Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Роли в кино
- 2.2 Роли в театре
- 3 Заслуги и премии
- 4 Личная жизнь
- 5 Память
- 6 Киноленты и передачи об Орловой
- 7 Литература
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Биография
Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (сейчас Столичная область) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов, потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высочайшие королевские заслуги. Мама Евгения Николаевна Сухотина (отец Сухотин, Николай Николаевич, начальник Николаевской Академии Генерального штаба, член Муниципального совета, генерал от кавалерии), происходила из древнего дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л. Н. Толстого. В доме Орловых хранилась книжка «Кавказский пленный», подписанная лично писателем и подаренная малеханькой Любови Орловой.
Предки желали, чтоб дочь научилась актёрскому мастерству, потому что Любовь была профессиональной девченкой с самого рождения. В домашнем спектакле Любови Орловой досталась роль репки. В гостях у семьи Орловых нередко бывал Фёдорвей Шаляпин, когда он увидел домашний спектакль с ролью Орловой, он подошёл к Любови и произнес, что её ждет превосходная актёрская слава в дальнейшем и порекомендовал родителям актрисы записать свою дочь в театральную студию. Тем временем, предки желали, чтоб дочь стала проф пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, дали её в музыкальную школу.
Любочка Орлова. Уроки фортепианоВ 1919—1922 годах Любовь Орлова обучалась в Столичной консерватории по классу фортепиано. Из-за сложного вещественного положения учёба в консерватории не была окончена. С 1922 года по 1925 год обучается на танцевальном отделении Столичного театрального техникума имени А. В. Луначарского (сейчас ГИТИС), параллельно берёт уроки актёрского мастерства у преподавателя Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 года по 1926 год работает педагогом музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинозалах Москвы: «Унион» (позже — кинозал Повторного кинофильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступает концертными номерами перед киносеансами в кинозале «Арс».
С 1926 года по 1933 год — хористка, потом актриса Музыкального театра (сначало — Музыкальной студии при МХАТе) под управлением В. И. Немировича-Данченко.
После окончания Столичного театрального техникума в 1926 году, была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко (сейчас Столичный академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Будучи артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в главном в эпизодических ролях. Но даже в этих ролях музыкальный и драматический талант её многим кидался в глаза. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой.
В 1933 году свершилась решающая встреча Любови Орловой с юным начинающим режиссёром Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её предстоящей судьбе. Она стала его супругой, он снял её в собственных фильмах.
В один из вешних дней 1933 года живописец Пётр Вильямс порекомендовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блестела 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу был пленён не только лишь талантом актрисы, да и её наружностью. В тот же денек они познакомились. Колебаний в том, кто будет играть роль Анюты в его новеньком кинофильме, у Александрова после чего не осталось.
Становление и быстрый подъём русского синематографа в 1930-х годах немыслим без роли Л. П. Орловой. Почти во всем благодаря высочайшему артистичному мастерству, очень выигрышной наружности Орловой, синематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, жизнеутверждающий, очаровательный, забавно и напористо шагающий в светлое истинное и будущее.
Любовь Орловав кинофильме «Веселые ребята», 1934 год
В то же время, как отмечал узнаваемый театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил её конкретно по эталону Марлен Дитрих. Скажем, в „Радостных ребятах“ у неё был именитый цилиндр — и исключительно в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает собственный чёрный парик и остается блондиночкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из кинофильма Марлен. Но русский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узенький круг людей, в том числе людей искусства, лицезрели западные киноленты, когда их для избранных демонстрировали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке. Страна этого не знала. Страна обожала Орлову (…) Никому из западных звезд она не завидовала. Неприязнь у неё вызывала только Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то труднодоступная Орловой форма дамского мироощущения, дерзкое свободомыслие.

Актриса мастерски пела (лирико-колоратурное сопрано), игралась на фортепиано, плясала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Радостные ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» до сего времени пользуются общенародной любовью.

