Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 3 Достойные внимания факты
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Родилась в 1642 году (по другим данным, в 1645). Происхождение Арманды до сего времени в точности не установлено. В документе о завещании 1643 г. посреди деток царского смотрителя лесов и водоёмов из Лангедока Жозефа Бежара (1585—1641) и его супруги Марии Эрве-Бежар (1593—1670) упоминается «некрещенная девочка» (фр. „une petite non baptisée“), но существует предположение, что в реальности Арманда родилась от внебрачной связи Мольера и старшей дочери Жозефа Бежара, актрисы Мадлены Бежар (1618—1672) в 1645 г. во время их странствий по провинции с труппой Дюфрена. Для Мадлены это был бы уже не 1-ый ребёнок, — 3 июля 1638 г. от внебрачной связи с шевалье де Моден она родила девченку, нареченную Франсуазой. Акта о рождении Арманды Бежар найдено не было.
Подпись Арманды БежарВ 1653 г. в Лионе Арманда под именованием мадмуазель Мену́ дебютирует в труппе Мольера-Дюфрена, где играет роли деток в трагедиях Расина. Летом 1662 г. она в первый раз выступает в комедиях Мольера в огромных ролях Леоноры в «Школе мужей» и Орфизы в пьесе «Докучные». Её сценическое притягательность производило на публику большой эффект. Согласно показаниям современников, она имела неиндивидуальную фигуру, но в целом, была презентабельна, невзирая на очень мелкие глаза, большой и невыразительный рот; даже в малозначительных ситуациях она держалась с грацией, невзирая на то, что практически всегда противостояла моде. У неё был очень приятный глас, и она с огромным вкусом пела по-французски и по-итальянски. Это описание сходно с портретом Люсиль, героини комедии «Мещанин во дворянстве», которую игралась Арманда:
Клеонт. глаза у нее маленькие, но зато это единственные в мире глаза: столько в их огня, так они поблескивают, пронизывают, умиляют.
Ковьель. Рот у нее большой.
Клеонт. Да, но он таит внутри себя необыкновенную красота: этот ротик невольно тревожит, в нем столько пленительного, чарующего, что с ним никакой другой не сравнится.
Ковьель. Ростом она невелика.
Клеонт. Да, но зато роскошна и отлично сложена.
Ковьель. В речах и в движеньях специально халатна.
Клеонт. Правильно, но это присваивает ей типичное очарование. Держит она себя очаровательно, в ней настолько не мало притягательности, что не покориться ей нереально.
Ковьель. Что касается мозга…
Клеонт. Ах, Ковьель, какой у нее узкий, какой живой мозг!
Ковьель. Гласит она…
Клеонт. Гласит она волшебно.
Ковьель. Она всегда серьёзна.
Клеонт. А для тебя нужно, чтобы она была смешливой, чтобы она была хохотуньей? Что все-таки может быть несноснее дамы, которая всегда готова смеяться?
Ковьель. Но ведь она самая капризная дама в мире.
Клеонт. Да, она с капризами, здесь я с тобой согласен, но кросотка все может для себя позволить, красавице все можно простить.
Прижизненного портрета Арманды Бежар не сохранилось.
20 февраля 1662 г. в Париже она венчается с Мольером, что вызывает волну сплетен, скандальных публикаций и оскорбительных обвинений в криминальной женитьбе Мольера на своей дочери. Заступником Мольера и Арманды Бежар выступил повелитель Людовик XIV, ставший крестным папой их первого ребёнка. История также приписывает Арманде бессчетные любовные измены: «…, не много способная оценить гений и искреннее чувство супруга, изменяла ему с самыми недостойными конкурентами, увлекалась салонными болтунами, обладавшими единственным преимуществом — благородством происхождения…». При всем этом именуются имена барона Лозена, графа де Гиша, обеспеченного обывателя Дюбуле́ и даже молодого актёра мольеровской труппы Мишеля Баро́на.
