Вторник, 09 июня 2015 19:25

Фрейндлих Алиса Бруновна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Алиса Фрейндлих
Имя при рождении:

Алиса Бруновна Фрейндлих

Когда родилась (Дата рождения):

8 декабря 1934 80 лет

Где родилась (Место рождения):

Ленинград, РСФСР, СССР

Кто по профессии:

актриса театра и кино, певица

Какое имеет гражданство:

СССР → Россия

Годы активности:

1955 — наст. время

В каких театрах играла:

ЛАДТ имени Ленсовета, РГАБДТ имени Г. А. Товстоногова

Какие имеет награды:

Биография актрисы Фрейндлих, Алиса Бруновна

Али́са Бру́новна Фре́йндлих (род. 8 декабря 1934, Ленинград) — русская и русская актриса театра и кино, певица. Одна из огромнейших российских актрис XX века. Народная артистка СССР (1981). Лауреат четырёх Муниципальных премий Русской Федерации (1976, 1996, 2001, 2008).

С 1983 года Фрейндлих является одной из ведущих актрис Огромного драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Киноленты с ролью Алисы Фрейндлих входят в «золотой фонд» российского синематографа. Более известна по картинам: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Ожесточенный романс» (1984) и «Полторы комнаты, либо Слащавое путешествие на родину» (2009).

Алиса Фрейндлих — носительница 2-ух государственных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и 2-ух премий Русской Академии синематографических искусств «Ника» (1994, 2005).

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Рождение и 1-ые годы жизни
    • 1.2 Величавая Российская война и блокада Ленинграда
    • 1.3 Послевоенное детство и поступление в институт
    • 1.4 Окончание института, 1-ые роли в кино и работа в Театре имени Комиссаржевской
    • 1.5 Театр им. Ленсовета и творческий альянс с Игорем Владимировым
    • 1.6 Рождение дочери и 1-ые большие роли в кино
    • 1.7 «Служебный роман»
    • 1.8 Развод с супругом и переход в БДТ
    • 1.9 Работа в БДТ и застой в кино
    • 1.10 Современный период
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Театр
    • 3.1 Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961
    • 3.2 Театр имени Ленсовета: 1961—1983
    • 3.3 БДТ: 1983 — истинное время
  • 4 Критика и признание
  • 5 Фильмография
  • 6 Роли в театре
    • 6.1 Театр имени Комиссаржевской
    • 6.2 Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета
    • 6.3 Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
  • 7 Дискография
  • 8 Заслуги и звания
  • 9 Примечания
  • 10 Публикации
  • 11 Ссылки

Биография

Рождение и 1-ые годы жизни

Мама Ксюша Фёдоровна
и отец Бруно Артурович
Ещё помню, когда папа приходил с репетиции, непременно ложился днём подремать. Для него дневной сон был как «Отче наш», для того, чтоб сделать для себя после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового денька. Папа и мне эту необходимость передал. И вот в один прекрасный момент он прилёг и оставил меня совсем одну — бабушка кое-чем занималась, мать ушла на работу. Я длительно прогуливалась вокруг него кругами, не давая уснуть. И когда он, в конце концов, задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Желала таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол. Помню, как будто это было вчера. — Алиса Фрейндлих

Мама будущей актрисы, Ксюша Фёдоровна Фрейндлих (в девичестве Фёдорова; ?—1971), в юности проживала в Пскове, где учавствовала в художественной самодеятельности. Скоро она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром германского происхождения Бруно Фрейндлихом (1909—2002). Его мамой была германка Шарлотта Фридриховна (урождённая Зейтц), папой — Артур Иванович Фрейндлих. И Зейтцы, и Фрейндлихи совсем переехали в Россию из Германии ещё в XVIII веке, создав династии стеклодувов. Прапрапрадед актрисы по полосы мамы был родом из Мекленбург-Шверина.

Артур Фрейндлих пробовал продолжить семейное дело, но его карьера мастера стекла не свершилась — у его второго отпрыска, брата Бруно, были очень слабенькие лёгкие. Скоро он устроился на работу в обувной магазин Вейса, который тогда поставлял обувь Императорскому Двору. Недолго проработав там, он решил открыть собственное дело: закупил необходимое оборудование, снял помещение около Мойки и заказал вывеску «Изящная обувь Фрейндлиха». Его планам не судьба было реализоваться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался.

Малая Алиса

8 декабря 1934 года, в Ленинграде, в доме на Исаакиевской площади, на свет появилась девченка Алиса. Как признавалась позднее Фрейндлих, мать желала, чтоб дочь носила другое имя — Наташа. На «Алисе» настояли отец и бабушка, заявившие, что «Наталья Бруновна Фрейндлих» — странноватая каша. В графе «Национальность», по убеждению мамы, стояло «русская». Скоро после рождения девченки семья переехала в коммунальную квартиру дома 1/64, что в переулке Гривцова. Из окон раскрывался вид на Исаакиевский собор, а неподалёку от дома размещался Медный наездник.

Ещё в детстве Алиса начала проявлять артистичные возможности. В три года она попала на дипломные спектакли сестры мамы и её супруга, которые тогда заканчивали консерваторию. Некоторое количество дней после чего девченка напевала мелодии из оперы и сама с собой игралась в «театр», тайком от взрослых надевая мамины платьица.

Незадолго до начала войны предки Алисы расстались. Отец с актёрами собственного театра уехал на гастроли в Ташкент, а девченка осталась жить с мамой. Бруно Фрейндлих покинул Ленинград ещё до того, как из Ленинграда начали выселять германцев. По мемуарам Алисы Фрейндлих, «бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры — всем им пришлось уехать из Ленинграда»; «папин брат с супругой были арестованы — много позднее мы узнали, что их расстреляли».

