Карьера Тому Утиды поделена на две части, разделённые меж собой пятнадцатилетним отсутствием в профессии из-за войны и лет, которые он провёл после чего в Китае. 1-ая половина его карьеры прошла в довоенные 1920-е — 1930-е и ознаменована его достижениями в синематографе социальной направленности, лентами которые критики считают предтечей итальянскому неореализму. 2-ая половина карьеры Утиды приходится на полтора десятилетия (с 1955-го по 1971 г.), когда он после китайского добровольческого «заточения» станет одним из самых маститых мастеров жанра «дзидайгэки».
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Ранешние годы жизни (1898-1919) и 1-ые работы в синематографе (1920-1926)
- 1.2 Карьера в довоенном кино (1927-1940)
- 1.3 Потерянные годы (1941-1953)
- 1.4 Новый шаг творческой карьеры (1955-1970)
- 2 Премии и номинации
- 3 Фильмография
- 4 Комменты
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
- 7 Литература
Биография
Ранешние годы жизни (1898-1919) и 1-ые работы в синематографе (1920-1926)
Его истинное имя Цунэдзиро Утида, он родился в 1898 году в городке Окаяма и после окончания средней школы шестнадцатилетний парень переехал в Йокогаму, где какое-то время работал на заводе, на котором собирались пианино и фортепиано. Товарищи по службе окрестили его Тому Йокогама (Тому — японский эквивалент британского имени Том). Так, показавшееся в молодые годы прозвище Тому, позднее станет его творческим псевдонимом. Потом служба в армии, демобилизовавшись, он в 1920 году стал актёром в кинокомпании «Тайкацу», где посреди остального снялся в кинофильме режиссёра Томаса Курихары (англ.)русск. «Любительский клуб» (1920). Скоро он стал помощником Томаса Курихары (истинное имя Кисабуро Курихара, псевдоним Томас он взял для себя, когда ещё в 1910-е годы работал актёром в Голливуде). Курихара был одним из первых японских режиссёров, использовавших чисто синематографический язык, потому что в те годы над японским синематографом ещё в значимой степени довлели театральные традиции. Юного Утиду завлекала западная культура, в особенности англо-саксонская, и в своём учении у Курихары, не понаслышке знакомого с Западом, прожившего много лет в США и познавшего способы работы в Голливуде, Тому со всей страстью вникал и постигал синематографические азы.
В 1922 году Утида перейдёт на студию «Микадо», основоположником и управляющим которой был «отец японского кинематографа» Сёдзо Макино. Тут он дебютировал вторым режиссёром на постановке кинофильма «Бравый полицейский Кониси» (1922, с режиссёром Тэйносукэ Кинугасой, потом ставшем известным постановщиком эпохального для японского кино кинофильма «Страничка безумия», 1926). В том же 1922 году Утида вернётся в Йокогаму, где разыщет Дзюнъитиро Танидзаки, и обратится к нему с просьбой написать рекомендательное письмо к Сёдзиро Саваде, пользующемуся популярностью в то время театральному актёру. Заручившись его рекомендацией, Утида отпраился в Асакуса (Токио), но после просмотра спектакля с ролью Савады и проникшись глубочайшим чувством презрения к его игре, он отрешается от намерения идти к нему в ученики.
Величавое землетрясение Канто (в Токио 1 сентября 1923 года) ускорило открытие Стране восходящего солнца западной культуре. Ранее без охоты поддававшаяся зарубежному воздействию, Япония (где сильны были классические модели развития государственной культуры, продолжавшиеся с начала семнадцатого века) вступила в эру величавых реформ. Этот катаклизм также имел последствия для карьеры Утиды, который, непременно, будет созидать свою жизнь неразрывно связанной с историей собственной страны. Утида, потерявший жильё и всё своё имущество, становится бескровным и скитается по разрушенному Токио, видя мучения тех, кто, как и он сам, утратили всё и пробуют как-то выжить. Увиденное и пережитое им в это время будет преследовать его в протяжении всей жизни и наложит отпечаток на его будущие заслуги. Он присоединился к труппе странствующих актёров и провёл год в скитаниях по стране, выступая с мини-спектаклями перед провинциальной публикой. Этот опыт также окажет существенное воздействие в дальнейшем на стилистику его киноработ. В конце 1924 года Утида возвратился в Токио и начал играть роли в фильмах, поставленных маленькими киностудиями «Огасавара пуро», «Куникацу сугамо», «Асахи кинэма». Тут же на этих маленьких студиях он срежиссировал несколько кинофильмов в 1925 году, но об их даже наибольшие знатоки синематографа на данный момент ничего не знают, во-1-х они не сохранились, во-2-х всё это были малозначащие (по большей части малометражные) коммерческие пустышки. Потому его дебютом в кинорежиссуре принято считать 1927 год, когда он будет работать уже в большой известной кинокомпании «Никкацу» (англ.)русск., куда он пришёл за год ранее (в 1926-м) сначала как ассистент оператора и помощник режиссёра.
