Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Семья
- 2 Фильмография
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
Биография
Мей в спектакле «Сверчок на печи» Молоко в спектакле «Синяя птица»Александра Ребикова родилась в Санкт-Петербурге и была удочерена семьей композитора Владимира Ребикова и его супруги Лидии Васильевны. В 16 лет оставила семью и отправилась в Москву, где поступила ученицей к К. С. Станиславскому в 1-ю студию Столичного художественного театра. Посреди её преподавателей — Иван Москвин и Евгений Вахтангов.
Первой ролью, исполненной Александрой Васильевной на сцене 1-й студии МХТ была Мей Фильдинг, жена игрушечного фабриканта Тэкльтона (его роль исполнял Евгений Вахтангов) в знаменитом спектакле «Сверчок на печи», поставленном Борисом Сушкевичем. На сцене Столичного художественного театра она исполнила роль Молока в спектакле К. С. Станиславского «Синяя птица».
В 1915 году Александра Ребикова начала сниматься в фильмах Торгового дома «А. Ханжонков и К°» и очень скоро стала одной из ведущих актрис немого кино. В картинах режиссёра Евгения Бауэра её партнёрами были Амо Бек-Назаров, Андрей Громов и Иван Перестиани.
«Сценарий именовался „Юрий Нагорный“. Меж его страничек я с удивлением нашел афишку, возвещавшую, что в субботу в кинозале „Пегас“ состоится премьера кинофильма „Юрий Нагорный“ с ролью Э. Бауэр, А. Ребиковой, А. Громова и А. Бек-Назарова. Мой разговор с Бауэром происходил в воскресенье. Означает, кинофильм предстояло снять за 6 дней? Ребиковой досталась роль, предназначавшаяся для Веры Прохладной: именитая „звезда“ внезапно захворала „испанкой“ — так в те годы называли грипп. Я, признаться, не был огорчен этой подменой. Перспектива в первом же кинофильме у Ханжонкова стать партнером „царицы экрана“ пугала меня. А. Ребикова была юный, но очень перспективной актрисой.»— Амо Бек-Назаров
С 1917 года Александра Васильевна сразу снимается и в фильмах Киноателье АО «Нептун», где встречает профессионального актёра Олега Фрелиха, ставшего её возлюбленным партнёром в почти всех фильмах: «Аня Краева», «Жена прокурора», «Глиняный бог», «Атаман Хмель». Большая роль в кинофильме «Барышня и хулиган» принесла Александре Ребиковой встречу с Владимиром Маяковским, с которым они также снялись в картине «Закованная фильмой», а дружбу и тёплые дела сохранили до конца жизни поэта.
В 1940 году она вспоминала о периоде работы над картиной «Закованная фильмой»:
«Вовлечённая Маяковским, как и большая часть работавших в нашем павильоне, в „игру в кино“, я сама возжелала участвовать в этой постановке. И невзирая на свое положение актрисы на первых ролях, я охотно взялась исполнять в этом кинофильме эпизодическую роль цыганки. Мне было занимательно и забавно находиться в этой новейшей, сделанной поэтом творчески-игровой атмосфере. Помню, что в массовых сценах, к примеру в эпизоде, изображавшем артистичный кабачок, участвовали товарищи Маяковского — футуристы. Больше всех запомнился Давид Бурлюк; с ним Владимир Владимирович познакомил раздельно, и меня смешило, что этого огромного дядю Маяковский лаского представлял и называл „мой Бурлючок“. Совместная работа в Самарском переулке сблизила многих киноработников с Маяковским. Мы прогуливались на просмотры кинофильмов, ездили обедать к Антикам, посещали кафе „Питтореск“ на Кузнецком Мосту, где Маяковский время от времени читал по вечерам с эстрады свои стихи. В один прекрасный момент Владимир Владимирович подарил мне свою поэму „Скопление в брюках“. Мы ехали, кажется, на извозчичьих дрожках, и я произнесла ему, что в поэме много непонятных мне мест. Раскрыв книжку, я прочла некие из их и рассмеялась. — Вы ничего не осознаете, — угрюмо усмехнувшись, произнес Маяковский. — Я величайший поэт современности, когда-нибудь вы это поймете. И, выхватив из моих рук книжку, порвал её в клочья и разбросал по Кузнецкому Мосту».В 1918 году Александра Ребикова сыграла в кинофильме «Симфония горя», ставшем одной из последних работ в Рф известного актёра Григория Хмары. А в 1919 году она совсем оставила сцену.
С Олегом Фрелихом в кинофильме «Глиняный бог» С Григорием Хмарой в кинофильме «Симфония горя»Карьера Александры Васильевны Ребиковой окончилась катастрофически — Базедова болезнь исковеркала черты её лица и актриса в довольно юном возрасте стала затворницей, закрывшись в собственной столичной квартире. Она отказалась от общения с сотрудниками и обожателями, не воспринимала журналистов. Исключение делалось только для самых близких друзей — Александра Вишневского, Василия Качалова, Софьи Гиацинтовой и Ольги Пыжовой.
В 1957 году Александра Ребикова свела счёты с жизнью, приняв огромную дозу люминала.
Семья
- 1-ый супруг — Борис Александрович Малинин, инженер и тренер по гребле.
- Дочь — Ира Борисовна Малинина (род. 1916, Москва), крёстной мамой которой стала популярная актриса Ольга Пыжова. Обучалась в Школе Айседоры Дункан, Столичном танцевальном училище и «Студии танца Людмилы Алексеевой». Потом долгие и длительные годы преподавала «гармоническую гимнастику» по системе Людмилы Алексеевой в Доме Учёных в Москве.
- 2-ой супруг — Борис Васильевич Былинкин, дворянин, один из первых российских лётчиков. С ним она прожила до конца собственной жизни.