Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Ранешние годы
- 1.2 Глобальная слава
- 1.3 Голливудская карьера
- 1.4 Личная жизнь
- 2 Наследство
- 3 Фильмография
- 4 Заслуги и номинации
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Биография
Ранешние годы
София Шиколоне родилась в Риме. Скоро после её рождения семья переезжает в маленький рыбацкий городок Поццуоли близ Неаполя, где проходит детство и молодость Софии. В молодости её звали «Стеккетто», что значит «Жёрдочка» — за высочайший рост и худобу. Первой её ступенью к славе стала в четырнадцать лет победа на местном конкурсе красы, после этого семья Софии перебралась в Рим. В 1950 году участвует в конкурсе «Мисс Италия», где получает приз «Мисс Элегантность», учреждённый жюри специально для неё.
Во время роли в следующем конкурсе София познакомилась с продюсером и своим будущим супругом Карло Понти, который был старше её на 20 два года. Понти был в то время женат, а для католика получить развод было делом очень непростым. Отчаявшись дождаться, когда Ватикан утвердит развод, Карло и София потаенно поженились в Мексике. По прошествии времени давно ожидаемый развод был получен, и 9 апреля 1966 года Карло вторично женился на Софии.
Сначало Понти позиционировал свою избранницу в качестве секс-бомбы в таких малоизвестных картинах, как «Торговля белоснежными рабынями» (1953). Часто действие этих кинофильмов происходило в экзотичной обстановке, давая Лорен возможность щеголять перед зрителями в замудренных нарядах. С другой стороны, будущая суперзвезда не смущалась наготы, так что в ряде картин её можно было узреть топлес. Сначала 1960-х годов Карло Понти выкупил все киноленты юной Лорен, где она была обнажённой, во избежание интернационального скандала.
К середине 1950-х годов София стала звездой и секс-символом Италии. Сначало актриса снималась под псевдонимом София Ладзаро (итал. Lazzaro), но в 1953 году по настоянию Понти сменила его на Лорен. Первым фильмом Лорен, вышедшим в прокат за пределами Италии, был «Аттила» (1954) с Энтони Куинном.
С Кэри Грантом в кинофильме «Дом-лодка» (1958)Глобальная слава
Внимание серьёзных кинокритиков Лорен в первый раз завлекла в кинофильме Витторио де Сика «Золото Неаполя» (1954), в каком она попала в родную стихию, сыграв энергичную неаполитанскую лавочницу. Роли обыденных дам из народа, которых она отлично знала в детстве и одной из которых могла бы стать, удавались ей идеальнее всего и вызывали более благорасположенные отзывы критиков.
Конкретно де Сика полностью открыл актёрское дарование Софии Лорен. Фактически все более значимые роли были сыграны ею в фильмах этого режиссёра — «Чочара» с Жаном-Полем Бельмондо (1961, приз Каннского фестиваля и «Оскар» за Наилучшую женскую роль), «Вчера, сейчас, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, приз Столичного фестиваля), «Подсолнухи» (1970). В трёх последних картинах партнёром Софии Лорен был Марчелло Мастроянни, с которым они составили один из самых именитых дуэтов в истории кино.
Верхушкой актёрского мастерства Софии Лорен было выполнение роли мамы в «Чочаре» — неореалистическом кинофильме, снятом по роману Альберто Моравиа. В одной из кульминационных сцен героиня Лорен становится жертвой грубого насилия. Актёрская выразительность и органичность Лорен произвели такое воспоминание на заморских кинокритиков, что за эту роль ей была присуждена премия «Оскар». Это 1-ый случай, когда премия в данной номинации вручена за кинофильм, снятый не на британском языке.
Голливудская карьера
С 1957 года Лорен часто поступали предложения сниматься в Голливуде. Она интенсивно, хотя и не очень удачно работала на американской фабрике грёз, по договорам с такими компаниями как «MGM» и «Paramount Pictures». Одним из её первых голливудских кинофильмов был «Гордость и страсть» с Фрэнком Синатрой и Кэри Грантом (1957). О влюблённости Гранта в итальянскую актрису было много написано, но доподлинно понятно не достаточно. Также много домыслов появлялось относительно предложений руки и сердца со стороны британского актёра Питера Селлерса. По воззрению неких биографов, всё это были только маркетинговые трюки.
Для съёмок в вестерне «Чертовка в розовом трико» (1960) актриса в первый раз перекрасилась в блондиночку. За провальную сагу «Падение Римской империи» она одной из первых в мире получила невиданный дотоле гонорар в миллион баксов. В 1967 году ей довелось сыграть русскую путану в последнем кинофильме величавого Чаплина «Графиня из Гонконга».