Карьера в довоенном кино (1927-1940)
Сейчас не достаточно кто знает, что будущий величавый режиссёр начинал с комедийного жанра. Настоящий режиссёрский дебют, состоявшийся в 1927 году — спортивная комедия «Трёхдневное соревнование». Работая на студии «Дайсёгун» кинокомпании «Никкацу», расположенной в округах Киото, Тома Утиду поставил в 1-ый год собственной режиссёрской деятельности семь лёгких и весёлых комедий и авантюрных кинофильмов. Правда ни одна из этих кинолент не сохранилась до наших дней, как и многие из его следующих работ изготовленных в 1930-е годы. Но, начав с лёгких беспечных комедий, скоро постановщик начал вкрапливать в их элементы сатиры, дальше его киноленты стали всё боле насыщены критикой современного общества. Уже скоро режиссёр примкнул к союзу японского пролетарского искусства («Прокино») (англ.)русск., активными деятелями которого были Гэндзю Саса, Акира Ивасаки (англ.)русск., Дайсукэ Ито (англ.)русск., Кэндзи Мидзогути, Токихико Окада и др.), став одним из активных его сподвижников и сняв идущую в русле этого движения сатирическую комедию «Живая марионетка» (1929, по повести Типпэй Катаока, написанной им в тот период собственной жизни, когда он примыкал к левым). Сценарий кинофильма был написан Масаси Кобаяси, ставший другом и соавтором на многих проектах Утиды того периода. Кинолента выдвигалась на премию журнальчика «Кинэма Дзюмпо» в номинации «за наилучший кинофильм года», вошла в 10-ку номинантов, но по результатам голосования заняла четвёртое место. Ещё до «Живой марионетки» они совместно сделали более увлекательную сатиру на современное общество — «Ветер с воли» (1928), а потом своё окончание эта линия отыскала в 1931 году в известной картине «Исполнитель кровной мести» (с пользующимися популярностью актёрами Дэндзиро Окоти и Исудзу Ямада в основных ролях), в какой подвергались критики феодализм и обычай кровной мести. Кинофильм также попал в 10-ку номинантов на кинопремию «Кинэма Дзюмпо», заняв по результатам голосования шестое место.
После чего Тому Утида больше никогда не обращался к комедийному жанру. В 1932 году Тому Утида заявит о своём намерении уйти из кинокомпании «Никкацу» и вкупе дрзьями-кинематографистами Минору Мурата (англ.)русск., Дайсукэ Ито и Такаси Тасака создадут независимую компанию «Синэйгася» (Общество нового кино), которая просуществует недолго и скоро будет расформирована. В «Синэйгася» Утиду снимет только один кинофильм «Азия кричит» (1933), ну и то непонятных плюсов, потому что критики его назовут фильмом милитаристской направленности. В 1936 году вернётся в «Никкацу», где он стремительно становится одним из ведущих режиссёров компании.
К числу его более значимых работ 1930-х относятся киноленты «Офицер полиции» (1933), «Театр людской жизни» (1936), «Голый город» (1937), «Беспредельное продвижение» (1937) и, в особенности, «Земля» (1939):
Кинофильм «Офицер полиции» на 1-ый взор является подражанием голливудским полицейским триллерам с соц подтекстом, но всё же это более уникальная картина, являющаяся гангстерской драмой об отношениях любви—ненависти меж полицейским и правонарушителем, которые были друзьями юношества. А гомоэротические цвета, присущие центральным персонажам — это типичная малая месть левых японских кинематографистов в ответ на гонения против коммунистов в Стране восходящего солнца. Это единственный сохранившийся немой кинофильм режиссёра.
«Театр людской жизни» снят по сценарию Ясутаро Яги (англ.)русск. и является переделкой печатавшейся в газете пользующейся популярностью повести о студенте токийского института, стремившемся сделать, как этого желает его отец, политическую карьеру. Кинофильм был видвинут на премию журнальчика «Кинэма Дзюмпо» в номинации «лучший кинофильм года», попал в 10-ку номинантов, но по результатам голосования занял 2-ое место, уступив картине Кэндзи Мидзогути «Гионские сёстры».
