Среда, 10 июня 2015 16:29

Бежар Арманда

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Арманда Бежар
Полное имя актрисы на родном языке: Armande-Grésinde-Claire-Élisabeth Béjart
Когда родилась (Дата рождения):

1642 1642

Когда умерла (Дата смерти):

30 ноября 1700 1700-11-30

Где умерла (Место смерти):

Париж, Франция

Какое имеет гражданство:

Франция

Кто по профессии:

актриса


Биография актрисы Бежар, Арманда

Арма́нда-Грези́нда-Клэр-Элизабе́т Бежа́р, госпожа Молье́р (фр. Armande-Grésinde-Claire-Élisabeth Béjart;1642 (?) — 30 ноября 1700, Париж, Франция) — французская актриса, младшая представительница театральной фамилии Бежаров.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Достойные внимания факты
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Родилась в 1642 году (по другим данным, в 1645). Происхождение Арманды до сего времени в точности не установлено. В документе о завещании 1643 г. посреди деток царского смотрителя лесов и водоёмов из Лангедока Жозефа Бежара (1585—1641) и его супруги Марии Эрве-Бежар (1593—1670) упоминается «некрещенная девочка» (фр. „une petite non baptisée“), но существует предположение, что в реальности Арманда родилась от внебрачной связи Мольера и старшей дочери Жозефа Бежара, актрисы Мадлены Бежар (1618—1672) в 1645 г. во время их странствий по провинции с труппой Дюфрена. Для Мадлены это был бы уже не 1-ый ребёнок, — 3 июля 1638 г. от внебрачной связи с шевалье де Моден она родила девченку, нареченную Франсуазой. Акта о рождении Арманды Бежар найдено не было.

Подпись Арманды Бежар

В 1653 г. в Лионе Арманда под именованием мадмуазель Мену́ дебютирует в труппе Мольера-Дюфрена, где играет роли деток в трагедиях Расина. Летом 1662 г. она в первый раз выступает в комедиях Мольера в огромных ролях Леоноры в «Школе мужей» и Орфизы в пьесе «Докучные». Её сценическое притягательность производило на публику большой эффект. Согласно показаниям современников, она имела неиндивидуальную фигуру, но в целом, была презентабельна, невзирая на очень мелкие глаза, большой и невыразительный рот; даже в малозначительных ситуациях она держалась с грацией, невзирая на то, что практически всегда противостояла моде. У неё был очень приятный глас, и она с огромным вкусом пела по-французски и по-итальянски. Это описание сходно с портретом Люсиль, героини комедии «Мещанин во дворянстве», которую игралась Арманда:

Клеонт. глаза у нее маленькие, но зато это единственные в мире глаза: столько в их огня, так они поблескивают, пронизывают, умиляют.

Ковьель. Рот у нее большой.

Клеонт. Да, но он таит внутри себя необыкновенную красота: этот ротик невольно тревожит, в нем столько пленительного, чарующего, что с ним никакой другой не сравнится.

Ковьель. Ростом она невелика.

Клеонт. Да, но зато роскошна и отлично сложена.

Ковьель. В речах и в движеньях специально халатна.

Клеонт. Правильно, но это присваивает ей типичное очарование. Держит она себя очаровательно, в ней настолько не мало притягательности, что не покориться ей нереально.

Ковьель. Что касается мозга…

Клеонт. Ах, Ковьель, какой у нее узкий, какой живой мозг!

Ковьель. Гласит она…

Клеонт. Гласит она волшебно.

Ковьель. Она всегда серьёзна.

Клеонт. А для тебя нужно, чтобы она была смешливой, чтобы она была хохотуньей? Что все-таки может быть несноснее дамы, которая всегда готова смеяться?

Ковьель. Но ведь она самая капризная дама в мире.

Клеонт. Да, она с капризами, здесь я с тобой согласен, но кросотка все может для себя позволить, красавице все можно простить.

Прижизненного портрета Арманды Бежар не сохранилось.

20 февраля 1662 г. в Париже она венчается с Мольером, что вызывает волну сплетен, скандальных публикаций и оскорбительных обвинений в криминальной женитьбе Мольера на своей дочери. Заступником Мольера и Арманды Бежар выступил повелитель Людовик XIV, ставший крестным папой их первого ребёнка. История также приписывает Арманде бессчетные любовные измены: «…, не много способная оценить гений и искреннее чувство супруга, изменяла ему с самыми недостойными конкурентами, увлекалась салонными болтунами, обладавшими единственным преимуществом — благородством происхождения…». При всем этом именуются имена барона Лозена, графа де Гиша, обеспеченного обывателя Дюбуле́ и даже молодого актёра мольеровской труппы Мишеля Баро́на.

Дом Арманды Бежар в Медоне, приобретенный ею в 1676 г. Сейчас тут располагается музей искусств и истории. Фото Эжена Атже, 1902.

