Содержание
- 1 Ранешние годы
- 2 Начало актёрской деятельности
- 3 Каролина Нойбер и Иоганн-Кристоф Готшед
- 4 Уход со сцены
- 5 Память
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Ранешние годы
Родилась Фредерика 9 марта 1697 года в Райхенбах-им-Фогтланде в семье судебного инспектора городка Цвикау Даниеля Вайсенборна и его супруги Анны Розины Вильгельм. Отец был деспотом и нередко сердито наказывал единственного постылого ребёнка. У Каролины на всю жизнь сохранился шрам на лице от удара плёткой, нанесённого её папой.
В 15 лет она пробовала бежать из дома совместно с ассистентом отца Готтфридом Цорном, который был обвинён в похищении и соблазнении. Чтоб спасти возлюбленного от осуждения, Каролина взяла вину на себя, и, после долгого процесса, они были оправданы. Но позднее выяснилось, что Готтфрид состоит в браке и тем виновен в измене, потому Каролина была обязана опять возвратиться к папе и его деспотии.
В 1717 года Каролина опять бежала из дома с Иоганном Нойбер, с которым она делила страсть к театру.
Начало актёрской деятельности
Иоганн Нойбер и Каролина Вейссенборн вступили в актерскую труппу Шпигельберга (Spiegelberg’schen Schauspielertruppe). 5 февраля 1717 года они заключили брак в соборе Брауншвейга и решили предназначить себя театру. Нейберин, сейчас её так называли, сразу нашла незаурядный артистичный талант и просто выдвинулась как в первой труппе, в какой она работала, так и в последующих, куда она переходила совместно с супругом на все более и поболее ответственные амплуа. Они странствовали с труппой кочевых комедиантов, выступая в придворных театрах Дрездена, Брауншвейга и Ганновера, где Каролина увлеченно игралась импровизированные комедии. Она потрясающе игралась комедийные роли, в особенности отличалась в пьесах с переодеванием, но в то же время Каролина пробовала себя и в трагедийном жанре. В катастрофы её игра возвестила новейшую эру в истории германского актерского мастерства.
На 10 лет позднее, в 1727 году, она с супругом основала свою компанию Нойберских комиков в Лейпциге, в которую воспринимала только наилучших актеров. Благодаря посредничеству саксонского придворного поэта Иоганна Ульриха Кенига, Каролина получила от курфюрста Фридриха Августа I (Август Сильный) льготу занять под неизменный театр здание Огромного Блумберга на Брюле.
В качестве антрепренёров, в свою труппу они стали набирать профессиональных актеров, к которым предъявлялись высочайшие моральные требования. В театре царствовал порядок и строгая дисциплина, любой из актеров был должен хлопотать о собственном культурном и образовательном уровне. Каролина арендовала жилище для их и платила фиксированное жалование. Эта труппа стала основоположником так именуемой Лейпцигской школы актерской игры и служила примером для всей следующей истории просветительского театра Германии. Нойбер упрямо работала с актерами собственной труппы, прививала им новые приемы игры, а именно, заместо импровизации она добивалась четкого заучивания стихотворного текста, учила правильной декламации александрийского стиха, что было тяжело, и, может быть, одна только Каролина поняла по-настоящему секрет декламации на французский лад. Также она учила актёров «благородной» осанке и жестикуляции и ввела новые понятия в собственной труппе, такие как амплуа актера. И равномерно, у неё создалась примерная труппа.
Каролина Нойбер и Иоганн-Кристоф Готшед
С общего согласия всей труппы для совместной работы с актёрами был приглашен писатель и ученый Готтшед, Иоганн Кристоф, доктор института и конкретный фанат классицизма. В отличие от французского традиционного театра, который игрались при дворе и который содержал много балетных сцен в драмах, Каролина, как режиссёр и постановщик, ставила свои спектакли для среднего класса и упор делала на литературный германский язык. Каролина во французском театре ещё до Готшеда находила много здравого и подходящего. Она желала о борьбе с традициями шутовской комедии, утвержденными Страницким, стремилась упорядочить германский театр, подчинить актерское искусство французским образчикам, но с упором на германский язык. Готшед был максималист, добивался, чтоб театр ничего не знал, не считая французского классицистского репертуара, чтоб с его подмостков было изгнано все, что напоминало старенькый репертуар. После неких колебаний Каролина дала свою труппу служению этой идее.
Готшед усиленно пичкал труппу репертуаром, переводя одну за другой французские катастрофы, а с 1735 года переводческую работу стала разделять с ним вышедшая за него замуж поэтесса Луиза Виктория Кульмус.
Каролина радиво ставила и переводы супругов Готшед, но полностью перейти на классицистский репертуар Нойбер не могла поэтому, что этому противились и её товарищи, и публика. Потому на афишах стали вновь появляться пьесы с Гансвурстом и итальянские арлекинады, которые публика посещала еще охотнее, чем катастрофы.
Упрямое нежелание публики лишаться лицезрения Гансвурста охладило дела меж Готшедом и Каролиной. Холодность росла и, в связи с личными столкновениями, привела к разрыву. Каролина уехала на гастроли, а её место заняла труппа, сформированная Шенеманом.
Каролина начала ставить катастрофы другого классициста, Элиаса Шлегеля, и равномерно расширяла собственный репертуар, привлекая пьесы датского драматурга Людвига Гольберга и представителей входившей в моду французской буржуазной драмы — Детуша и Лашоссе, и их последователя, германского сентименталиста Христиана Геллерта. В её же театре появились на подмостках 1-ые юношеские комедии Лессинга.
Уход со сцены
Деятельность Каролины после отъезда из Лейпцига была практически сплошной цепью неудач. Отлично начатые гастроли в Рф оборвались в конце 1740 года из-за погибели Анны Иоанновны и сопровождавшего её падения Бирона — покровителя германской труппы. А возвратившись в Германию, Каролина уже нигде не могла основаться на сколько-либо длительный срок. В 1753 году она сделала последнюю попытку сделать собственный театр в Вене. Она тоже кончилась безуспешно. Каролина с супругом после чего обязаны были вступить в совершенно небольшую труппу кочевых комедиантов, а когда Семилетняя война привела к разорению центральную Германию и смела все слабенькие театральные организации, Каролина решила совсем кинуть сцену. Последние годы жизни она провела у старенькых друзей и погибла всеми позабытая в 1760 году. Супруга она растеряла за несколько месяцев до собственной погибели.
Деятельность Каролины Нойбер оставила германскому театру в наследие напыщенную напевную декламацию александрийских стихов, гиперболизированный жест и балетную поступь. Она воспитала много профессиональных актеров, к примеру, К. Аккермана, И. Ф. Шёнемана, Г. Коха.
Память
На месте захоронения Фредерики Каролины Нойбер потом был установлен монумент.
В Германии были выпущены марки с Нойбер, на одной она в костюмчике одной из собственных героинь — травести, на другой её портрет.
В Лейпциге с 1998 года установлена Премия Каролины Нойбер в размере 6000 €, которая присуждается каждые 2 года наилучшей немецкоговорящей актрисе.
В романе «Театральное призвание», Гёте запечатлел образ Каролины Нойбер (в лице мадам де Ретти) в поздний период её деятельности.
Литература
- Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от появления до 1789 года
- Смирнова Л. Н., Гальперина Г. А., Дятлева Г. В. Пользующаяся популярностью история театра