Орлова кропотливо хлопотала о собственной наружности, следила за модой, использовала все доступные мед средства продления юности кожи и тела. Орлова в протяжении многих лет была примадонной русского киноэкрана, отличаясь неповторимой аристократической наружностью и ухоженностью.
В 1934—1945 годах — работала актрисой на студии «Мосфильм». В 1945—1949 годах — актриса Гос студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро». Во время Величавой Российскей войны Орлова выступала с концертами перед русскими бойцами фактически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Соколом и Белгородом, Харьковом и Курском.
В 1949—1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (сейчас Муниципальный театр киноактёра).
С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета. Член Союза кинематографистов СССР.
Любовь Петровна Орлова скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
В 2014 году юрист Александр Добровинский купил дачу во Внуково, ранее принадлежавшую Любови Орловой и Григорию Александрову, также личный архив актрисы и режиссёра.
Творчество
Роли в кино
Любовь Орловав кинофильме «Цирк»
- 1933 — Любовь Алёны — миссис Эллен Гетвуд, супруга южноамериканского инженера
- 1934 — Петербургская ночь — Грушенька
- 1934 — Весёлые ребята — Анюта
- 1936 — Цирк — Марион Диксон
- 1937 — Наш цирк (малометражный) — Марион Диксон
- 1938 — Волга-Волга — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
- 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ксюша Лебедева, сотрудница авиационного института
- 1940 — Светлый путь — Таня Морозова «Золушка»
- 1941 — Боевой киносборник № 4 — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
- 1941 — Дело Артамоновых — танцовщица Паула Менотти
- 1943 — Одна семья (не вышел на экраны, в 1990-х гг. демонстрировался по телевидению) — Катя
- 1943 — Каспийцы (документальный)
- 1947 — Весна — актриса Вера Шатрова / учёный Ира Никитина
- 1949 — Встреча на Эльбе — Джанет Шервуд, журналистка
- 1950 — Мусоргский — Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
- 1952 — Композитор Глинка — Людмила Ивановна, сестра композитора
- 1960 — Российский сувенир — Варвара Комарова (мисс Барбара)
- 1974 — Скворец и Лира — Людмила Грекова («Лира»)
Роли в театре
- «Перикола» — Перикола
- «Дочь мадам Анго» — Герсилья
- «Корневильские колокола» — Серполетта
- 1927 — «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля. Режиссёр: Леонид Баратов — Жоржета (Музыкальный театр им. Немировича-Данченко)
- «Российский вопрос» — Джесси
- «Сомов и другие» — Лидия
- «Нора» — Нора
- 1955 — «Лиззи Мак-Кей», по пьесе Ж.-П.Сартра «Добродетельная шлюха». Режиссёр: Ира Анисимова-Вульф — Лиззи
- 1963 — «Милый лгун» — Патрик Кэмпбэлл
- 1972 — «Странноватая миссис Сэвидж» Дж. Патрика. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Этель Сэвидж (ввод)
Заслуги и премии

7 ноября 1935 года
- Заслуженная артистка РСФСР (1935)
- Народная артистка РСФСР (1947)
- Народная артистка СССР (1950)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за выполнение роли Марион Диксон в кинофильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в кинофильме «Волга — Волга» (1938)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за выполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в кинофильме «Встреча на Эльбе» (1949)
- Орден Ленина (1939)
- Два ордена Трудового Красноватого Знамени (1938, ?)
- Юбилейный значок «ХХ лет русской кинематографии» (1940)
- Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
- Медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со денька рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- VIII Интернациональный кинофестиваль в Венеции (1947, особый приз фестиваля за наилучшую женскую роль (в кинофильме «Весна») (поделила с Ингрид Бергман).
- IV Интернациональный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за кинофильм «Встреча на Эльбе»)
- Почётная грамота Русского комитета защиты мира (1960).
Личная жизнь
С 1926 года по 1930 год — брак с Андреем Гаспаровичем Берзиным (1893—1951), заместителем начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой фермерской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме».
С 1932 года по 1933 год — штатский брак с Францем, австрийским импресарио.
С 1933 года по 1975 год — брак с кинорежиссёром Григорием Васильевичем Александровым (1903—1983).
Малышей не было.
Память
- В Звенигороде, на родине артистки открыт Культурный центр имени Любови Орловой.
- На доме, где в 1966—1975 годы жила Любовь Орлова (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
- В 2001 году в честь Л. Орловой была выпущена почтовая марка Рф.
- В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, нареченное «Любовь Орлова».
- В 1989 году композитор и певец Игорь Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое заглавие — «Любовь Орлова»). Эту песню он предназначил памяти Любови Орловой. Создатели слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
| |||
Памятная монета Банка Рф, посвящённая 100-летию со денька рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год | Почтовая марка Рф, 2001 год |
Мемориальная доска на ул. Большая Бронная, дом 29 |
Монумент на Новодевичьем кладбище |
Киноленты и передачи об Орловой
- 1963 — Мелодии Дунаевского
- 1969 — Любовь Орлова. Передача о творчестве
- 1983 — Любовь Орлова
- 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
- 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
- 2005 — Три любви Любови Орловой
- 2006 — Как уходили кумиры. Любовь Орлова
- 2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь (сериал), Украина. В роли Любови Орловой — Людмила Смородина
- 2007 — Притча о Золушке либо Фемина Совьетика
- 2007 — Три персонажа в поисках роли
- 2015 — Орлова и Александров (сериал). В роли Любови Орловой — Олеся Судзиловская
Литература
- Иван Фролов. «Любовь Орлова». — М.: Панорама, 1997. — 272 с. — ISBN 5-85220-535-4.
- Дмитрий Щеглов. «Любовь и маска». — М.: Олимп, Русич, 1998. — ISBN 5-7390-0512-4.
- Юрий Сааков. «Любовь Орлова». — М.: Метод, 2002. — 56 с. — ISBN 5-9265-0053-2.
- Александр Xoрт. «Любовь Орлова». — М.: Юная гвардия, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-235-03020-6.
- Юрий Сааков. «Неизвестная Орлова». — М.: Майор, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-699-53554-5.
- Николай Надеждин. «Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». — М.: Метод; Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-98551-101-7.
- Нонна Голикова. «Любовь Орлова». — М.: Юная гвардия, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-235-03745-8.
- Марк Кушниров. «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». — М.: Эксмо, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0.