Величавая Российская война и блокада Ленинграда

Школьница

В 1941 году Алиса пошла в 1-ый класс школы № 239 (сейчас физико-математический лицей № 239). Заведение находилось прямо в центре городка — районе, который подвергался самым мощным обстрелам. Через некоторое количество дней после чего началась блокада Ленинграда. Из-за тяжёлых критерий учёбы, как такой, не было: преподавательница вела беседу не о теме урока, а обо всём, что тогда было необходимо блокадникам. Позднее Алиса Бруновна вспоминала:

Главное воспоминание моего юношества — война, блокада. Отлично помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка в конце концов дойдёт до подходящего деления и можно будет съесть крошечную дольку от пайки хлеба? Таковой жёсткий режим устроила нам бабушка — и поэтому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на для себя, и эта созерцательность собственного внутреннего состояния и отдала нам возможность, во-1-х — выжить, во-2-х — всё, всё уяснить. Может быть, когда-нибудь напишу об этом… Совместно с сложным, с очень ужасным, в моих детских впечатлениях из числа тех дней осталось и острое чувство того, что у нас, блокадников, была особенная потребность в ухмылке — видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита…

Только бабушка посодействовала выжить Алисе в те времена, а поточнее, её пунктуальность: она выдавала совершенно небольшую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала. Здоровье девченки и её мамы было очень слабеньким и нестабильным не только лишь в физическом отношении, да и в психическом: ребёнок с германскими корнями страшно себя ощущал в обществе тех, кто германцев презирает.

Во время войны Ксюша Фёдоровна работала бухгалтером, а после её окончания переехала совместно с дочерью в Таллин на три года.

Послевоенное детство и поступление в институт

В столице Эстонии Алиса училась в 3-ем, четвёртом и 5-ом классах средней школы, ей не удалось и тут окончить обучение — в 1948 году они с мамой возвратились в Ленинград, где девченка опять поступила в школу № 239. В город возвратился и Бруно Фрейндлих, привёзший с собой свою новейшую семью — супругу и дочку Иру. Ксюша Фёдоровна была не против встреч Алисы с папой, но этому категорически противилась новенькая жена Фрейндлиха. Их дочь Ира долгие и длительные годы даже не додумывалась о существовании собственной единокровной сестры.

В школе № 239 Алиса попала в театральный кружок, которым правила Мария Призван-Соколова — именитая русская артистка. Марии Александровне девченка сразу приглянулась, она смогла рассмотреть в ней будущую «звезду». Все свободное время Алиса проводила у преподавательницы, конкретно Мария Александровна научила Фрейндлих азам актёрского мастерства.

Закончив школу в 1953 году, Алиса Фрейндлих уже точно знала, что станет актрисой, только не могла решить, какой конкретно: музыкальной либо драматической. Выбор в пользу второго варианта посодействовал сделать отец, отговоривший Алису от оперной сцены: «Ты же кроха, а там фактура нужна», хотя у девицы был сильный глас — высочайшее меццо-сопрано.

Скоро Алиса подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Поступать ей помогали Мария Призван-Соколова и её супруг Павел Вейсбрём, каждый вечер ожидавшие даму у себя дома. Алиса удачно сдала вступительные экзамены, зачитав отрывок из повести Николая Гоголя «Мёртвые души» и исполнив романс «Не брани меня, родная». Комиссии выступление Фрейндлих понравилось, и в 1953 году Алиса была принята на курс Бориса Зона.

Окончание института, 1-ые роли в кино и работа в Театре имени Комиссаржевской

До Фрейндлих Зон воспитал много общепризнанных мастеров русского театра и кино. Посреди их: Борис Блинов, Павел Кадочников, Николай Трофимов, Владислав Андрушкевич, Александр Белинский, Игорь Владимиров, Сергей Гиппиус, Давид Карасик, Станислав Клитин, Зиновий Корогодский, Оскар Ремез, Эмма Попова, Зинаида Шарко и многие другие. За время обучения в институте Фрейндлих удостоилась огромного количества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за примерную учёбу. Но обучение не было светлым. Встал даже вопрос об отчислении. Зон вступился: «Если кто-то посмеет коснуться моих студентов — я здесь же ухожу из института». Алиса Бруновна признательно вспоминает головного собственного учителя: «Выпускал меня как травести и острохарактерную актрису. Но никогда даже в голову ему не приходило, что я могла бы играть Джульетту, что мне можно доверить драматические либо лирико-драматические роли».

В 1955 году женщина исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и фанаты». Тогда же она в первый раз вышла замуж за студенческую любовь, 1-го из собственных однокурсников — Владимира Карасёва. Брак выдержал недолго — уже после выпуска из института пара разошлась.

Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне своё фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете бросить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, плясать. Исключительно в таком случае Вы везде поспеете и будете счастливы». Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведомую работу в драматических театрах областного и республиканского значения (см. фото). Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в каком Фрейндлих сыграла главную роль, посодействовал ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Шёл 1957 год.

Позднее Фрейндлих гласила: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с огромным наслаждением. Я прошла там неплохую школу, очень неплохую. Я там не была премьершей. Там блестела потрясающая актриса Эмма Попова. А мне доставались только те роли, от которых отказалась Попова (либо, как молвят в театре, которые свалились со стола Поповой). Я плакала и переживала жутко, что мне не удалось сыграть Дороти в „Пятой колонне“ Э. Хемингуэя». Но даже до таких ролей Алиса Бруновна начинала с самого малого — перевоплощения в мальчишек и хулиганов.

Всего за время работы в театре Фрейндлих сыграла более 10 ролей; к этому же времени относится её кинодебют — Фрейндлих снялась в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах». В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, который именно в этот момент был приглашён поставить в Театре имени Комиссаржевской спектакль «Время любить». Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и в 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перебежала туда.

Театр им. Ленсовета и творческий альянс с Игорем Владимировым

Тогда же Фрейндлих в первый раз встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова, который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада». По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла просто искрометно, но в актрисе было очень много женственности, а героиня кинофильма, как понятно, изображала мужчину. В конечном итоге на роль утвердили Ларису Голубкину.

Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей супругой. Когда мы повстречались, я была полностью белоснежным листом во всех прозаических отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много игралась, будь я неприметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с классным чувством юмора. Мне было любопытно — я скупо, как губка, впитывала всё, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не страшилась выходить за него замуж, так как мне всё в нем было любопытно, мне было чему у него поучиться. — Алиса Фрейндлих

В Театре им. Ленсовета, напротив, Игорь Владимиров, которому, как отмечали критики, удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих», не просто ставил для неё спектакли, да и в выборе репертуара в целом ориентировался на особенность собственной главной актрисы (в 60-х годах это были в большей степени мелодрамы). В 1979 году Алиса Фрейндлих гласила: «Игорь Петрович Владимиров — мой реальный учитель в искусстве, рачительный и серьезный преподаватель, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я должна только ему. Я не представляю для себя актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова. Мне даже жутко об этом поразмыслить. Смогу ли я сейчас работать в другом театре? Не знаю». Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во 2-ой брак Фрейндлих — сначала 1960-х годов она вышла за него замуж.

Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. Она стала первой леди театра, как позднее писали газеты, и игралась практически во всех спектаклях его репертуара. Одной из более узнаваемых и успешных ролей тех пор был Малыш из «Малыша и Карлсона»; на постановку с схожим наслаждением шли и взрослые, и детки.

В кино меж тем Алису Бруновну практически не приглашали. Раздельно можно отметить всего только одну роль 1960-х годов — «Похождения одонтолога» (1965) — комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих в первый раз столкнулась с актёром Андреем Мягковым. Позднее они совместно сыграют в «Служебном романе». В 1967 году Алисе Бруновне опять пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, тогда написавшим киноповесть «Зигзаг удачи». Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих. В сей раз удачной роли помешала беременность актрисы.

Рождение дочери и 1-ые большие роли в кино

В будущем году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара. Больше всех о возникновении девченки на свет желала мать актрисы — Ксюша Фёдоровна. В месяц до родов Фрейндлих с мамой направились в дом отдыха ВТО в посёлок Комарово. Ночкой 13 марта у Алисы Бруновны начались схватки, она сказала об этом мамы, а та вызвала две «скорых»: одну — дочке, вторую — для себя. Ксюша Фёдоровна увидела внучку только через два месяца — сразу, как выписалась из поликлиники.

В 1971 году Ксюши Фёдоровны не стало. Она дохнула на очах трёхлетней внучки, перенеся неожиданный инфаркт. Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию. За обедом дама внезапно свалилась. Девченка пробовала привести её в сознание, но всё было никчемно. Алису Бруновну ещё и задержали в театре, придти на помощь Ксюши Фёдоровне было некоторому. В конце концов, придя домой, Фрейндлих увидела ужасную картину: на полу лежит мама, на ней — её собственная дочь (Варвара так рыдала, что заснула прямо на бабушке), а вокруг — разбросанные игрушки. Через неделю Ксюша Фёдоровна скончалась, не приходя в сознание.

После чего катастрофического происшествия Фрейндлих продолжала играть в театре и кино. В 1974 году Анатолий Солоницын, сотрудник Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сказал ей, что на вечерней постановке будет находиться сам Андрей Тарковский. После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского, начинавшуюся словами: «Госпожа Фрейндлих!..». В ней режиссёр писал, что спектакль ему приглянулся, и он предлагает актрисе исполнить маленькую роль в его новеньком кинофильме. Фрейндлих без размышлений согласилась и продолжала расспрашивать Солоницына о грядущей картине, на что тот отнекивался, заявляя, что и сам ничего не знает. В сей раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не вышло — она просто не смогла приехать на съёмки.

Броско, что в том году Алисе Фрейндлих опять не удалось сыграть и у Эльдара Рязанова в новейшей комедии «Драматичность судьбы, либо С лёгким паром!». Предыстория этого была такая: Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноимённую пьесу и дали её в театр имени Ленсовета с неотклонимым условием, что главную роль, Надю Шевелеву, в пьесе исполнит ведущая артистка театра Алиса Фрейндлих. Через некое время создателей приглашали на премьеру. В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: «А она в вашей пьесе вообщем не играет!» После такового Рязанов не поехал на премьеру, а в кинофильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих уже не мог, потому что уже была утверждена Барбара Брыльска.

Невзирая на это, в 1974 году вышло три ленты с ролью Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор» (которую и именуют первым огромным проектом Фрейндлих), музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония».

«Служебный роман»

Окончив «Иронию судьбы», Эльдар Рязанов задался вопросом: «А что снимать далее?» Внезапно он вспомнил о пьесе «Сослуживцы», написанной совместно с Брагинским 6 годов назад. Поначалу пьеса была успешна в театрах, её поставили 134 театра в различных городках СССР. Рязанов, подумав, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — сейчас точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, выслал ей пьесу и предложение сняться в его кинофильме. Фрейндлих согласилась, и режиссёр приступил к другим нюансам грядущей картины.

Главный в кинофильме должна была быть роль Калугиной. Рабочим заглавием ленты сначала даже было «Сказка о руководящей Золушке». Отметив, что в театре Фрейндлих больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант. По сюжету Людмила Калугина должна была быть неказистой «серой мышкой». Таковой Фрейндлих сделали гримёры и живописец по костюмчикам, но даже последний не сумел отыскать подходящий костюмчик для съёмок. Таковой отыскала сама актриса, излазив всю раздевалку «Мосфильма». Фирменную походку собственной героини Фрейндлих взяла от реально имеющихся начальниц тех пор.

Кинофильм имел большой фуррор, после премьеры Фрейндлих даже приходили письма последующего содержания: «После вашего кинофильма мы сходу направились в парикмахерскую, сделали для себя такую же причёску, сшили для себя такое же платьице и вообщем привели себя в порядок». До настоящего времени роль Калугиной остаётся более известной в карьере Алисы Бруновны, а сама актриса считает её одной из самых возлюбленных. Картину оценили и в высших слоях страны — все её создатели, не считая Алисы Фрейндлих, были удостоены Гос премии СССР. Сама Фрейндлих на вопрос, не грустно ли ей, что она не получила премию, отвечала так: «Нет, я так привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно».

