последними словами его были: «Я слышу вокруг себя музыку…». После погибели Мура Рена издала воспоминания об их дружбе.
В декабре 2004 года на экраны английского телевидения вышел кинофильм «Не только, но и», а на сцене театра — пьеса «Пит и Дад: возвращение» о дружбе меж Муром и Куком.
Личная жизнь
Мур был женат четыре раза: на актрисах Сьюзи Кендалл (1968-72), Тьюсдей Уэлд (1975-80) (отпрыск — Патрик, 1976), Броган Лейн (1988-91) и Николь Ротшильд (1994-98) (отпрыск Николас, 1995).
Он сохранил отличные дела со своими первыми 3-мя жёнами. Но Ротшильд, с которой он со скандалом развелся во время собственной заболевания, он категорически воспретил находиться на собственных похоронах.
Мур очень нравился дамам. Посреди его подруг были самые прекрасные дамы Голливуда. В 1994 году Мур был арестован милицией, потому что по утверждениям Ротшильд лупил её, позже она отказалась от собственных показаний.
Заслуги
В июне 2001 года, когда актёр фактически покинул синематограф, он получил почётное звание Командора Ордена Английской империи. Невзирая на ухудшение здоровья Мур, в инвалидной коляске и безгласный, появился на церемонии в Букингемском дворце. Орден ему вручал царевич Чарльз.
Дадли Мур имеет свою звезду № 7000 на Голливудской алее славы.
Фильмография
- 1996 — Уикенд на природе/Веселенькие выходные / A Weekend in the Country (ТВ), режиссер: Мартин Бергман
- 1994 — Параллельные жизни / Parallel Lives (ТВ)
- 1992 — Во всём повинет посыльный / Blame It on the Bellboy, режиссер: Марк Херман
- 1990 — Безумные люди / Crazy People
- 1988 — Артур 2: на мели / Arthur 2 On the Rocks, режиссер: Бад Йоркин, продюсер Дадли Мур
- 1987 — Отец — как отпрыск/ Каковой отец, такой и отпрыск / Like Father Like Son, режиссер: Род Дэниел
- 1985 — Санта Клаус / Santa Claus: The Movie
- 1984 — Микки и Мод / Micki + Maude, режиссер: Блейк Эдвардс
- 1984 — Наилучший метод защиты / Best Defense, режиссер: Уиллард Хайк
- 1984 — Клянусь в неверности / Unfaithfully Yours, режиссер: Говард Зифф
- 1983 — Романтичная комедия / Romantic Comedy
- 1983 — Нездоровой от любви / Lovesick
- 1982 — 6 недель / Six Weeks
- 1981 — Артур / Arthur, режиссер: Стив Гордон
- 1980 — Все о Моисее / Wholly Moses!
- 1979 — 10, режиссер: Блейк Эдвардс
- 1978 — Собака Баскервиллей / The Hound of the Baskervilles (Англия), сценарист Дадли Мур
- 1978 — Грязная Игра / Foul Play, режиссер: Колин Хиггинс
- 1972 — Приключения Алисы в стране чудес / Alice’s Adventures in Wonderland (Англия)
- 1969 — Жилая комната / The Bed-Sitting Room (Англия)
- 1969 — Бросок в Монте-Карло / Monte Carlo or Bust (Англия, Франция, Италия)
- 1968 — 30 лет — страшный возраст, Синтия / 30 Is a Dangerous Age, Cynthia
- 1967 — Ослеплённый желаниями / Bedazzled (Англия), режиссер: Стэнли Донен, сценарист, композитор — Дадли Мур
- 1966 — Не та коробка / The Wrong Box (Англия), режиссер: Брайан Форбс
Литература
- From Fringe to Flying Circus — 'Celebrating a Unique Generation of Comedy 1960—1980' — Roger Wilmut, Eyre Methuen Ltd, 1980
- Alexander Games (1999). Pete & Dud: An Illustrated Biography. Andre Deutsch. ISBN 0-233-99642-7.
- Peter Cook and Dudley Moore (2003). Dud and Pete The Dagenham Dialogues. Methuen. ISBN 978-0-413-77347-0.
- Chris Bartlett and Nick Awde (2006). Pete and Dud: Come Again. Methuen Drama. ISBN 0-413-77602-6.
- Dudley Moore, Rena Fruchter, Ebury Press, 2004.
- Fallen Stars, Julian Upton, Headpress, 2004.