Содержание
- 1 Биография
- 2 Библиография
- 2.1 Пьесы
- 3 Заслуги и премии
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Анна Алексеевна Бренко (девичья фамилия Челищева, по супругу — Левенсон) родилась в 1848 либо 1849 году в известной дворянской семье Челищевых, детство провела во Владимире и Суздали. Отец Алексей Николаевич Челищев сделал неплохую карьеру и дорос до надворного советника. Мама Елизавета Степановна занималась воспитанием 2-ух дочерей Анны и Елисаветы. В 1865 году Анна вышла замуж за следователя Осипа Яковлевича Левенсона.
Окончила Высшие московские педагогические курсы. После окончания курсов брала уроки пения у профессоров Столичной консерватории, завладела искусством грима. В области сценического искусства ее учителями были актриса Малого театра Екатерина Васильева, актёр А. Н. Рябов, писатель П. Д. Боборыкин. Основным её учителем был режиссёр Малого театра С. П. Соловьёв. В Швейцарии прослушала курс лекций по сценическому искусству Эрнеста Легуве.
В 1873 дебютировала на сцене Малого театра. В 1878—1882 годах уже под псевдонимом Бренко (предок всех Челищевых Миша Бренко, либо Бренок, участвовал в войске Дмитрия Донского в Куликовской битве) заходила в труппу театра. В 1879 году собрала в Москве свою труппу («Вольные выступления артистов»); в 1880 году открыла 1-ый личный театр — «Пушкинский театр» («Театр близ монумента Пушкину», официальное заглавие — «Драматический театр А. А. Бренко в доме Малкиеля»). В труппу её театра входили управляющие им М. И. Писарев и В. Н. Андреев-Бурлак, также П. А. Стрепетова, А. Я. Глама-Мещерская, М. Т. Иванов-Козельский, А. И. Южин, В. П. Далматов и другие.
По денежным причинам театр был закрыт в 1882 году и перешёл к русскому антрепренёру Ф. А. Коршу. В 1885–1887 годах считалась в труппе Александринского театра, но в спектаклях не участвовала.
Бренко занялась педагогической деятельностью в театральных школах и училищах Харькова, Киева, Петербурга, пробовала писать пьесы.
В 1890–1905 годах преподавала в своей театральной школе, игралась в школьных спектаклях, но в 1905 году школа была закрыта.
В 1915 открыла бесплатную театральную школу и на её базе «Рабочий театр». За два года театром было поставлено 25 пьес.
После октябрьской революции 1917 года практически 70-летняя Бренко с частью труппы вступила в Красноватую Армию и стала инструктором по «культпросветработе», в 1918–1921 годах театр играл в воинских частях «На дне» Горьковатого, «Грозу» Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Женитьбу» Н. В. Гоголя и др. Сначала 1920-х годов возвратилась в Мослву, правила рабочей студией при Столичном отделе народного образования.
Погибла 15 ноября 1934 года в Москве.
Библиография
- «Воспоминания» (1900-е—1928)
- «Мои встречи. (Духовные портреты)» (1933)
- «Забытые. (Рассказ из жизни)» (1910-е — 1920-е)
- «Горький на первой рабочей сцене» (1932)
- «Воспоминания о разработке драматической консерватории» (1925)
- «Воспоминания о работе на сценах императорских театров и о разработке первого личного театра "Пушкинский" в Москве» (1924)
Пьесы
- «Современный люд» (пьеса, 1883, Малый театр)
- «Кто во что горазд» (1883)
- «Великий грех» (1914—1915), в соавторстве с Н. Н. Беляковым-Горским
- «Нужда и совесть» (1916) в соавторстве с П. В. Алексеевым
Заслуги и премии
- Заслуженная артистка Республики (1924).