За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана наилучшей актрисой года по версии журнальчика «Русский экран». Броско, что во время сотворения ленты Алиса Бруновна проявила не только лишь актёрские возможности, да и музыкальные: две песни в её выполнении — «У природы нет нехороший погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу стали хитами и огромное количество раз исполнялись по радио и телевидению.

В 2011 году на экранах кинозалов появился ремейк ленты — «Служебный роман. Наше время», где роль Людмилы Калугиной исполнила юная актриса Светлана Ходченкова. Алиса Бруновна гласила, что кинофильм не смотрела и глядеть не будет, потому что ей «очень тяжело принять и смириться с какими-то новыми открытиями в этом сюжете».

Развод с супругом и переход в БДТ

После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из наилучших, как отмечали критики, ролей в кино. Таковой стала царица Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Фрейндлих гласила: «Я никогда не лицезрела живую царицу, разве что по телеку либо в прессе. Мы с режиссёром желали сделать полностью земную даму, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни ужас, ни торжество победы. Ей характерны все эмоции и все беспомощности людские. Да, царица! Но за наружной этической сетью прячется живой человек, испытывающий те же чувства, что и хоть какой другой». По словам режиссёра кинофильма Жору Юнгвальд-Хилькевича, Алиса Бруновна отрешалась играть царицу до того времени, пока ей не растолковали, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески. За пару лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме «Старомодная комедия». И в «Трёх мушкетёрах», и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна исполнила несколько песен.

Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в последующем проекте — «Сталкере» Андрея Тарковского. О пробе ей опять сказал Анатолий Солоницын. Роль была маленькой, несколько сцен в самом начале кинофильма и монолог в конце. Монолог, как признавалась позднее Фрейндлих, был стопроцентно сымпровизирован. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что даже люди общались меж собой полушёпозже. В одной из сцен, где супруга Сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что супруг вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за неоднократных дублей чуть ли не растеряла сознание. Позднее Алиса Бруновна гласила, что с таковой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова.

В 1981 году вышло несколько главных событий в жизни Алисы Фрейндлих. Актрисе было присвоено звание «Народной артистки СССР», а скоро после чего она рассталась с супругом Игорем Владимировым. Предпосылкой этому Фрейндлих называла огромную любовь Владимирова к дамам и пристрастие к алкоголю. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочел статью в газете с заглавием «Театр одной актрисы». Было также мировоззрение, что изменившийся репертуар театра и засилье «крикливых и шумных» пьес не соответствовали дарованию Алисы Бруновны, которая убедительней всего исполняла камерные роли. Ещё два года проработав вкупе с бывшим супругом, в 1983 году Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перебежала в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горьковатого.

Работа в БДТ и застой в кино

Незадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с юным артистом Юрием Соловьём. Тогда он служил актёром в театре имени Ленсовета, но главным его призванием были картины — Соловей был художником-самоучкой. Меж ними довольно стремительно завязался роман, и Фрейндлих вышла замуж в 3-ий раз.

Кроме работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах («Страшный возраст», «Фуррор»), так и мелодрамах («Будни и празднички Серафимы Глюкиной», для роли в какой Фрейндлих похудела на 7 кг). Но более удачной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Фрейндлих с радостью согласилась на роль у Рязанова, но худсовет не лицезрел в роли Огудаловой Алису Фрейндлих. Рязанов выручил ситуацию и настоял на кандидатуре актрисы.

В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим супругом. Сама Фрейндлих растолковала причину развода так: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса заморочек, хотя он очень одарённый человек. И вот то событие, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши дела. Когда мы сообразили, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…». После развала Русского Союза Фрейндлих практически не приглашали в кино. В 1992 и 1993 годах она возвратилась к роли царицы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», но сиквелы подабающего фуррора не имели. Раздельно можно отметить и роль писательницы Иры Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за наилучшую женскую роль второго плана.

Современный период

В 1999 году Игорь Владимиров, 2-ой супруг Алисы Фрейндлих, скончался после долгой заболевания, а уже через три года не стало и отца актрисы — Бруно Артуровича.

«На Верхней Масловке» — так называлась лента 2004 года, в какой Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино. Её партнёром на съёмочной площадке стал юный артист Евгений Миронов. Персонаж Фрейндлих — 87-летняя архитектор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старенькой мастерской.

Невзирая на многозначное восприятие кинофильма кинокритиками, актёрская игра Алисы Фрейндлих высоко оценивалась журналистами и аналитиками. Обозреватель веб-сайта film.ru Екатерина Тарханова отметила, что Фрейндлих «совершенно идеально делает „старушечий этюд“: пластически, мимично, интонационно». Игорь Михайлов с веб-сайта kino.ru выразил своё мировоззрение так:

Она играет невозможность ходить, дышать, время от времени гласить. В последних кадрах она играет переход в погибель. Но ключевики в словах «женщина за девяносто» — Дама. Она играет способность обожать, обвораживать, презирать, прощать, Пробовать Посодействовать МУЖЧИНЕ БЫТЬ Мужиком… Всегда, при всех испытаниях и обстоятельствах. И зритель живойёт вкупе с Алисой, любит вкупе с Алисой, смеётся совместно с Алисой и погибает вкупе с Алисой.

За схожее перевоплощение Алиса Фрейндлих стала лауреатом 2-ой премии «Ника» за наилучшую женскую роль.

Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Из последних проектов с ролью актрисы выделяется «Полторы комнаты, либо Слащавое путешествие на родину» — картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника». Фрейндлих досталась необыкновенная роль — мама поэта Иосифа Бродского. По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи.