После погибели Мольера Арманда Бежар вкупе с актёром Лагранжем хлопочет о сохранении его сочинений (а именно, по её инициативе ворачивается на сцену трагикомедия «Дон Жуан»), продолжает выступать в театре: в Отель Генего́ (фр. Hôtel Guénégaud, театр, приобретенный 27 мая 1673 г., куда переехала бывшая труппа Мольера после его погибели и передачи зала в Пале-Рояль для нужд Люлли) и в Комеди-Франсез (с 1680 г.), играя 1-ые роли в комедиях и 2-ые в трагедиях. 31 мая 1677 г. она вторым браком выходит замуж за актёра Театра на болотах (Маре) Исаака Франсуа Герена д’Этрише́ (1636—1728), что вызвало неодобрение неких почитателей Мольера, сочинивших эпиграмму:

Мир граций и сатиров царит над ней,
Пленительной лицом и взбалмошного характера.
Она за разум ценила супруга не много, право,
Другого телеса тянули её сильней.

В первом браке у неё было трое деток, Луи (крестник Короля, родился 19 января 1664 г. и погиб 10 ноября), Эспри-Мадлен (3 августа 1665 — 23 мая 1723) и Пьер Жан Батист Арман (родился 15 сентября 1672 г. и погиб 10 октября), и один во 2-м, Николя Арман Марциал (родился в 1678 и погиб малышом).

Арманда Бежар погибла 30 ноября 1700 г., согласно записи в метрической книжке парижского прихода Сен-Сюльпис, в возрасте пятидесяти 5 лет.

Творчество

В труппе Мольера Арманда Бежар под именованием госпожи Мольер игралась написанные для неё роли:

  • 1663 — «Критика школы жён», Элиза
  • 1663 — «Версальский экспромт», Г-жа Мольер, усмотрительная насмешница
  • 1664 — «Принцесса Элидская», Принцесса Элидская
  • 1664 — «Тартюф», Эльмира
  • 1665 — «Дон Жуан», Шарлота
  • 1665 — «Любовь-целительница», Люсинда (?)
  • 1666 — «Мизантроп», Селимена
  • 1666 — «Лекарь поневоле», Люсинда
  • 1666 — «Мелисерта», Дафна либо Эроксена
  • 1667 — «Сицилиец», Заида
  • 1668 — «Амфитрион», Ночь
  • 1668 — «Жорж Данден», Анжелика
  • 1668 — «Жадный», Марианна
  • 1669 — «Господин де Пурсоньяк», Люсетта
  • 1670 — «Блистательные любовники», Эрифила
  • 1670 — «Мещанин во дворянстве», Люсиль
  • 1671 — «Психея», Психея
  • 1672 — «Учёные женщины», Генриэтта
  • 1673 — «Мнимый больной», Анжелика

Не считая того, Арманда игралась роль Клеофилы в катастрофы Жана Расина «Александр», Наяды в комедии Мольера «Докучливые», и роли Флавии и Береники в трагедиях Пьера Корнеля «Аттила» и «Тит и Береника».

Она правила бывшей труппой Мольера после погибели его в 1673 г. и до слияния с труппой Бургундского отеля в 1680 г.

Свою театральную карьеру Арманда Бежар окончила 14 октября 1694 г., заслужив пенсию в 1000 ливров.

Достойные внимания факты

  • История Мольера и Арманды легла в базу нескольких театральных пьес, посреди которых выделяются «Мольер» Карло Гольдони (в первый раз поставлена в Турине в августе 1751 г.) и «Кабала святош» Миши Булгакова (16 февраля 1936, МХТ)
  • Они же возникают на сцене ещё в одной театральной пьесе, но на этот раз написанной самим Мольером. В комедии «Версальский экспромт» он обрисовывает репетицию в собственном театре, и там, меж делом, находится последующий диалог:

Г-жа Мольер. Понимаете, что я вам скажу? Вам бы следовало написать такую пьесу, в какой игрались бы вы один.
Мольер. Помолчите, супруга, вы — дурочка.
Г-жа Мольер. Очень вам признательна, дражайший мой супруг. До чего же меняет людей свадьба! 18 месяцев вспять вы со мной не так говорили!
Мольер. Да умолкните вы, бога ради!
Г-жа Мольер. Как удивительно, что короткий ритуал может лишить человека его наилучших свойств! На одну и ту же особу супруг и фанат глядят совсем различными очами.
Мольер. Сколько излишних слов!
Г-жа Мольер. Я бы вот об этом написала комедию. Я бы отвела от дам ряд обвинений, я бы показала разницу меж грубостью мужей и любезностью поклонников, и супруги устыдились бы.
Мольер. Достаточно! На данный момент не время болтать, у нас принципиальное дело.

Прочитано 888 раз
Другие материалы в этой категории: « Бежар Мадлена Беар Эммануэль »