«Голый город» — трагическая история негоцианта, который для того чтоб выплатить долги друга, вполне разоряется. Кинофильм поставлен по сценарию Ясутаро Яги и имел еще одну номинацию на кинопремию «Кинэма Дзюмпо», в итоге — 5-ое место в 10-ке.
Сюжет кинофильма «Беспредельное продвижение» был написан сотрудником Утиды, сейчас всемирно известным режиссёром, Ясудзиро Одзу, и печатался как повесть с продолжением (из номера в номер) в одном из фаворитных еженедельников. Сценарист Ясутаро Яги адаптировал этот сюжет для кинопостановки. После нескольких номинаций на кинопремию «Кинэма Дзюмпо», Тому Утида в первый раз выиграл. Кинофильм удостоен премии «за наилучший кинофильм года».
В конце концов, важнейший кинофильм в довоенной карьере Утиду — «Земля». Это эпическое повествование о фермерской жизни в северной Стране восходящего солнца. Снятая в серьезной манере, с внедрением насыщенных контрастов освещения и наездов камеры, «Земля» многим видится снятой под воздействием германской и русской школы кино. Кинофильм признаётся не только лишь одним из наилучших в карьере режиссёра, да и считается одним из важных в истории японского кино. В «3емле» можно отыскать типичную для тогдашнего японского кино смесь обратных тенденций — остроту социальной критики и философское отрешение. Еще одна, 2-ая премия журнальчика «Кинэма Дзюмпо» — «за наилучший кинофильм года». Кинофильм демонстрировался на Международном кинофестивале в Венеции, где получил признание интернациональной и итальянской прессы, которая не скупилась в эпитетах и отмечала его как наилучший кинофильм фестиваля. Естественным было и отсутствие какой-нибудь заслуги фестиваля, проводившегося при фашистском муссолиниевском режиме, где в фаворе были киноленты с совсем другой идеологией. «Земля» захватила гигантскую популярность не только лишь за рубежом, да и в Стране восходящего солнца. Кинофильм был снят практически незаконно, на плёнке, сэкономленной в свободные минутки от работы над другими, коммерческими проектами. В это самое время, чтоб задобрить студийное управление, Утида поставил коммерческие боевики вроде «Тысячи и одной ночи в Токио». Невзирая на трудности производства и цензуры, кинофильм, вопреки всему, оказался удачным и остается классикой синематографа.
К огорчению многие из довоенных работ режиссёра или не сохранились, или сохранились не в полном объёме. Из-за чего о том как он был выдающимся режиссёром сейчас можно судить только по книжкам и мемуарам критиков и коллег.
Потерянные годы (1941-1953)
14.10.1953 — в порту Майдзуру репатриированного Тому Утиду после длительных лет отсутствия встречает супругаВо время 2-ой мировой войны, увлекшись, как и многие из его коллег националистическими мыслями, Утида в 1941 году расторгнул договор с «Никкацу», и после неудачной пробы сделать свою продюсерскую компанию, в 1943 году уехал в Манчжурию (тогда это была японская провинция), где поступил на работу в Motion Picture Association. Там он был должен снять кинофильм по сценарию Канэто Синдо. В марте 1945 года Утида внезапно для всех поступил в компанию «Маньэй» (Ассоциация маньчжурского кино), находившуюся в Чаньчуне (тогда Синьцзин). Он добровольно остался в маоистском Китае техническим консультантом и содействовал рождению нового революционного китайского кино после 1949 года. Утида желал своими очами узреть преобразования Китая после того, как к власти пришли коммунисты, увлечённый идеологией маоизма. Но тут он подорвал своё здоровье. Туберкулез и язва подточили его силы, и длительное время ему пришлось провести на больничной кровати. Тому Утида возвратился в Японию в 1953 году, он чуть мог передвигаться с помощью палки. Его встречали супруга и двое деток, которых он оставил на настолько долгие и длительные годы.
Новый шаг творческой карьеры (1955-1970)
Постер к кинофильму «Окровавленное копьё на горе Фудзи», 1955)По его возвращении на родину, Утида был окутан страстным желанием снимать кино, но потому что он страшился, что в связи с его коммунистическими взорами, «Никкацу», «Тохо» либо «Сётику» (англ.)русск. не воспримут его, режиссёр присоединился к кинокомпании «Тоэй» и стал известным спецом в жанре «дзидайгэки». Его выдающимися кинолентами, снятыми в этом жанре стали «Окровавленное копьё на горе Фудзи» (1955), «Души в лунном свете» («Перевал Дайбосацу», 1957) и «История окаянного клинка: Убийство кросотки в Ёсиваре» (1960).