Дом Арманды Бежар в Медоне, приобретенный ею в 1676 г. Сейчас тут располагается музей искусств и истории. Фото Эжена Атже, 1902.После погибели Мольера Арманда Бежар вкупе с актёром Лагранжем хлопочет о сохранении его сочинений (а именно, по её инициативе ворачивается на сцену трагикомедия «Дон Жуан»), продолжает выступать в театре: в Отель Генего́ (фр. Hôtel Guénégaud, театр, приобретенный 27 мая 1673 г., куда переехала бывшая труппа Мольера после его погибели и передачи зала в Пале-Рояль для нужд Люлли) и в Комеди-Франсез (с 1680 г.), играя 1-ые роли в комедиях и 2-ые в трагедиях. 31 мая 1677 г. она вторым браком выходит замуж за актёра Театра на болотах (Маре) Исаака Франсуа Герена д’Этрише́ (1636—1728), что вызвало неодобрение неких почитателей Мольера, сочинивших эпиграмму:
Мир граций и сатиров царит над ней, |
В первом браке у неё было трое деток, Луи (крестник Короля, родился 19 января 1664 г. и погиб 10 ноября), Эспри-Мадлен (3 августа 1665 — 23 мая 1723) и Пьер Жан Батист Арман (родился 15 сентября 1672 г. и погиб 10 октября), и один во 2-м, Николя Арман Марциал (родился в 1678 и погиб малышом).
Арманда Бежар погибла 30 ноября 1700 г., согласно записи в метрической книжке парижского прихода Сен-Сюльпис, в возрасте пятидесяти 5 лет.
Творчество
В труппе Мольера Арманда Бежар под именованием госпожи Мольер игралась написанные для неё роли:
- 1663 — «Критика школы жён», Элиза
- 1663 — «Версальский экспромт», Г-жа Мольер, усмотрительная насмешница
- 1664 — «Принцесса Элидская», Принцесса Элидская
- 1664 — «Тартюф», Эльмира
- 1665 — «Дон Жуан», Шарлота
- 1665 — «Любовь-целительница», Люсинда (?)
- 1666 — «Мизантроп», Селимена
- 1666 — «Лекарь поневоле», Люсинда
- 1666 — «Мелисерта», Дафна либо Эроксена
- 1667 — «Сицилиец», Заида
- 1668 — «Амфитрион», Ночь
- 1668 — «Жорж Данден», Анжелика
- 1668 — «Жадный», Марианна
- 1669 — «Господин де Пурсоньяк», Люсетта
- 1670 — «Блистательные любовники», Эрифила
- 1670 — «Мещанин во дворянстве», Люсиль
- 1671 — «Психея», Психея
- 1672 — «Учёные женщины», Генриэтта
- 1673 — «Мнимый больной», Анжелика
Не считая того, Арманда игралась роль Клеофилы в катастрофы Жана Расина «Александр», Наяды в комедии Мольера «Докучливые», и роли Флавии и Береники в трагедиях Пьера Корнеля «Аттила» и «Тит и Береника».
Она правила бывшей труппой Мольера после погибели его в 1673 г. и до слияния с труппой Бургундского отеля в 1680 г.
Свою театральную карьеру Арманда Бежар окончила 14 октября 1694 г., заслужив пенсию в 1000 ливров.
Достойные внимания факты
- История Мольера и Арманды легла в базу нескольких театральных пьес, посреди которых выделяются «Мольер» Карло Гольдони (в первый раз поставлена в Турине в августе 1751 г.) и «Кабала святош» Миши Булгакова (16 февраля 1936, МХТ)
- Они же возникают на сцене ещё в одной театральной пьесе, но на этот раз написанной самим Мольером. В комедии «Версальский экспромт» он обрисовывает репетицию в собственном театре, и там, меж делом, находится последующий диалог:
Г-жа Мольер. Понимаете, что я вам скажу? Вам бы следовало написать такую пьесу, в какой игрались бы вы один.
Мольер. Помолчите, супруга, вы — дурочка.
Г-жа Мольер. Очень вам признательна, дражайший мой супруг. До чего же меняет людей свадьба! 18 месяцев вспять вы со мной не так говорили!
Мольер. Да умолкните вы, бога ради!
Г-жа Мольер. Как удивительно, что короткий ритуал может лишить человека его наилучших свойств! На одну и ту же особу супруг и фанат глядят совсем различными очами.
Мольер. Сколько излишних слов!
Г-жа Мольер. Я бы вот об этом написала комедию. Я бы отвела от дам ряд обвинений, я бы показала разницу меж грубостью мужей и любезностью поклонников, и супруги устыдились бы.
Мольер. Достаточно! На данный момент не время болтать, у нас принципиальное дело.