В течение пятнадцати лет (1957—1972) Лорен удалось поработать фактически со всеми самыми пользующимися популярностью актёрами и секс-символами Голливуда: Энтони Перкинсом («Любовь под вязами», 1958), Энтони Куинном («Чёрная орхидея» (англ.)русск., 1958), Кларком Гейблом («Это началось в Неаполе», 1960), Питером Селлерсом («Миллионеры», 1961), Чарлтоном Хестоном («Эль Сид», 1961), Алеком Гиннессом («Падение Римской империи», 1964), Полом Ньюманом («Леди Л.», 1965), Грегори Пеком («Арабеска», 1966), Марлоном Брандо («Графиня из Гонконга», 1967), Питером О’Тулом («Человек из Ламанчи», 1972), Ричардом Бёртоном («Поездка», 1974) и Жаном Габеном («Приговор», 1974).
С актрисой Джоан Коллинз в июне 2009 годаВ 1994 году она в последний раз снялась с Мастроянни в кинофильме Роберта Олтмена «Высочайшая мода», а в 1996 году сыграла с Джеком Леммоном и Уолтером Маттау в американской комедии «Старенькые ворчуны разбушевались».
В 2002 году она снялась в кинофильме собственного отпрыска Эдуардо Понти — «Только меж нами», исполнив одну из основных дамских ролей.
Личная жизнь
Невзирая на успехи в кино, жизнь Софии Лорен была омрачена отсутствием деток и 2-мя выкидышами. В протяжении пары лет она проходила курс терапии от бесплодия, по этому в 1968 году родила отпрыска Карло Понти-младшего (англ.)русск., а четыре года спустя — второго отпрыска Эдоардо (англ.)русск..
Во 2-ой половине 1970-х Лорен всё пореже возникает в кино, а с 1984 года её роли становятся и совсем спорадическими. В 1979—1980 годах опубликовала автобиографическую книжку и выпустила основанный на ней телефильм. В 1982 году была приговорена к 18-дневному заключению за уклонение от налогов. В течение следующих лет написала ещё одну книжку мемуаров и основала парфюмерную серию. В 1999 году вышла её книжка «Рецепты и воспоминания».
В 2007 году семидесятидвухлетняя актриса снялась для известного календаря «Пирелли».
Наследство
София Лорен известна своим остроумием. Некие фразы из её книжек стали крылатыми в Италии, к примеру: «Всему, что имею, я должна спагетти». Архиепископ Генуи как-то пошутил, что хотя Ватикан в принципе не одобряет клонирование людей, он мог бы сделать исключение для Софии Лорен.
София Лорен является обладательницей звезды на Голливудской «Аллее славы» (№ 2000).
В торонтском районе Этобико одна из улиц названа в честь Софии Лорен.
Фильмография
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1950 | ф | Глас (итал.)русск. | Il voto | Женщина в массе на праздничке Madonna di Piedigrotta |
1950 | ф | Морские сердца (итал.)русск. | Cuori sul mare | Женщина в ресторане |
1950 | ф | Тото Тарзан (итал.)русск. | Totò Tarzan | Одна из женщин племени |
1950 | ф | 6 жён Голубой Бороды (итал.)русск. | Le sei mogli di Barbablù | Похищенная женщина |
1951 | ф | Анна (итал.)русск. | Anna | Женщина из ночного клуба |
1951 | ф | Волшебник поневоле (итал.)русск. | Il mago per forza | Жена |
1951 | ф | Камо грядеши? (итал.)русск. | Quo Vadis? | Рабыня Лигии |
1951 | ф | Миллионерша из Милана (итал.)русск. | Milano miliardaria | |
1951 | ф | Владелец парохода (итал.)русск. | Il padrone del vapore | |
1951 | ф | Это был он... да! да! (итал.)русск. | Era lui… sì! sì! | Одалиска |
1952 | ф | Мечта о Зорро (итал.)русск. | Il sogno di Zorro | Кончита |
1952 | ф | Настройщик прибыл (итал.)русск. | È arrivato l'accordatore | Подруга Джульетты |
1952 | ф | Масса белоснежных людей | La Tratta delle bianche | |
1952 | ф | Победительница | La Favorita | Леонора |
1953 | ф | Аида | Aida | Аида |
1953 | ф | Африка за морями | Africa Under the Seas | Барбара Лама |
1953 | ф | Воскресный денек хороших людей | Good Folk's Sunday | Инес |