В кинофильме «Окровавленное копьё на горе Фудзи» воздействие коммунистических мыслях на Утиду, которому он подвергся во время долгого пребывания в маоистском Китае, выражается в критике отношений меж соц классами. Этот исторический боевик проникнут лиризмом и юмором. Кинофильм вошёл в число номинантов на премию «Кинэма Дзюмпо», заняв восьмое место по результатам голосования.
«Души в лунном свете» — экранизация монументального произведения Кайдзан Накадзато о конфликте меж самураями Рюноскэ Цукуэ и Буннодзё Уцуги, закончившимся убийством последнего. Этот пользующийся популярностью боевик имел два продолжения, снятых в 1958 и 1959 годах.
Колоритная мелодрама «История окаянного клинка: Убийство кросотки в Ёсиваре» ведает о безбедном предпринимателе, с обезображенным лицом, который страдает без любви, пока не встречает каверзную шлюху, которая разоряет его, выманивая у него средства. В конце концов она погибает от его клинка.
Фуррором в прокате воспользовалась ещё одна историческая мелодрама Утиды — «История влюблённых в Нанива» (1959), экранизация пьесы Тикамацу Мондзаэмона «Гонец в преисподнюю». Социальные мотивы затронуты в кинофильме Утиды «На краю гибели» (1957), демонстрировавшемся в кинопрокате СССР под заглавием «Пятеро под землёй». Последними видными работами мастера кино стали киноленты пенталогии «Миямото Мусаси» (1961-1965) и экранизация романа Цутому Минаками «Пролив голода» («Беглец из прошлого», 1965).
Тому Утида погиб в 1970 году от рака.
Премии и номинации
Фильмография
Фильмография режиссёрских работ Тому Утиды . | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Заглавие по-русски | Оригинальное заглавие | Заглавие на ромадзи | Английское заглавие в международном прокате |
Примечания |
1920-е годы | |||||
1922 | «Бравый полицейский Кониси» | 噫小西巡査 | Aa, Konishi junsa | Police Officer Konishi | сорежиссёр — Тэйносукэ Кинугаса; кинофильм не сохранился |
1925 | «Горбун из института по продлению жизни» | 延命院の傴僂男 | Enmei in no semushi otoko | кинофильм не сохранился | |
«Война» | 戦争 | Senso | кинофильм не сохранился | ||
«---» | 義血 | Yoshichi | кинофильм не сохранился | ||
«Кровавое чувство долга» | Giketsu | Bloody sense of duty | кинофильм не сохранился | ||
«Трогательная история: незапятнанная душа» (к/м) | 地獄谷 | Shônen bidan: Kiyoki kokoro | A Moving Story: Innocence | кинофильм не сохранился | |
«Сказка Храма Краба» (к/м, анимация) | Kanimanji engi | Tale of Crab Temple | сорежиссеры: Какусан Кимура, Хидэхико Окуда | ||
«Тщеславие — это ад» (к/м) | 虚栄は地獄 | Kyoei wa jigoku | Vanity is Hell | кинофильм не сохранился | |
1927 | «Трёхдневное соревнование» | 競走三日間 | Kyoso mikkakan | Three Days of Competition | 1-ый кинофильм в компании «Никкацу»; кинофильм не сохранился |
«Ботинки» | 靴 | Kutsu | кинофильм не сохранился | ||
«Предстоящая карьера» | 未来の出世 | Mirai no shusse | кинофильм не сохранился | ||
«Лодочник» | 漕艇王 | Sotei-o | кинофильм не сохранился | ||
«Восточный клан якудза» | 東洋武侠団 | Toko bukyodan | кинофильм не сохранился | ||
«Лодырь» | なまけ者 | Namakemono | + создатель сюжета и сценарист; кинофильм не сохранился | ||
«Под градом бомб» | 砲煙弾雨 | Hoen dan’u | Cannon Smoke and Rain of Shells | кинофильм не сохранился | |
1928 | «Как запивохи против алкоголя бунтовали» | のみすけ禁酒騒動 | Nomisuke Kinshu-sodo | + создатель идеи и сюжета; кинофильм не сохранился | |
