Что касается театральной работы, то она дебютировала на санкт-петербургской сцене в «Федре» Расина; потом два раза (в 1809 и 1812) посетила Москву.
Её сестра Жорж-младшая — танцовщица, научилась танцевать по-русски и имела в Санкт-Петербурге и Москве большой фуррор в дивертисментах и балетах.
Когда м-ль Жорж, требуя новых валютных субсидий, стала грозить отъездом в Париж, гофмейстер Александра I Н. А. Толстой категорически ей ответил, что она верно сделает, если уедет, и ей сходу дадут паспорт. В этот период происходит остывание меж Александром и Наполеоном.
Следующая карьера
В январе 1813 года Жорж уехала из Петербурга в Швецию, позже выступала в Германии и, в конце концов, оказалась на родине. Жорж продолжала выступать в Комеди Франсэз, даже после Реставрации Бурбонов. Пару лет актриса провела за границей, в 1821 году поступила в театр «Одеон», позже стала любовницей его управляющего, Шарля-Жана Ареля, и оставаясь с ним до самой его погибели в 1846 году. Когда Арель согласился управлять театром de la Porte Saint-Martin, Жорж последовала за ним. Театр разорился, в 1840-х годах Жорж отправилась в зарубежное турне, посетив в том числе и Петербург, где постаревшая актриса не воспользовалась прежним фуррором.
27 мая 1849 г., она отдала собственный прощальный спектакль в Итальянском театре с ролью наилучших артистичных сил Парижа, в том числе Полины Виардо и Рашели и покинула сцену. 17 декабря 1853 года в Комеди Франсэз в пьесе «Родогунда» она выступила снова.
Погребена на кладбище Пер-Лашез, её завернули в плащ, в каком она игралась в последней пьесе, подаренный ей царем Александром. Похороны были оплачены Наполеоном III.
О Жорж упоминается в «Записках» Филиппа Вигеля и Адама Глушковского, «Воспоминания о пребывании Жорж в Москве» («Литературная библиотека», 1867, № 3). Ей посвящен очерк Теофиля Готье, написанный в шестом томе ("Портреты денька") его собрания сочинений в 20 4 томах («The works of Theophile Gautier. In twenty-four volumes. Volume six. "Portraits of the day"». The Jenson society, MCMV).
Спекуляции
Некие историки утвержают, что «с помощью артистичного таланта и красы Жоржины Наполеон возлагал надежды вывести Александра I из-под воздействия его фаворитки княгини Нарышкиной». Александр Дюма также отмечает скандальные и таинственные происшествия, при которых она появилась в Рф. Гертруда Кирхейзен, создатель книжки «Женщины вокруг Наполеона», разъясняет эту поездку «русской интригой», рвением петербургской знати «вырвать царя из рук прелестной, умной и в высшей степени кокетливой княгини Нарышкиной»; по другим указаниям, это было выгодней не русским дворянам, а Бонапарту.
Малыши
приписывается дочь от Александра I:- Парижская, Мария Александровна, 18 марта 1814 (Санкт-Петербург) — 1874. Вышла замуж за Василия Жукова (1795—1882)
В искусстве
- Упоминается в «Войне и мире» Льва Толстого:
Vicomte поведал очень мило о том ходившем тогда анекдоте, что барон Энгиенский потаенно ездил в Париж для свидания с m-lle George, и что там он повстречался с Бонапарте, пользовавшимся тоже милостями известной актрисы, и что там, встретившись с герцогом, Наполеон случаем свалился в тот обморок, которому он был подвержен, и находился во власти барона, которою барон не пользовался, но что Бонапарте потом за это-то благородство и отмстил гибелью барону. Рассказ был очень мил и увлекателен, в особенности в том месте, где конкуренты вдруг выяснят друг дружку, и дамы, казалось, были в волнении.
M-lle Georges с обнаженными, с ямочками, толстыми руками, в красноватой дурачся, насаженой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое место меж кресел и тормознула в ненатуральной позе. Послышался экзальтированный шепот. M-lle Georges строго и темно оглянула публику и начала гласить по-французски какие-то стихи, где речь шла о ее криминальной любви к собственному отпрыску. Она местами возвышала глас, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.
— Adorable, divin, delicieux! — слышалось со всех боков. (…) После первого монолога все общество встало и окружило m-lle Georges, выражая ей собственный экстаз.
- Э.-Э.Шмитт. Пьеса «Бульвар Преступлений», одно из действующих лиц
Литература
- "A favourite of Napoleon. Memoirs of mademoiselle George".
См. также
- Мадмуазель Марс