Личная жизнь

Алиса Фрейндлих три раза выходила замуж:

  • за студента-однокурсника Владимира Карасёва (1956—1957);
  • за театрального режиссёра и актёра Игоря Владимирова (начало 1960-х годов — 1981);
  • за актёра и художника Юрия Соловья (начало 1980-х годов — 1990).

Во 2-м браке, 13 марта 1968 года, родилась дочь Варвара. Девченка росла в актёрской семье и с самого юношества понимала, что будет актрисой. Была у неё и тёзка-няня, смотревшая за Варей до 10 лет. Как гласила Варвара, «она была истинной российской бабой». Из-за алкоголизма Варвары-старшей с няней пришлось расстаться. В школу девченка прогуливалась одна, потому что предки повсевременно были на репетициях. Из-за занятости Алисы Бруновны и Игоря Петровича Варя отставала в учёбе по большинству предметов. Броско, что в детстве Варвара дружила с отпрыском Владимирова от актрисы Зинаиды Шарко — Иваном.

После развода Владимирова с Фрейндлих тот оставил собственной семье квартиру, а сам недолгое время жил в гостинице. Когда девченка была ещё ребенком, мать вышла замуж за Юрия Соловья, к которому Варя её ревновала. Согласно Владимировой, расставшись с третьим супругом, Алиса Бруновна отправилась к «высоким начальникам» просить квартиру для Соловья, потому что ему было негде жить. Скоро после расставания с Фрейндлих Соловей женился на сотруднике по театру имени Ленсовета Римме Шибаевой и переехал поначалу в Израиль, а потом в Германию. Бывшие супруги созваниваются и поддерживают отличные дела и до настоящего времени.

Дочь Алисы Бруновны, Варвара, закончила Ленинградский муниципальный институт театра, музыки и кинематографии, снялась в нескольких полнометражных фильмах, в текущее время играет в 2-ух спектаклях совместно со собственной мамой: «Лето 1-го года» и «Уроки танго и любви». Владимирова была замужем за политиком Сергеем Тарасовым, от которого у неё двое малышей: отпрыск Никита и дочь Анна. Тарасов умер в 2009 году во время подрыва поезда «Невский экспресс», в связи с чем Фрейндлих даже отказалась от празднования собственного 75-летнего юбилея. Внук Алисы Бруновны Никита обучается в школе-студии МХАТ.

Фрейндлих не один раз заявляла, что благожелательно относится к президенту Рф Владимиру Путину. В 2009 году они вкупе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а 3-мя годами позднее актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу вызвало широкий публичный резонанс и отвержение оппозиционеров.

В 2011 году актрисе сделали операцию на кишечном тракте, которая стала следствием долголетнего курения Фрейндлих. По признанию Алисы Бруновны, курить она начала ещё в 36 лет — сразу после погибели мамы.

Театр

Театр для меня — это будто бы продолжение юношества. Так как мне кажется, что сценическая игра — это сначала такая равная детству вера в предлагаемые происшествия. Так как никто так не верует в игру и в происшествия, которые сам для себя задаёт, как детки. Ведь нет сценического воплощения без сценического воображения. А воображение у малышей такое, каким не много кто из взрослых может похвалиться.

Центральное место в жизни Алисы Фрейндлих занимает театр, служение которому она начала в 23 года. С самого юношества, следя за спектаклями с ролью собственного отца, она знала, что станет актрисой.

Посреди современных театральных режиссёров Фрейндлих нравится Роман Виктюк, с которым они вкупе работали над несколькими спектаклями. Как на зрителя незабвенное воспоминание на Алису Бруновну произвели спектакли Жору Товстоногова «Идиот», «Мещане» и «Варвары» в Большенном драматическом, «А зори тут тихие» Юрия Любимова в Театре на Таганке, также многие спектакли Марка Захарова; но по-настоящему ошеломили актрису «Ричард III» и «Кавказский меловой круг» Роберта Стуруа.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой ролью Фрейндлих на проф сцене была роль четырнадцатилетнего ребенка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноимённой пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчишка повсевременно гласил на французском языке, а актриса его совсем не знала (в школе Фрейндлих учила британский), в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Броско, что на роль Гоги её «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчугана, как гласила сама Фрейндлих, была «просто целая цепь различных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девченок, достаточно обидно схожих друг на друга».

Одним из спектаклей, где Алиса Бруновна сыграла второстепенную роль, по злому стечению событий, стал «Рождены в Ленинграде» режиссёра Ильи Ольшвангера по одноимённой пьесе Ольги Берггольц. Во время постановки Фрейндлих пришлось пережить многие действия блокады городка. Зрителями, как вспоминала актриса Александра Дельвин, были сплошные блокадники. Премьерные показы проводились в мёртвой тиши, а под конец спектакля некие молчком стояли, некие — рыдали навзрыд.

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в театре имени Ленсовета оказалась более плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а её саму даже называли «первой леди театра». Посреди её репертуара была и Селия Пичем из «Трёхгрошовой оперы» Брехта, и Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, и Катерина Ивановна из «Злодеяния и наказания» Достоевского. Актриса прослужила в театре ровно 20 два сезона.

В 1966 году, когда Игорь Владимиров ставил «Трёхгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли конкретно Алису Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Несмотря на это, Фрейндлих сыграла старенькую мисс Селию Пичем, говорившую осиплым надорванным голосом.

Раздельно выделяется и Малыш из «Малыша и Карлсона», обласканный всесоюзными театральными критиками. В интервью газете «Вечерний Краснодар» Фрейндлих гласила, что роль Малыша была сыграна ею на одном дыхании, и до сего времени она считает её более привлекательной в собственной театральной карьере.

БДТ: 1983 — истинное время

Ещё в 1979 году Фрейндлих заявляла, что совсем не представляет себя в БДТ без режиссёра Владимирова. 4-мя годами позднее актрисе всё-таки пришлось покинуть театр имени Ленсовета и перейти в БДТ. В 1990-х годах её пригласили на юбилей бывшего места работы, где первую половину деяния она просидела в зале, а под конец кто-то всё-таки вынул её на сцену, которую она, заплакав, начала целовать.

февраль 2009 года

Войти в коллектив ей посодействовал художественный управляющий театра Жора Товстоногов. Поначалу он предложил актрисе в качестве дебютной маленькую острохарактерную роль в опере-фарсе «Смерть Тарелкина», над которой в это время работал, но потом сообразил, что необходимо нечто большее. Дебют Фрейндлих на сцене БДТ состоялся в 1984 году в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Товстоногов длительно не мог отыскать в собственной труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Алисе Фрейндлих.

Одна из больших и запоминающихся работ Алисы Фрейндлих — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при разработке которого актриса в первый раз повстречалась с режиссёром Темуром Чхеидзе.

На сцене театра вышло несколько приметных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнишнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, и слилась со старенькым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето 1-го года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

До сего времени актриса грезит о роли булгаковской Маргариты, но соображает, что возраст уже не тот, ну и «роман таковой многоплановый, что, когда даже появилась возможность инсценировать его в театре, достигнуть серьёзных фурроров не много кому удалось». Жалеет она и о том, что очень не много игралась в постановках по Достоевскому, который, по её признанию, является одним из её возлюбленных создателей.

Критика и признание

Алиса Фрейндлих — по большей части театральная актриса. К нынешнему деньку, когда её знают на всём пространстве бывшего Русского Союза, она удостаивалась различных эпитетов: от «выдающейся» до «великой», критики отмечали её тонкость, глубину и разум. По состоянию на 2012 год в активе Фрейндлих 16 государственных и муниципальных премий, также 5 орденов. К такому признанию актриса шла длительно, играя сначала эпизодические роли в кинофильмах и мальчишек в театральных постановках.

Алиса Фрейндлих и Дмитрий Медведев на вручении Гос премии РФ, июнь 2008 года

1-ое упоминание об Алисе Бруновне в прессе датировано 1957 годом — годом выпуска актрисы из института. В еженедельнике «Театральный Ленинград» Т. Славина отмечала, что образ Коти в спектакле «Светите, звёзды!» по пьесе И. Микитенко запомнился всем, кто лицезрел спектакль. Удалась актрисе, по воззрению критика, и предшествующая роль — Гога в «Человеке с портфелем» А. Файко: и Котя, и Гога — «убедительные нравы, прочувствованные исполнительницей, в каких подкупают искренность, характер, мягенький юмор».

Фрейндлих прославилась в кругу ленинградских театралов уже в 1960-х годах. В кино, напротив, актрису длительно не брали на большие роли по одной обычный причине: безобразная, как считали «большие начальники». Большим событием стало её возникновение в картине «Похождения одонтолога», где дурнушка перевоплотился в кросотку. Это явление преследовало её ещё 10 лет — сначала 1970-х Фрейндлих игралась Альдонсу в «Дульсинее Тобосской», а в конце десятилетия перевоплотилась в Людмилу Прокофьевну из «Служебного романа».

ноябрь 2006 года

В дипломе амплуа Алисы Фрейндлих было определено как «острохарактерное», но, как отмечает критик Е. Горфункель, её характерность всегда была специфичной: «следы судьбы» актриса находила сначала в речи собственных малеханьких героев и взрослых героинь. Так, в спектакле «На деньке» провинциальное просторечие Насти обозначило её чужеродность в ночлежке, ломаный российский Шарлотты в «Вишнёвом саде» перевоплотился в символ отверженности, а в «Варшавской мелодии» польский акцент Гелены стал у Фрейндлих, по определению критика, истинной «мелодией судьбы».

Перейдя в БДТ, Фрейндлих просто влилась в коллектив и отыскала общий язык с его управляющим, который, по своим словам, чуть ли не с первой минутки ощутил себя так, «будто они совместно работают лет тридцать». В 1960-х годах на сцене театра блестела Татьяна Доронина, олицетворявшая тогда женское роскошество, её дополнением и в чём-то противоположностью стала Алиса Фрейндлих, «владевшая душами». Сейчас Алиса Бруновна Фрейндлих — 1-ая леди петербургской сцены, кого только не игравшая за всю свою долгую и плодотворную карьеру.

Фрейндлих любят коллеги по сцене и съёмочной площадке. Миша Боярский называл актрису своим учителем, а Мария Лаврова, дочь близкого друга Фрейндлих Кирилла Лаврова, призналась, что Алиса Бруновна припоминает ей Анни Жирардо — французская актриса была таковой же утончённой, как Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих, без­условно, – одна из самых выдающихся актрис Рф. И на уникальность добросовестный, приличный, интеллигентный человек, каких на данный момент не достаточно. При всем этом она не только лишь уникальная актриса, да и превосходный мама. Она воспитала восхитительную дочь, мы с Варей вкупе работали, и это дей­ствительно расчудесный человек – лучше не бывает. А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и прекрасно. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это ощущает и высоко ее ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет молодее всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось. Жора Штиль