«Земля крутится. Часть 3: Фантазия» | 地球は廻る 第三部 空想篇 | Chikyu wa mawaru: Dai-san-bu Kuso hen | The World Turns | кинофильм не сохранился | |
«Богатый скупердяй» | ケチンボ長者 | Kechinbo Choja | + создатель идеи; кинофильм не сохранился | ||
«Свет» | 光 | Hikari | + создатель идеи; кинофильм не сохранился | ||
1929 | «Ветер с воли» | 娑婆の風 | Shaba no kaze | кинофильм не сохранился | |
«Жива кукла» | 生ける人形 | Ikeru ningyo | A Living Doll | кинофильм не сохранился | |
«Марш Никкацу: Спорт» | 日活行進曲 運動篇 | Nikkatsu kôshinkyoku: Undô hen | March of Nikkatsu: Sports | кинофильм не сохранился | |
«Гавань, откуда уходит дитя океана» | 大洋児出船の港 | Taiyoji defune no minato | кинофильм не сохранился | ||
«Пот» | 汗 | Kigeki: Ase | Sweat | кинофильм не сохранился | |
«Бесконечная победа» | Rensen rensho | кинофильм не сохранился | |||
1930-е годы | |||||
1930 | «Рай, туда и обратно» | 天国其日帰り | Tengoku sonohigaeri | кинофильм не сохранился | |
1931 | «Жан Вальжан» (кинофильм в 2-ух частях) | ジャンバルジャン | Jan Barujan | Jean Valjean | кинофильм не сохранился |
«Мисс Япония» | 日本嬢(ミスニッポン) | Nippon Jo (Misu Nippon) | Miss Nippon | кинофильм не сохранился | |
«Новости: разное» | 三面記事 | Sanmen kiji | кинофильм не сохранился | ||
«Исполнитель кровной мести» | 仇討選手 | Adauchi senshu | Revenge Champion | кинофильм не сохранился | |
1932 | «Стоять на земле» (кинофильм в 2-ух частях) | 大地に立つ | Daichi ni tatsu | Stand on the Earth | кинофильм не сохранился |
«Любовь навсегда» | 愛は何処までも | Ai wa dokomademo | кинофильм не сохранился | ||
1933 | «Азия кричит» | 叫ぶ亜細亜 | Sakebu Ajia | Asia Cries Out | кинофильм снят в независящей компании «Синэйгася»; кинофильм не сохранился |
«Офицер милиции» | 警察官 | Keisatsukan | Police | кинофильм снят для кинокомпании «Синко» | |
1934 | «Солнце над рекой» | 河の上の太陽 | Kawa no ue no taiyo | кинофильм не сохранился | |
«Горячий ветер» | 熱風 | Neppu | кинофильм не сохранился | ||
1935 | «Престол зимней горы» (кинофильм в 2-ух частях) | 白銀の王座 | Hakugin no oza | Throne of the White Man | + создатель идеи и сценарист; 1-ая звуковая картина Утиды; кинофильм не сохранился |
1936 | «Театр людской жизни» | 人生劇場 | Jinsei gekijô | Theatre of Life | 1-ый кинофильм, снятый после возвращения в кинокомпанию «Никкацу» |
«Венец жизни» | 生命の冠 | Inochi no kanmuri | Crown of Life | кинофильм не сохранился | |
1937 | «Нагой город» | 裸の町 | Hadaka no machi | The Naked Town | кинофильм не сохранился |
«Безграничное продвижение» | 限りなき前進 | Kagirinaki zenshin | Unending Advance | создатель сюжета — Ясудзиро Одзу | |
1938 | «Тысяча и одна ночь Токио» | 東京千一夜 | Tokyo Senichiya | ||
1939 | «Земля» | 土 | Tsuchi | Earth | |
«Взгляд на Средний Китай» | Chushi-Sanken | ||||
1940-е годы | |||||
1940 | «История. Часть 1» | 歴史 第一部 動乱戊辰 | Rekishi: Dai ichi bu — Doran boshin | History 1 | |
«История. Части 2 и 3» | 歴史 第二部 焦土建設、第三部 黎明日本 | Rekishi: Dai ni-bu - Shôdo kensetsu; Dai san-bu: Reimei Nippon | History 2 & 3 | ||
1942 | «Сунээмон Тории» | 鳥居強右衛門 | Torii Suneemon | ' | |
1950-е годы | |||||
1955 | «Кровавое копьё на горе Фудзи» | 血槍富士 | Chiyari Fuji | Bloody Spear on Mount Fuji | 1-ый кинофильм, снятый в кинокомпании «Тоэй» |
«Сумеречная таверна» | たそがれ酒場 | Tasogare sakaba | Twilight Saloon | ||
