Биография
Окончила Петербургское театральное училище, преподаватели А. А. Лихутина, А. Титюс. Ещё во время учёбы учавствовала в балетных спектаклях Петербургской императорской труппы, поставленных балетмейстером А. Блашем: 1832 — «Дон Жуан, либо Пораженный безбожник» (Антонита) и 1833 — «Марс и Венера, либо Сети Вулкана» (одна из граций).
По окончании театрального училища в 1834 году определена в Петербургскую императорскую балетную труппу (Большой Каменный театр) солисткой и исполнительницей пантомимных ролей, дебютировав в роли Фенеллы в опере Даниэля Обера «Немая из Портичи» (La muette de Portici). В Рф эта опера шла под заглавием «Фенелла», и основная партия принесла юный танцовщице необыкновенный фуррор — она превзошла исполнявшую эту роль танцовщицу Е.Телешову. Существует литография с рисунком П. Ив. Брюлло, где изображены Новицкая и её партнер К. Голланд в финишной сцене оперы спектакля 14 января 1834 года (хранится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; опубл. ЛН, т. 58, М., 1952, с. 277). М. Ю. Лермонтов в гл. III собственной незаконченной повести «Княгиня Лиговская» обрисовывает, как по окончании спектакля «все с громом вызывали Новицкую…», разговор о ней ведется меж Негуровой и Печориным (VI, 136, 137).:
Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шапку, старался продраться к дверям, он поровнялся с Лизаветою Николаевной Негуровой; на выразительную ухмылку отвечал сухим поклоном, и желал продолжать собственный путь, но был задержан последующим вопросом: «Отчего вы так сериозны, Msr. George? — вы недовольны спектаклем?»
— Напротив, я во всё гортань вызывал Голланда!..
— Не правда ли, что Новицкая очень приятна!..
— Ваша правда.
— Вы от неё в экстазе.
— Я очень изредка бываю в экстазе.
М. Д. Новицкая проработала в Петербургской императорской труппе всю творческую жизнь, поначалу как танцовщица, позже как драматическая. Критика отмечает: «В период возросшей виртуозности танца сохраняла чувственную насыщенность и глубину содержания, характерные исполнительской школе Дидло».
В 1839 году рано лишилась супруга, известного российского артиста Петербургской императорской труппы Н. О. Дюр — тот, болея, волновался о семье. Вот что писал на его погибель А. И. Вольф, «Хроника петербургских театров»:
Женат он был на Новицкой, прекрасной мимической танцовщице, прославившейся в роле немой в «Фенелле», и имел от неё несколько деток. За два денька до погибели Дюр получил от директора театров последующее письмо: «Любезный Николай Осипович! Вследствие твоей просьбы я гласил с г.министром, а он позволил мне объявить для тебя, что вне сомнения Сударь Правитель не оставит своими милостями супруги и дочерей твоих в случае, если б мы имели горесть тебя лишиться. Итак, с этой стороны ты должен быть совсем спокоен, но я надеюсь, что Всевышний сохранит тебя для счастья твоего семейства и для славы российской сцены, и что ты ещё сам много лет будешь воспользоваться милостями Его Правительского Величества, чего духовно для тебя желаю, пребывая с настоящим уважением». Невзирая на то, что госпожа Дюр получала сама жалованье как артистка, ей было назначено 4 тыщ р. ас. пенсии, цифра по тому времени огромная.
После окончания балетной карьеры в 1840—1854 гг. М. Д. Новицкая стала брать уроки драматического мастерства у А. М. Колосовой и В. А. Каратыгина и выступала как драматическая актриса в Александринском театре.
В 1854 г. стопроцентно оставила сцену.
Посреди исполненных ролей:
Балетные партии:
- 1834 — «Фенелла» («Немая из Портичи») — Фенелла (опера ставилась в Рф под заглавием «Фенелла»)
- 1834 — «Нина, либо От любви сумасшедшая», балетмейстер Ш.Дидло — Нина
- 1834 — «Кавказский пленный, либо Тень жены», балетмейстер Ш.Дидло — Кзелкайя
- 1835 — «Сильфида» — Эффи (в первый раз на российской сцене; по другим источникам, балет «Сильфида» в первый раз прошел в Петербурге 18 сентября 1837 года)
- 1835 — опера «Влюбленная баядерка» — Золое
- 1837 — «Рауль Голубая Борода, либо Опасность любопытства» — Изора
- 1837 — «Дезертир» — Луиза
- 1838 — «Гитана, испанская цыганка», балетмейстер А. Титюс Баронесса (в первый раз на российской сцене)
- «Дон-Жуан»
- «Венгерская хижина, либо Именитые изгнанники» Ф. М. А. Венюа
Посреди драматических ролей (1840—1854):
- 1840 — «Эдип в Афинах» В. А. Озерова — Антигона
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Луиза