Фильмография

Год Заглавие Роль
1955 ф Неоконченная повесть эпизод; в титрах не указана
1955 ф Таланты и фанаты эпизод
1957 ф Бессмертная песня гимназистка; в титрах не указана
1958 ф Город зажигает огни Зина Пичикова
1959 ф Повесть о молодожёнах Галя
1961 ф Полосатый рейс буфетчица
1964 кор Фро Наташа Букова
1965 ф 1-ый гость Таня
1965 ф Похождения одонтолога Маша
1966 ф Три толстяка Суок; озвучка в неких эпизодах
1967 ф Его звали Роберт выполнение песни
1968 ф Город и песня певица
1968 ф Обожать Аня
1969 ф Вальс Маруся
1969 ф Вчера, сейчас и всегда супруга подсудимого
1969 ф Семейное счастье Анна Семёновна Капитонова
1969 мф Величавые холода мать; озвучка
1970 ф Потаенна стальной двери Люся Рыжкова, мать Толика
1972 ф Моя жизнь Полознева
1973 ф Исполняющий обязанности Евгения Синеграч
1973 ф Мелодии Верийского квартала Алиса Аквамаринская
1974 ф Анна и Командор Анна
1974 ф Соломенная шляпка баронесса де Шампеньи
1975 ф Агония Анна Александровна Вырубова
1976 ф Всегда со мною... Таня Ильина
1976 ф Принцесса на горошине королева-мать
1976 мф Голубой щенок щенок; озвучка
1977 ф Служебный роман Людмила Прокофьевна Калугина
1978 ф Д’Артаньян и три мушкетёра царица Анна Австрийская
1978 ф Старомодная комедия Лидия Васильевна Жербер
1978 ф Комедия ошибок Лиз; озвучка
1979 ф Сталкер супруга Сталкера
1980 ф Сергей Иванович уходит на пенсию Наташа
1980 ф Три года Полина Рассудина
Год Заглавие Роль
1980 мф Разлучённые озвучка
1981 ф Страшный возраст Лилия Ивановна Родимцева
1982 ф Два голоса Екатерина
1982 ф 5-ый десяток Екатерина Александровна Ёлочкина
1983 ф Клеточка для канареек мама Олеси
1984 ф Ожесточенный романс Харита Игнатьевна Огудалова
1984 ф Фуррор Зинаида Николаевна Арсеньева
1985 ф Обычная погибель... Прасковья Фёдоровна
1986 ф Прости Елизавета Андреевна
1986 ф Потаенна Снежной царицы Снежная Царица
1987 ф Чехарда Маргарита Васильевна Кудрявцева
1988 ф Будни и празднички Серафимы Глюкиной Серафима Глюкина
1989 ф Последний пылкий влюблённый все 3 дамские роли
1992 ф Мушкетёры 20 лет спустя царица Анна Австрийская
1993 ф Потаенна царицы Анны, либо Мушкетёры 30 лет спустя царица Анна Австрийская
1994 ф Подмосковные вечера Ира Дмитриевна
2002 ф Женская логика Ольга Петровна Туманова
2002 ф Женская логика 2 Ольга Петровна Туманова
2003 ф Женская логика 3 Ольга Петровна Туманова
2004 ф Женская логика 4 Ольга Петровна Туманова
2004 ф На Верхней Масловке Анна Борисовна
2006 ф Женская логика 5 Ольга Петровна Туманова
2008 ф Васильевский полуостров Анна Игнатьевна
2008 ф Марево Пульхерия Ивановна Товстогубиха
2008 ф Полторы комнаты, либо Слащавое путешествие на родину мать Бродского
2009 ф Возвращение мушкетёров царица Анна Австрийская
2014 ф Бульварное кольцо Имя персонажа не обозначено
2014 ф Линия Марты Марья Михайловна

Роли в театре

Театр имени Комиссаржевской

  • 1957 — «Человек с портфелем» А. М. Файко — Гога
  • 1957 — «Светите, звезды!» И. К. Микитенко — Котька
  • 1958 — «Раскрытое окно» Э. В. Брагинского — Катя Крайнева
  • 1959 — «Живая вода» по роману Л. М. Леонова «Русский лес» — Поля Вихрова
  • 1960 — «Время любить» Б. С. Ласкина — Маша
  • 1961 — «Случайные встречи» Р. В. Назарова — Вера
  • 1961 — «Рождены в Ленинграде» О. Ф. Берггольц — Маша
  • Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета

  • 1962 — «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза Дулитл
  • 1962 — «Первый встречный» — Зина Капкова
  • 1963 — «Женский монастырь» — Лиза Стратова
  • 1963 — «Таня» А. Н. Арбузова — Таня
  • 1964 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта Капулетти
  • 1965 — «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова — Лика
  • 1966 — «Щедрый вечер» — Ганка
  • 1966 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — миссис Селия Пичем
  • 1967 — «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина — Гелена
  • 1968 — «Последний парад» — Юля
  • 1968 — «Лодка в лесу» — Гина
  • 1969 — «Малыш и Карлсон, который живойёт на крыше» по А. Линдгрен — Малыш
  • 1970 — «Хождение по мукам» по трилогии А. Н. Толстого — Даша
  • 1970 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина
  • 1971 — «Человек со стороны» И. М. Дворецкого — Щеголева
  • 1971 — «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Катерина Ивановна
  • 1972 — «Двери хлопают» — мадам Алиса
  • 1973 — «Ковалёва из провинции» И. М. Дворецкого — Лена Михайловна Ковалёва
  • 1973 — «Дульсинея Тобосская» А. М. Володина — Альдонса
  • 1974 — «Люди и страсти» — Уриэль Акоста, Мария-Антуанетта, Мария Стюарт, старушка, 1-й певец
  • 1975 — «Трубадур и его друзья» — Принцесса
  • 1975 — «Нашествие» Л. М. Леонова — Алла Николаевна Таланова
  • 1976 — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика — Марта
  • 1977 — «Пятый десяток» — Екатерина Александровна Ёлочкина
  • 1978 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Любовь Андреевна Раневская
  • 1979 — «Спешите делать добро» М. Рощина — Филаретова
  • 1980 — «Станция» — Татьяна Марковна, супруга начальника станции
  • 1981 — «Нечаянный свидетель» А. Н. Арбузова — Любовь Георгиевна
  • 2004 — «Оскар и Розовая Дама», по новелле Э.-Э. Шмитта — Оскар, Розовая Дама
  • Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

    • 1984 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
    • 1984 — «Киноповесть с одним антрактом» А. М. Володина — Ира
    • 1985 — «Последний пылкий влюблённый» Н. Саймона — Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер
    • 1986 — «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева — Ванда Кепеци
    • 1987 — «На деньке» М. Горьковатого — Настя
    • 1988 — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса — Аманда Уингфилд
    • 1990 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — леди Мильфорд
    • 1993 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта
    • 1994 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет
    • 1998 — «Аркадия» Т. Стоппарда — леди Крум
    • 1999 — «Калифорнийская сюита» Н. Саймона — Ханна Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз
    • 2005 — «Квартет» Р. Харвуда — Джин Хортон
    • 2008 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Т. Н. Чхеидзе — Москалёва
    • 2010 — «Лето 1-го года» Э. Томпсона. Режиссёр: А. М. Прикотенко — Этель Тэйер
    • 2014 — «Алиса» по мотивам сочинений Льюиса Кэрролла. Режиссёр: Андрей Могучий — Алиса