«Пустота, которую я сделала» | 自分の穴の中で | Jibun no ana no nakade | A Hole of My Own Making | по роману Тацудзо Исикавы | |
1956 | «Бунт клана Курода» | 黒田騒動 | Kuroda sodo | Disorder of the Kuroda Clan | |
«Реванш угнетенных фермеров» («Осаждённая тюрьма») | 逆襲獄門砦 | Gyakushu gokumontoride | |||
1957 | «Дорога отщепенцев» | 暴れん坊街道 | Abarenbo Kaido | The Horse Boy | |
«Души в лунном свете» («Перевал Дайбосацу») | 大菩薩峠 | Daibosatsu tôge | Sword in the Moonlight | по произведению Кайдзан Накадзато | |
«На краю гибели» (в прокате СССР — «Пятеро под землёй») | どたんば | Dotanba | + соавтор сценария (с Синобу Хасимото) | ||
1958 | «Лев за тыщу рё» («Разбойник — надуманный отпрыск сёгуна») | 千両獅子 | Senryo jishi | ' | |
«Души в лунном свете 2» («Перевал Дайбосацу 2») | 大菩薩峠 第二部 | Daibosatsu tôge - Dai ni bu | Swords in the Moonlight 2 | по произведению Кайдзан Накадзато | |
«Праздничек озер и лесов» («Изгои») | 森と湖のまつり | Mori to mizuumi no matsuri | The Outsiders (Festival of Lakes and Forests) | по роману Тайдзюн Такэда | |
1959 | «Души в лунном свете 3» («Перевал Дайбосацу 3») | 大菩薩峠 完結篇 | Daibosatsu toge — Kanketsu-hen | Swords in the Moonlight 3 | по произведению Кайдзан Накадзато |
«Экспедиция в Патагонию — Переход через большой ледник» | 大氷河を行く | Nanbei Patagonia tanken daihyoga o yuku | (сбор материала для документального кинофильма) | ||
«История влюблённых в Нанива» | 浪花の恋の物語 | Naniwa no koi no monogatari | Chikamatsu's Love in Osaka | по пьесе Мондзаэмона Тикамацу «Гонец в преисподнюю» | |
1960-е годы | |||||
1960 | «Сакэ и дамы, и копья» («Мастер-копьеносец») | 酒と女と槍 | Sake to onna to yari | The Master Spearman | |
«История окаянного клинка: Убийство кросотки в Ёсиваре» | 妖刀物語 花の吉原百人斬り | Yôtô monogatari: hana no Yoshiwara hyakunin-giri | Beautiful Yoshiwara and the Murder of Hundreds | ||
1961 | «Миямото Мусаси» | 宮本武蔵 | Miyamoto Musashi | Zen and Sword | На базе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |
1962 | «Любовь, любовь, не играйся с любовью» («Бешеная лиса») | 恋や恋なすな恋 | Koiya koi nasuna koi | The Mad Fox | |
«Миямото Мусаси — 2: Дуэль у горы Хання» | 宮本武蔵 般若坂の決斗 | Miyamoto Musashi: Hannyazaka no ketto | Miyamoto Musashi: Showdown at Hannyazaka Heights | На базе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» | |
1963 | «Миямото Мусаси — 3: Овладение техникой 2-ух клинков» | 宮本武蔵 二刀流開眼 | Miyamoto Musashi: Nitoryu kaigen | Birth of Two Sword Style | На базе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |
1964 | «Миямото Мусаси — 4: Дуэль у храма Итидзёдзи» | 宮本武蔵 一乗寺の決斗 | Miyamoto Musashi: Ichijoji no ketto | Miyamoto Musashi: The Duel at Ichijoji | На базе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |
1965 | «Пролив голода» («Беглец из прошлого») | 飢餓海峡 | Kiga kaikyo | A Fugitive from the Past (Straits of Hunger) | |
«Миямото Мусаси — 5: Дуэль на полуострове Ганрю» | 宮本武蔵 巌流島の決斗 | Miyamoto Musashi: Ganryu-jima no ketto | Duel at Ganryu Island | На базе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» | |
1968 | «История 2-ух якудза: Хисякаку и Кирацунэ» | 人生劇場 飛車角と吉良常 | Jinsei gekijo: Hishakaku to Kiratsune | Hishakaku and Kiratsune | |
1970-е годы | |||||
1971 | «Клинки погибели» | 真剣勝負 | Shinken shobu | Swords of Death | На базе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |