Жизнь и творчество
Родилась в семье актёров, росла при театре. Уже в детстве выступала на сцене. В 1818 году приезжает в Париж и поступает в консерваторию, но скоро оттуда уходит. Дорваль устраивается актрисой в один из наилучших парижских театров тех пор — «Порт-Сен-Мартен», где занята в большей степени в мелодраме. 1-ый большой фуррор в 1827 году принесла ей роль Амалии в мелодраме Виктора Дюканжа и Проспера Гобо «Тридцать лет, либо Жизнь игрока». Актриса замечательно указывает зрителю образ злосчастной дамы, терпеливой и униженной, жертвы собственного бессовестного игрока-мужа в выполнении величавого Ф. Леметра. В первый раз в этой драме раскрывается возлюбленная тема актрисы — тема любящей мамы.
В 1831 году Дорваль играет роль Адель д´Эрве в мелодраме А. Дюма-отца «Антони». Роль Адели, трагизм этой дамы, самоотверженность и чистота её любви принуждает зрителей очень чувственно соболезновать героине. Актрисе же устраивались нескончаемые аплодисменты.
Мари Дорваль, 1832В том же году Дорваль играет Марион в драме «Марион Делорм» В. Гюго. Невзирая на определённые трудности в подготовке спектакля, потому что актриса предпочитала житейские тексты стихотворным, Гюго был в экстазе от игры Дорваль—Марион, бывшей, по его воззрению «больше, чем красавицей» — невзирая на в общем-то довольно неиндивидуальную наружность. Дорваль была невысока ростом, с неверными чертами лица и хрипловатым голосом, но она обладала притягательностью величавой актрисы, которой были подчиненны все формы выражения человечьих страстей — горя и мучения, любви и ненависти.
Ещё одной большой ролью для Дорваль была Китти Белл в написанной специально для неё драме А. де Виньи «Чаттертон» и поставленной в 1835 году в театре «Комеди Франсэз». В роли Китти Белл, с её трогательной материнской любовью, с её надеждой, ужасом и мечтой о большой любви, с её неминуемой катастрофической смертью Дорваль добивается верхушки в своём артистичном творчестве.
В парижском театре «Одеон» игралась в «Лукреции» (1843) Франсуа Понсара, «Мари-Жанна, либо Дама народа» (1845) Адольфа Д’Эннери.
Дорваль была близко знакома с писательницей Ж. Санд.
Последние годы жизни Дорваль без конца ездила в гастрольные поездки, стремясь обеспечить семью дочери и с трудом добиваясь ангажемента. Погибель 1-го из её внуков стала тяжёлым ударом для Мари. Погибла 20 мая 1849 года в Париже. Перед гибелью Дорваль, опасаясь быть брошенной в общую могилу, попросила Дюма-отца оплатить её похороны.
Литература
- Финкельштейн Е. Л. Мария Дорваль // Записки Ленинградского театрального института, в. 1. — Л.—М., 1941.
- История забугорного театра, ч. 2. — М., 1984.