Содержание
- 1 Сценическая биография
- 2 Личная жизнь и убийство
- 3 Судьба актрисы в искусстве
- 3.1 В кино
- 3.2 В художественной литературе
- 4 Ссылки
Сценическая биография
Родилась в Дамри. 1-ое любительское представление — в пьесе Корнеля «Полиевкт» в возрасте 14 лет. Мастерски дебютировала в Лилле благодаря помощи и урокам актера-организатора Поля Леграна. После собственного парижского дебюта, состоявшегося в пьесе Расина «Митридат» в 1717 г. она направила на себя внимание, 14 мая играет в «Комеди Франсез» в пьесе Кребийона «Электра». В июне такого же года она заходит в состав труппы «Комеди Франсез» и приобретает необыкновенную популярность у публики благодаря сочетанию собственного таланта и красы.
Описывалось, что стиль игры мадмуазель был более близким к реальности и не таким аффектированным, как у современников. Некими числилась самой большой актрисой собственного времени, в особенности в катастрофическом амплуа. Она отыскала друга и учителя в именитом артисте Мишеле Баро (Michel Baron), протеже Мольера, вернувшимся в 1720 г. на сцену в возрасте 67 лет, вкупе с которым ей удалось привести классические актерские приемы французской сцены к более обычному и натуральному варианту. В ее репертуар входили роли Иокасты, Паулины, Аталии, Зеновии, Роксаны, Гермионы, Эрифилы, Эмилии, Мариамны, Корнелии и Федры и проч. Считается, что она выступила 1184 раз в сотке ролей, из которых она сделала 22. Погибель её была таинственной.
Она принадлежала к той редчайшей школе драматических артистов, которые трагичны во всяком слове, во всяком движении и которые, не соблюдая время от времени размера стиха, могут сохранить в собственной дикции всю его поэтическую гармонию. Не будучи высочайшей ростом, Адриана так отлично искусна демонстрировать себя большой, что казалась всегда на голову выше всех иных дам, поэтому-то про нее всегда и гласили, что она королева, заблудившаяся в кругу актрис. |
Личная жизнь и убийство
С 1721 года у Адриенны была долгая любовная с связь с графом Морицем Саксонским. Она была его верной спутницей жизни, а именно, занималась продажей его столового серебра (когда он отправился в поход добывать титул барона Курляндского) для того, чтоб поддержать его финансово. При этом решение о акции распродажи актриса приняла без помощи других, и Мориц, возвратившись, полностью его одобрил. Продала она и свои драгоценности.
Адриенна, совместно с Мишелем Баро, стали одними из первых актёров, для которых в Париже раскрылись двери литературных салонов. Так, их нередко приглашала в собственный салон маркиза де Ламбер. В предстоящем, в апартаментах на улице Маре (rue des Marais) Адриенна держала открытым уже собственный салон, который посещали такие видные парижане, как маршал Ришелье, маркиз де Рошмор, д’Арженталь (племянник маркизы де Тансен), Фонтенель, баронесса Майнская, маркиза де Ламбер, Чарльз Мордаунт (граф Петерсборо и Монмутский), Пирон, известный археолог граф де Кейлюс, энциклопедист Сезар дю Марсе, президент Бертье, и Вольтер, который также был хахалем Адриенны.
Не считая того, Мориц Саксонский стал папой её третьего малыша — дочери .
Дела Адриенны с Морицом, как бы уже закончившиеся, все же, привели к катастрофы: Адриенна была отравлена, как фактически подтверждено, собственной соперницей герцогиней Бульонской (баронесса Луиза-Генриетта-Франциска Лотарингская, 4-ая супруга Эммануила-Теодора де ла Тур Оверньского, барона Бульонского). Как писали мемуаристы, Мориц Саксонский не отвечал 23-летней пылкой герцогине взаимностью, и она решила убрать помеху.
Отказ церковной церкви захоронить актрису на освященной земле сподвигнул ее огромного друга Вольтера написать о ней горькую оду «La mort de Mademoiselle Lecouvreur» и отметить данный факт в собственных Lettres philosophiques. Вольтер и граф Мориц при помощи собственных друзей погребли ее на берегу Сены, против Бургундской улицы.
Судьба актрисы в искусстве
- 1849: «Адриенна Лекуврёр» — пьеса Эжена Скриба и Габриэля Легуве.
- 1902: «Адриана Лекуврёр» — опера Франческо Чилеа.
- 1967: «Адриенна Лекуврёр» — книжка Н.Я.Рыковой. Издательство "Искусство". Серия "Корифеи российской и забугорной сцены".
- 1990: «Адриенна Лекуврёр» — поэма Александра Карпенко.
- 1996: «Адриенна Лекуврёр» — песня Александра Карпенко.
- 2011: «Адриенна Лекуврёр» — песня в выполнении Иры Шведовой.
В кино
- 1913: «Adrienne Lecouvreur» — немой кинофильм по пьесе, в гл. роли Сара Бернар. Не сохранился.
- 1928: «Dream of Love» — немой кинофильм, в гл. роли Джоан Кроуфорд.
- 1938: «Adrienne Lecouvreur» — кинофильм Марселя Л'Эрбье, в гл. роли Yvonne Printemps.
- 1955: «Adrienne Lecouvreur» — кинофильм, Италия, в гл. роли Valentina Cortese.
- см. также экранизации оперы.
В художественной литературе
- 2006—2007: «Кровь Кёнигсмарков» — дилогия французской писательницы Жюльетты Бенцони (один из персонажей)