Аграфена Гавриловна происходила из театральной семьи. Отец работал кассиром в театре Медокса, где познакомился и сдружился со многими театральными деятелями.
На Столичной сцене дебютировала сначала ноября 1821 года в роли Эдельмоны (совр. Дездемона) в «Отелло».
Об ее дебюте сохранилась статья в «Вестнике Европы», — хотя в ее время журнальчики писали только о выдающихся сценических деятелях либо о каком-либо в особенности увлекательном спектакле и не имели неизменного отдела театральной критики. Это внимание к дебютантке нужно отнести не столько к ее сценическому дарованию, которое хотя и подавало тогда достаточно огромные надежды, но потом оказалось не в особенности блестящим; будет более правильно представить, что экзальтированная статья театрального критика «Вестника Европы» была вызвана приемущественно восхитительной наружностью артистки: она была высока, стройна, имела свежее лицо с правильными чертами, резко обозначенными, прелестную ухмылку и чёрные огромные глаза, «способные выразить все цвета чувства», как гласил о ней создатель статьи.
По словам П. Н. Арапова, «она была очень увлекательна собой и занимала роли первых любовниц как в драмах, так и в комедиях, хотя, как артистка, она далековато не была выдающейся, и дарование ее во много раз было ниже дарования ее супруга; но, о ней осталось достаточно много сведений и воспоминаний». Роли: Эдельмона (либо Дездемона) в «Отелло», Офелия («Гамлет»); Луиза («Коварство и любовь»), Доримена («Мещанин во дворянстве»), Леонора («Школа мужей» Мольера), Амалия («Разбойники»). Она очень рано овдовела, дирекция Императорских театров посодействовала, устроив ей бенефис (пьеса «Буря», по другим источникам — в бенефис 22 апреля 1827 года шла пьеса Мольера в переделке А. А. Шаховского «Сицилиец»), но главные вещественные трудности свалились на её брата Петра Гавриловича, с которым она проживала, оставшись в той же квартире после кончины родителей.
«Ежегодник императорских театров» отмечает:
Аграфена Гавриловна принадлежала к тем сценическим деятелям, для которых театр не подменяет собою всю жизнь; она, напротив, не обожала сцены, хотя и родилась, и воспиталась в театральной среде. Не владея выдающимся талантом, она, но, могла бы занимать одно из первых мест в труппе, благодаря внесшим данным.На сцене пробыла практически 20 лет, намного пережив собственного супруга. Скончалась она 28 мая 1840 года, всего на 35 году, и погребена на Ваганьковом кладбище в Москве; сообщая Каратыгину о её погибели, Д. Т. Ленский меж иным писал: «Умерла А. Г. Рыкалова; актриса она была незавидная, но дама очаровательная и по нраву, и по наружности».