Содержание
- 1 Биография
- 2 Избранная фильмография
- 3 Литература
- 4 Примечания
- 5 Ресурсы в сети
Биография
Родилась 27 декабря 1888 года в Тауперлице под Хофом (Заале) в семье прусских аристократов: барона Теодора фон Харбоу и его супруги Клотильды Констанс. Её детство прошло в Нидерлеснице. В Дрездене посещала гимнацию царицы Луизы. В школьные годы Теа фон Харбоу, которая увлекалась романами Карла Мая, писала стихи для провинциальных газет. В 1902 году на свои средства она издала 1-ый сборник стихов. В 1905 году берлинская «Deutsche Roman-Zeitung» опубликовала её 1-ый роман «Если настанет утро» («Wenn’s Morgen wird»). В 1906 году фон Харбоу дебютировала как актриса в театре в Дюссельдорфе, потом выступала в театрах в Веймаре, Хемнице и Ахене. В Ахене 28 сентября 1914 года она вышла замуж за актера Рудольфа Кляйн-Рогге. После фуррора у публики её романа «Идущие по нашим стопам» (Die nach uns kommen, 1910) и сборника «Война и женщины» (Der Krieg und die Frauen, 1913) фон Харбоу оставила сцену и стала проф писательницей. В 1915 году она поселилась с супругом в Нюрнберге, в 1918 году пара переехала в Берлин. В 1919 году началась работа в кино.
В 1920 году фон Харбоу в соавторстве с Фрицем Лангом написала собственный 1-ый киносценарий, по которому Джоэ Май поставил двухсерийный кинофильм «Индийская гробница» (Das indische Grabmal). В это время фон Харбоу рассталась с супругом и сблизилась с Фрицем Лангом. 26 августа 1922 года она вышла за него замуж. Вкупе они написали сценарии ставших традиционными кинофильмов Ланга «Усталая смерть» (Der Mude Tod, 1921), «Доктор Мабузе — игрок» (1922), «Нибелунги» (Die Nibelungen: Siegfried, 1924; Die Nibelungen: Kriemhilds Rache, 1924), «Метрополис» (1927), «Женщина на Луне» (1929), «М» (1931). В этот период фон Харбоу написала также ряд сценариев для кинофильмов других режиссёров — в том числе Ф. В. Мурнау, Карла Теодора Дрейера, Артура фон Герлаха.
С октября 1931 года Ланг и фон Харбоу жили раздельно. 20 апреля 1933 года их брак был расторгнут. Приблизительно до 1939 года фон Харбоу жила с индусом Тендулькаром, с которым она познакомилась в 1932 году.
Ланг эмигрировал, Теа фон Харбоу — с начала 1933 года председатель союза германских создателей звукового кино — продолжила интенсивно работать как сценарист прямо до крушения Третьего рейха. В 2-ух фильмах она выступила в качестве режиссёра — «Элизабет и шут» (Elisabeth und der Narr, 1933) и «Вознесение Ханнеле» (Hanneles Himmelfahrt, 1934) по пьесе Герхарта Гауптмана.
В 1945 году фон Харбоу, член НСДАП с 1940 года, была на короткий срок интернирована английскими оккупационными властями. С конца 1940-х годов она участвовала в дубляже британских кинофильмов, также написала несколько романов и сценариев.
Теа фон Харбоу скончалась 1 июля 1954 года в Берлине.
Избранная фильмография
- 1920 — «Блуждающий образ» (Das wandernde Bild, реж. Фриц Ланг)
- 1921 — «Индийская гробница» (Das indische Grabmal, реж. Джоэ Май)
- 1921 — «Усталая погибель» (Der müde Tod, реж. Фриц Ланг)
- 1922 — «Доктор Мабузе — игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, реж. Фриц Ланг)
- 1922 — «Призрак» (Phantom, реж. Ф. В. Мурнау)
- 1923 — «Изгнание» (Die Austreibung, реж. Ф. В. Мурнау)
- 1924 — «Нибелунги» (Die Nibelungen, реж. Фриц Ланг)
- 1924 — «Деньги величавого барона» (Die Finanzen des Großherzogs, реж. Ф. В. Мурнау)
- 1925 — «Хроника Грисхуса» (Zur Chronik von Grieshuus, реж. Артур фон Герлах)
- 1927 — «Метрополис» (Metropolis, реж. Фриц Ланг)
- 1928 — «Шпионы» (Spione, реж. Фриц Ланг)
- 1929 — «Дама на Луне» (Frau im Mond, реж. Фриц Ланг)
- 1931 — «М» (M — Eine Stadt sucht einen Mörder, реж. Фриц Ланг)
- 1932 — «Завещание доктора Мабузе» (Das Testament des Dr. Mabuse, реж. Фриц Ланг)
Литература
- Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984.