Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 3 Избранные роли
- 4 Примечания
- 5 Литература
Биография
Э. Рашель родилась в бедной еврейской семье странствующих артистов и торговцев, выходцев из Эльзаса, в придорожном трактире, во время поездки из Германии во Францию. В 1827 году семья оседает в Лионе. Чтоб заработать незначительно средств, ещё ребёнком Элиза вкупе со старшей сестрой пели на улицах и в кафе. Тут её случаем услышал управляющий парижской школы пения Этьен Шорон и, покорённый расчудесным голосом юной певицы, увёз её совместно с семьёй в Париж, где они поселились в еврейском квартале. В Париже Элиза кончает театральную школу, и в 1837 году в первый раз выходит на сцену в Театре Водевилей, сначала на вторых ролях. В 1838 году актриса уже выступает в Комеди-Франсез, где достигает ошеломляющего фуррора. Импресарио Э. Рашель выступает её отец, нередко очень завышая гонорары, что сказывалось плохо на отношении общества к актрисе.
Э. Рашель гастролирует по всей Европе. В 1841 году актриса выступает в Лондоне перед британской царицой Викторией, в 1852 году — перед королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV, который, восхищённый её талантом, отдал приказ установить в Потсдаме ей монумент. В 1853—1854 году Рашель совершает огромное турне по Рф, посреди поклонников её таланта оказывается и правитель Николай I, пожелавший лично повстречаться с актрисой. Но поездка была тяжёлой, и по возвращении Э. Рашель заболевает. В 1855 году она безуспешно гастролирует в США, и ворачивается оттуда уже серьёзно нездоровой туберкулёзом. В 1856 году совершает поездку в Египет, потом живойёт у друзей на юге Франции. Погибла в южнофранцузском Ле-Канне, неподалеку от приморского Канн. Перед гибелью выразила желание быть похороненной по еврейскому религиозному ритуалу. На похоронах надгробное слово на иврите произнёс главный раввин парижской консистории Исидор Лазар. Похоронена в Париже, в еврейской части кладбища Пер-Лашез.
Э. Рашель вела бурную светскую жизнь, держала собственный салон. У неё было двое отпрыской (старший — от внебрачного отпрыска Наполеона — Александра Колонна-Валевского), но Рашель никогда не была замужем. Её сыновья прошли ритуал обрезания. Бессчетные любовные связи Рашель живо дискуссировались парижским обществом. Актриса оказывала поддержку членам собственной семьи — так, с помощью Элизы её сестра тоже стала актрисой и сделала удачную театральную карьеру.
Приняла христианство. Знакомство во время революции 1848 г. с Ицхаком Кремьё пробудило в ней энтузиазм к еврейству.
Творчество
Э. Рашель в роли ФедрыОсновная награда Э.Рашель перед французским театром XIX века заключается в том, что она смогла возродить на сцене традиционную трагедию, величавые драмы Корнеля и Расина. По замечанию Герцена о французском театре 30-х — 40-х годов -
«Только время от времени…старик Корнель со стариком Расином величественно пройдут, делая упор на молоденькую Рашель и свидетельствуя в пользу собственного времени»
Величавый артистичный дар Э.Рашель также раскрывается последующими словами Герцена:
«Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена; но куда ей рост, на что ей краса, с этими чертами резкими, выразительными, проникнутыми страстью? Игра её изумительна; пока она на сцене, что бы ни делалось, вы не можете оторваться от неё; это слабенькое, хрупкое существо подавляет вас; я не мог бы уважать человека, который не находился бы под её воздействием во время представления. Как сейчас, вижу эти гордо надутые губки, этот сжигающий резвый взор, этот трепет страсти и негодования, который пробегает по её телу! А глас — умопомрачительный глас! — он умеет приголубить ребёнка, шептать слова любви и душить неприятеля; глас, который походит на воркование горлицы и на вопль уязвлённой львицы».
Избранные роли
- Федра в катастрофы «Федра» Расина
- Гофолия в драме «Гофолия» Расина
- «Камилла» в драме «Гораций» Корнеля.