    Дискография

    Абсолютная музыкальность, идеальный слух, а главное, чувство стиля произведения, верность авторскому плану, плану режиссёра и, в конце концов, четкое соответствие выполнения песни выполнению всей роли — вот что типично для народной артистки РСФСР, лауреата Гос премии Алисы Бруновны Фрейндлих (Александр Белинский).
    • 1980 — «Поёт Алиса Фрейндлих» — «Мелодия»
    • 2006 — «Алиса Фрейндлих. Избранное» — «Квадро-Диск»

    Заслуги и звания

    • Орден «За награды перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009) — «за большой вклад в развитие российского театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность».
    • Орден «За награды перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004) — «за большой вклад в развитие российского театрального искусства»
    • Орден Почёта (25 сентября 2014) — «за большой вклад в развитие российскей культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность»
    • Орден Дружбы (17 декабря 1994) — «за награды перед народом, связанные с развитием русской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества меж народами»
    • Орден Трудового Красноватого Знамени (1986)
    • Народная артистка СССР (1981)
    • Заслуженная артистка РСФСР (1965)
    • Народная артистка РСФСР (1971)
    • Муниципальная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1976) — за выполнение ролей Щёголевой, Ковалёвой, Малыша в спектаклях «Человек со стороны», «Ковалёва из провинции» И. Х. Дворецкого, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен
    • Заслуга интернационального драматического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
    • Премия «Ника», за наилучшую женскую роль второго плана (кинофильм «Подмосковные вечера», реж. Валерий Тодоровский; 1994)
    • Премия «Золотой софит» за наилучшую женскую роль (спектакль «Макбет»; 1995)
    • Муниципальная премия Русской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996) — «за выдающееся выполнение ролей традиционного репертуара»
    • Премия Правительства Санкт-Петербурга и области «За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга» (1997)
    • Звание «Живая легенда» (5-ая городская премия в области культуры «Люди нашего города», 2000)
    • Премия «Кумир» (2000)
    • Премия имени А. К. Толстого «Серебряная лира» (2000)
    • Царскосельская художественная премия (2000)
    • Муниципальная премия Русской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (6 июня 2001) — «за спектакль Русского муниципального академического Огромного драматического театра имени Г. А. Товстоногова „Аркадия“ по пьесе Т. Стоппарда»
    • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001)
    • Театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2001)
    • Премия «Триумф» (2001)
    • Интернациональная премия «Наш современник» (Фонд «Международный дом „Кино плюс“», 2002)
    • Звание «Солнечная актриса» (Неофициальная премия поклонников, 2002)
    • Приз РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Приз губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографии России», 2003)
    • Интернациональная премия К. С. Станиславского за вклад в развитие актёрского искусства (2004)
    • Номинация на премию «Золотой софит» за наилучшую женскую роль (спектакль «Двенадцатая ночь, либо как пожелаете»; 2004)
    • Премия «Ника», за наилучшую женскую роль («На Верхней Масловке», реж. Константин Худяков), (2005)
    • Премия «Петрополь» за уникальную актёрскую работу (спектакль «Оскар и Розовая Дама»; 2005)
    • Премия «Золотой софит» (особая премия «Актер года», 2005)
    • Премия фестиваля «Золотой Витязь» за выдающийся вклад в театральное искусство (2005)
    • Государственная премия публичного признания достижений дам «Олимпия» Русской Академии бизнеса и предпринимательства (2005)
    • Приз КФ «Амурская осень» в Благовещенске (за наилучшую женскую роль, кинофильм «На Верхней Масловке», 2005)
    • Признана эмблемой российского кино (2005)
    • Премия газеты «Столичный комсомолец» (сезон 2004—2005 гг. 1-ая ЛЕДИ (за спектакль «Оскар и розовая дама»)
    • Театральная премия «Золотая маска» за наилучшую женскую роль («Оскар и Розовая Дама», театр им. Ленсовета) (2006)
    • Премия «Золотой софит» за мастерство и совершенство (спектакль «Квартет»; 2006)
    • Муниципальная премия Русской Федерации за 2007 год (19 мая 2008) — «за создание художественных образов, ставших классикой российского театрального искусства и киноискусства»
    • Приз КФ «Виват кино Рф!» в Санкт-Петербурге («За создание выдающихся образов в кинематографе», 2007)
    • Орден Святой Екатерины II степени (за спектакль «Оскар и розовая дама», 2007)
    • Интернациональная премия святого апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (XVI церемония вручения авторитетной публичной заслуги, 2008): «За броский талант и верность наилучшим традициям российского драматического искусства»
    • Приз «Серебряная ладья» фестиваля «Окно в Европу» за наилучшую женскую роль (кинофильм «Полторы комнаты, либо Слащавое путешествие на родину»; 2009)
    • Почётная грамота Президента Русской Федерации (8 декабря 2010)
    • Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010)
    • Приз фестиваля «Литература и кино» за наилучшую женскую роль (кинофильм «Полторы комнаты, либо Слащавое путешествие на родину»; 2010)
    • Премия Правительства РФ в области культуры за 2010 год (кинофильм «Полторы комнаты либо Слащавое путешествие на родину»)
    • Премия «Золотой софит» (Особая премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга», 2011)
    • Почётный член Русской академии художеств
    • Академик Русской академии синематографических искусств «Ника»
    • Почётная грамота Министерства культуры Русской Федерации (2013)
    • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2013)

    Прочитано 1114 раз