1953 | ф | Две ночи с Клеопатрой (итал.)русск. | Due notti con Cleopatra | Клеопатра/Ниска |
1953 | ф | Мы находимся в галерее | Ci troviamo in galleria | Мариса |
1953 | ф | Паломники любви | Pellegrini d'amore | |
1953 | ф | Страна Кампанелли | The Country of the Campanelli | |
1953 | ф | Торговля белоснежными рабынями | The White Slave Trade | Эльвира |
1954 | ф | Аттила | Attila | Гонория |
1954 | ф | Бедность и благородство (итал.)русск. | Miseria e nobiltà | Гемма |
1954 | ф | Жалко, что ты каналья | Too Bad She | Лина Строппиани |
1954 | ф | Золото Неаполя | The Gold of Naples | София |
1954 | ф | Наши времена (итал.)русск. | Tempi nostri - Zibaldone n. 2 | Женщина в новелле «Фотоаппарат» (итал. La Macchina fotografica) |
1954 | ф | Неаполитанская карусель | Neapolitan Carousel | Сисина |
1955 | ф | Дама с реки | Woman of the River | Нивес Монголини |
1955 | ф | Символ Венеры (итал.)русск. | Il segno di Venere | Агнес Тирабасси |
1955 | ф | Красивая мельничиха | La bella mugnaia | Кармела |
1955 | ф | Хлеб, любовь и... (итал.)русск. | Pane, amore e... | Донна София |
1956 | ф | Счастье быть дамой | Lucky to Be a Woman | Антониетта Фаллари |
1957 | ф | Гордость и страсть | The Pride and the Passion | Хуана |
1957 | ф | Легенда о былом | Legend of the Lost | Дита |
1957 | ф | Мальчишка на дельфине | Boy on a Dolphin | Фаэдра |
1958 | ф | Дом на воде | Houseboat | Чинция Заккарди |
1958 | ф | Ключ (англ.)русск. | The Key | Стелла |
1958 | ф | Любовь под вязами | Desire Under the Elms | Анна Кэбот |
1958 | ф | Чёрная орхидея (англ.)русск. | The Black Orchid | Роуз Бианко |
1959 | ф | Такая дама | That Kind of Woman | Кэй/Катерина |
1960 | ф | Дыхание скандала (англ.)русск. | Принцесса Олимпия | |
1960 | ф | Миллионерша | The Millionairess | Эпифания Парерга |
1960 | ф | Чертовка в розовом трико (англ.)русск. | Heller in Pink Tights | Анджела Россини |
1960 | ф | Чочара | La ciociara | Чезира |
1960 | ф | Это началось в Неаполе | It Started in Naples | Лючия Курчио |
1961 | ф | Эль Сид | El Cid | Химен |
1962 | ф | (кинофильм) | Lykke og krone | играет саму себя |
1962 | ф | Боккаччо-70 | Boccaccio '70 | Зои |
1962 | ф | Затворники Альтоны | The Condemned of Altona | Джоанна |
1962 | ф | Мадам Бесцеремонность (фр.)русск. | Madame Sans-Gêne | Катрин Юбшер |
1962 | ф | 5 миль до полуночи (англ.)русск. | Five Miles to Midnight | Лиза Маклин |
1963 | ф | Вчера, сейчас, завтра | Yesterday, Today and Tomorrow | Аделина Сбаратти / Анна Мольтени / Мара |
1964 | ф | Брак по-итальянски | Matrimonio all'italiana | Филумена Мартурано |
1964 | ф | Падение Римской Империи | The Fall of the Roman Empire | Луцилла |
1965 | ф | Операция «Арбалет» | Operation Crossbow | Нора |
1966 | ф | Арабеска (англ.)русск. | Arabesque | Ясмин Азир |
1966 | ф | Графиня из Гонконга | A Countess from Hong Kong | Наташа Александрова, юная графиня из Рф |
1966 | ф | Юдифь (англ.)русск. | Judith | Юдифь |
1967 | ф | Жила-была… (итал.)русск. | C'era una volta… | Изабелла Санделоро |
1969 | ф | Привидения по-итальянски | Ghosts - Italian Style | Мария Поджаконо |
1969 | ф | Подсолнухи | Sunflower | Джованна |
1970 | ф | Моё имя Клоун | Mera Naam Joker | играет саму себя |
1971 | ф | Супруга священника | The Priest's Wife | Валерия Билли |
1972 | ф | Белоснежный, красноватый и… | Bianco, rosso e… | Эрмана Германа |
1972 | ф | Леди Свобода | Lady Liberty | Маддалена Циарапицо |
1972 | ф | Человек из Ламанчи (англ.)русск. | Man of La Mancha | Альдонца / Дульсинея |
1974 | ф | Вердикт (англ.)русск. | Verdict | Тереза Леони |
1974 | ф | Маленькая встреча | Brief Encounter | Анна Джессон |
