Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Роли в театре
- 2.2 Роли в кино
- 3 Заслуги и звания
- 4 Примечания
- 5 Литература
Биография
Лена Грановская родилась в Твери; закончила в Петербурге немецкую школу с дипломом домашней учительницы; участвовала в любительских и полупрофессиональных спектаклях. На проф сцене дебютировала в 1898 году — в Васильевском театре, в комедии «Медовый месяц». В 1899—1902 годах выступала на сцене Панаевского театра в Петербурге, потом один сезон провела в Театре Корша в Москве.
С 1903 года Лена Грановская выступала в разных антрепризах С. Ф. Сабурова, в том числе в петербургском театре «Пассаж». В 1921 году «Пассаж» желали национализировать и перевоплотить в один из филиалов бывшего Александринского театра: труппа, возглавляемая такими актёрами, как Грановская и С. Н. Надеждин, писала «Ленинградская правда» в июне 1921 года, «представляет во время всеобщей халтуры неопровержимую художественную ценность». Национализация по каким-то причинам не свершилась, и «Пассаж», руководимый Степаном Надеждиным, продолжал существовать как самостоятельный коллектив, при всем этом на его сцене временами выступали ведущие актёры александринской труппы, которых завлекала репертуарная независимость театра, и в 1921—1923 годах одним из партнёров Грановской в ряде спектаклей был Владимир Давыдов. По поводу спектакля «Дама с камелими», в каком Армана Дюваля в качестве гастролёра играл Владимир Максимов, критик Э. Старк в газете «Последние новости» писал: «Максимов составил достойнейшую пару с Грановской, у которой простота её искусства составляет высшее достоинство. Поглядеть только, как она играет Маргариту Готье! Будучи по преимуществу всё-таки чисто комедийной актрисой, ибо в ней — неисчерпаемый припас тончайшего юмора, Грановская играет „Даму с камелиями“ в таких обычных и умопомрачительно мягеньких, сплошь музыкальных тонах, что весь образ получает совсем особое освещение, становясь на своё легитимное место посреди образов Маргариты, сделанных другими знаменитейшими актрисами».
В 1925 году «Пассаж» преобразовали в театр «Комедия». Весь репертуар «Комедии» был нацелен на особенность Грановской, в то время актрисы сначала лирико-комедийной. В 1931 году «Комедия» была объединёна с Театром Сатиры Давида Гутмана в Ленинградский театр сатиры и комедии (с 1935 года — Ленинградский театр Комедии).
В объединённом театре, как и до этого в «Комедии», Лена Грановская была ведущей актрисой; репертуар также был унаследован от «Комедии»: водевили, пользующиеся популярностью в те годы эстрадные обозрения, 1-ые русские комедии — В. П. Катаева, В. В. Шкваркина, В. М. Киршона. В труппе были блистательные актёры: Л. О. Утесов, Н. К. Смирнов-Сокольский, Н. К. Черкасов, — все же к середине 30-х годов Театр сатиры и комедии утратил популярность и оказался на грани закрытия.
Не сработавшись с Николаем Акимовым, пришедшим в 1935 году выручать театр, Лена Грановская в 1939-м перебежала в Большой драматический театр им. Горьковатого, который в то время возглавлял Борис Бабочкин. Тут заного открылось дарование актрисы — в ролях Раневской («Вишневый сад»), Полины Бардиной («Враги» М. Горьковатого), Полежаевой («Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова), Софьи Петровны («Разлом» Б. Лавренёва), Кэт («Все мои сыновья» А. Миллера) и др..
Ушла из жизни 15 июня 1968 года. Похоронена в Ленинграде на Богословском кладбище.
Творчество
Роли в театре
«Пассаж»
- «Когда заговорит сердце» Франсиса де Круассе — Эллен (маркиза де Шарвилль играл В. Давыдов, Робера — Надеждин)
- «Любовь к искусству» («Вечная любовь») Германа Фабера — Клара Шпор (Фридриха Фиринга играл В. Давыдов)
- «Дама с камелиями» А. Дюма-сына — Маргерит Готье (в роли Жоржа Дюваля — В. Давыдов)
Большой драматический театр им. Горьковатого
- 1940 — «Стакан воды» Э. Скриба; режиссёр А. Н. Арди — Царица
- 1940 — «Вишневый сад» А. П. Чехова; режиссёр П. П. Гайдебуров — Раневская
- 1942 — «Дорога в Нью-Йорк» Л. А. Малюгина (по сценарию Р. Рискина); режиссёр Л. С. Рудник — Дайк
- 1943 — «Беспокойная старость» Л. Рахманова; режиссёр A. M. Жуков — Полежаева
- 1944 — «На дне» М. Горьковатого; режиссёр Л. С. Рудник — Анна
- 1948 — «У нас на земле» О. Берггольц, Г. Макогоненко; режиссёр Н. С. Рашевская — Клавдия Ивановна Сазонова
- 1948 — «Враги» М. Горьковатого; режиссёр Н. С. Рашевская — Полина Бардина
- 1948 — «Джо Келлер и сыновья» («Все мои сыновья») А. Миллера; режиссёр Г. М. Раппопорт — Кэт
- 1948 — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина; режиссёр О. М. Бойцов — Анна Антоновна Атуева
- 1950 — «Тайная война» В. Михайлов, Л. Самойлов; режиссер P. P. Суслович — Вера Аркадьевна Туманова
- 1950 — «Разлом» Б. А. Лавренёва; режиссёры А. В. Соколов и И. С. Зонне — Софья Петровна
- 1951 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва; режиссёр И. С. Ефремов — Горностаева
- 1952 — «Достигаев и другие» М. Горьковатого; режиссёр Н. С. Рашевская — Ксюша Булычова
- 1956 — «Шестой этаж» А. Жери; режиссёр Г. А. Товстоногов — госпожа Марэ
- 1959 — «Варвары» М. Горьковатого; режиссёр Г. А. Товстоногов — Богаевская
Роли в кино
- 1935 — Граница — Фейга, супруга Новика
- 1954 — Герои Шипки (СССР, Болгария) — Дама при дворе
- 1956 — Девченка и крокодил — Бабушка Кати
- 1960 — Ночная притча (малометражный) — Бабушка
Заслуги и звания
- народная артистка РСФСР (1944)
- Сталинская премия третьей степени (1951) — за выполнение роли Софьи Петровны Берсеневой в спектакле «Разлом» Б. А. Лавренева
- орден Трудового Красноватого Знамени