Родилась в столице Османской империи. Юные годы провела в Анкаре, получила не плохое образование. Играть на сцене начала в Константинополе в 1908 году. В 1910 году переехала в русское Закавказье и поселилась в Баку, где стала членом Бакинской армянской труппы, в составе которой получила известность ролями Офелии и Дездемоны в, соответственно, «Гамлете» и «Отелло» Уильяма Шекспира и Соны и Сусан в, соответственно, «Злом духе» и «Намусе» Ширванзаде. Вышла замуж за Иосифа Восканяна, актёра той же труппы.
В 1917 году переехала в Тифлис (сейчас Тбилиси), где стала играть в местных театрах и была членом Армянского драматического общества; с 1921 года, переехав в Ереван, стала одной из ведущих актрис 1-го Муниципального театра Армении, (с 1937 года именуется Армянский театр имени Сундукяна). В 1935 году получила звание Народной артистки Армянской ССР. После начала Величавой Российскей войны выступала в лазаретах и на предприятиях как мастер художественного слова. Погибла в 1943 году от брюшного тифа.
Критиками отмечались филигранная разработка деталей в её актёрской манере, мастерство сценической речи и отточенная сценическая форма, также подчёркивалось рвение актрисы придать традиционным образам современное звучание. Более известные роли — Антигона («Антигона», Софокла), Нора («Кукольный дом», Ибсена), Ануш («Дядя Багдасар» Пароняна). Профессионально исполняла как трагические роли: Катерины («Гроза» Островского), леди Макбет («Макбет» Шекспира), так и комедийные: Сюзанны («Свадьба Фигаро» Бомарше), Катарины («Укрощение строптивой» Шекспира). Много игралась в спектаклях по пьесам российских писателей (Кручинина в «Без вины виновные» Островского, Панова в «Любови Яровой» Тренёва, Мария Николаевна в «Русских людях» Симонова, Рима в «Яде» Луначарского), в особенности Максима Горьковатого; более известны выполнение ролей Насти в «На деньке» и Рашель в «Вассе Железновой». Собственной деятельностью Восканян содействовала сближению армянского театрального искусства с российской театральной культурой и его приобщению к общемировым театральным процессам.
Библиография
- Арутюнян С., Арус Восканян, Ер., 1953
- Зарян Р., Арус Восканян, Ер., 1957
- Э. Мурадян, неопубликованные мемуары под общим заглавием «Занавес дней»
- 1940 г. — документальный кинофильм «Юбилей Арус Восканян», реж. Г. Баласанян