1974 | ф | Поездка | Il viaggio | Адриана де Мауро |
1975 | ф | Браво, куколка! | Get Rita | Пупа (Куколка) |
1976 | ф | Перевал Кассандры | Cassandra Crossing | Дженифер Рисполи Чемберлен |
1977 | ф | Особенный денек | Special Day, A | Антониетта |
1978 | ф | Анджела | Angela | Анджела Кинкэйд |
1978 | ф | Звездная мишень | Brass Target | Мара |
1978 | ф | Кровавя стычка меж 2-мя мужиками | Blood Feud | Титина Патерно |
1979 | ф | Огневая мощь | Firepower | Адель Таска |
1980 | ф | История Софи Лорен | Sophia Loren: Her Own Story | играет саму себя |
1981 | ф | Нотр-Дам с Круазет | Notre Dame de la Croisette | играет саму себя |
1984 | ф | Нечто белокурое | Qualcosa di biondo | Аврора |
1986 | ф | Смелость | Courage | Марианна Миральдо |
1987—2008 | с | Биография | Biography | играет саму себя |
1988 | ф | Счастливый пилигрим | Fortunate Pilgrim | Лючия Санта Ангелуцци-Корбо |
1988 | тф | Чочара (итал.)русск. | La Ciociara | Сезира |
1990 | ф | Суббота, воскресенье и пн | Saturday, Sunday and Monday | Роза Приори |
1994 | ф | Высочайшая мода | Ready to Wear | Изабелла де Ла Фонтейн |
1995 | ф | Старенькые ворчуны разбушевались | Grumpier Old Men | Мария Рагетти |
1997 | ф | Солнце | Soleil | Мать Леви |
2001 | ф | Франческа и Нунциата | Francesca and Nunziata | Франческа Монторси |
2002 | ф | Только меж нами | Between Strangers | Оливия |
2002—2003 | с | Шоу Грэма Нортона | V Graham Norton | играет саму себя |
2004 | ф | В стеклянном доме | Lives of the Saints | Тереза |
2004 | ф | Фаршированные перцы идут в дело | Too Much Romance... It's Time for Stuffed Peppers | Мария |
2004 | ф | Признанная Европа | Europa riconosciuta | играет саму себя |
2006 | ф | Турин 2006: 20-я зимняя Олимпиада (кинофильм)|Турин 2006: 20-я зимняя Олимпиада | Turin 2006: XX Olympic Winter Games | играет саму себя |
2006 | ф | Марчелло, одна сладкая жизнь | Marcello, una vita dolce | играет саму себя |
2008 | ф | Ярость Пазолини | La rabbia di Pasolini | играет саму себя |
2009 | ф | Девять | Nine | Мама Гвидо |
2010 | ф | Мой дом полон зеркал | My House Is Full of Mirrors | Ромильда |
2011 | мф | Тачки 2 | Cars 2 | Мать Тополино |
Заслуги и номинации
Год | Заглавие | Заслуга | Категория | Итог |
---|---|---|---|---|
1961 | Чочара | Каннский кинофестиваль | Серебряная премия за наилучшую женскую роль | Фаворит |
1962 | Чочара | Оскар | Наилучшая женская роль | |
1962 | Чочара | Английская академия | Наилучшая зарубежная актриса | Фаворит |
1964 | Золотой глобус | Наилучший кинодебют | Фаворит | |
1965 | Брак по-итальянски | Оскар | Наилучшая женская роль | Номинант |
1965 | Брак по-итальянски | Золотой глобус | Наилучшая женская роль | Номинант |
1965 | Золотой глобус | Наилучший кинодебют | Фаворит | |
1965 | Брак по-итальянски | Серебряная премия | Наилучшая женская роль | Фаворит |
1966 | Золотой глобус | Наилучший кинодебют | Номинант | |
1969 | Золотой глобус | Наилучший кинодебют | Фаворит | |
1970 | Золотой глобус | Наилучший кинодебют | Номинант | |
1971 | Золотой глобус | Наилучший кинодебют | Номинант | |
1977 | Золотой глобус | Наилучший кинодебют | Фаворит | |
1991 | Оскар | Владелец почтенной премии «одному из сокровищ мирового кинематографа» | Фаворит | |
1994 | Берлинский кинофестиваль | Знатный Золотой Медведь | Фаворит | |
1995 | Высочайшая мода | Золотой глобус | Наилучшая женская роль второго плана | Номинант |
1994 | Берлинский кинофестиваль | Знатный Золотой Медведь | Фаворит | |
1997 | Особый Серебряный «Святой Георгий» | за вклад в мировой синематограф | Фаворит | |
1998 | Венецианский кинофестиваль | Золотой лев за вклад в мировой синематограф | Фаворит |