Содержание
- 1 Биография
- 2 Роли
- 3 Примечания
- 4 Литература
Биография
Родилась в крепостной семье, мама — крепостная помещика Путяты, отец — учитель кадетского корпуса Жданова.
Обучалась в Петербургском театральном училище, в драматическом отделении в классе князя А. Шаховского. Будучи ученицей в 1807 году дебютировала на сцене петербургского Каменноостровского (Огромного) театра в партии Милославы («Днепровская русалка» Ф. Кауэра).
После окончания была зачислена в труппу Каменноостровского театра на амплуа инженю. Капельмейстер Катерино Кавос направил внимание на вокальные возможности Семёновейшей и уверил её обучаться пению. Оперные партии учила по слуху под управлением К. Кавоса. позже брала уроки пения у Я. Воробьева. С 1809 года она выступала также в оперных спектаклях.
Своими фуррорами на сцене Нимфодора Семёновна была должна собственной неплохой игре. Также доброжелательность зрителей разъяснялась ослепительной красотой Семёновейшей, о которой сохранилось много экзальтированных отзывов, к примеру «высокая, стройная, с необычно ласковым цветом лица, с голубыми большенными очами и как смоль темными волосами» (А. Я. Головачева-Панаева). Более успешными были те роли Семёновейшей, к нраву которых она подходила собственной наружностью. Но же певицей Семёнов была средней, с недостаточно развитой техникой пения и недостаточной гибкостью голоса.
Современник писал о ней:
Имеет стройный стан и симпатичное греческое лицо. Глас её достаточно приятен. С охотою и старанием, она в куцее время достигнула до степени неплохой певицы; в отношении же к игре она издавна уже пользуется правом хорошей актрисы.— «Отпрыск отечества»
С 1828 года на сцене столичного Огромного театра. В 1831 году оставила театр, получая пенсию в 4 тыщи рублей от Кабинета.Нимфодора Семёнова воспользовалась огромным почтением в литературных кругах. В её гостях бывали А. Грибоедов, Н. Гнедич, В. Жуковский, А. Пушкин. Последний предназначил Нимфодоре Семёновне шуточное стихотворение «Желал бы быть твоим, Семенова, покровом», 1817—1820. Владея сердобольным сердечком обширно занималась благотворительностью, в её доме вровень с её дочерями воспитывалось несколько бедных женщин. В театральных кругах в расчёте на щедрость Семёновейшей приглашать её крестной мамой, и она никогда не отказывала. Исключительно в одной метрической книжке церкви при Театральном училище было записано более двухсотен её крестников и крестниц. Оказывала постоянную помощь неким семьям хористов и даже театральных плотников и охранников.
Долгие и длительные годы воспользовалась покровительством мецената графа В. В. Мусина-Пушкина, с которым прожила больше 20 лет, и от которого имела трёх дочерей. Через пару лет после его погибели вышла замуж за француза Лестрелена (1840).
За 10 лет до погибели Нимфодора Семёновна как и её сестра ослепла. Скончалась в Санкт-Петербурге, похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря.
Роли
- Милослава — «Днепровская русалка» Ф. Кауэра, 1807;
- Анюта — «Рассудительный дурак» А. Клушина, 1810;
- Федра — «Ариадна» Ж. Расина, 1811;
- Иоанна — «Иоанна д’Арк либо дева Орлеанская», Карафф;
- ?? — «Новая суматоха», А. Шаховской.
- Вениамина -«Иосиф Прекрасный», Мегюль
- Зораима — «Зораима и Зюльнар», Боельдье
- Евхариса — «Телемак на полуострове Калипсы»
- Сервилия — «Титово мидосердие», Моцарта
- Юлия — «Ромео и Юлия», Штейбельта
- Милолика — «Добрыня Никитич, либо Ужасный замок», Кавос и Антонолини
- графиня Сюрвель — «Целый роман, либо Весь денек в приключениях», Мегюль
- Роза — «Красная Шапочка», Боельдье
- Матильда — «Елисавета, царица Английская», Россини;
- Анета — «Сорока-воровка», Россини
- Наташа — «Женщина-Лунатик», Кавос;
- Изора — «Волшебный лес, либо Спящая красавица», Вишняков
- Роза — «Молодая запальчивая жена», Боельдье
- Изора — «Рауль Голубая Борода»
- Агнесса — «Отец и дочь»
- Каролина — «Тайный брак», Чимароза
- Эльвира — «Рожер Сицилийский», Биртон
- Камилла — «Подземелье замка Убальдо»
- Милослава — «Русалка», Кавос, 1-ая исполнительница.
- Параша — «Девишник, либо Филаткина свадьба»
- Заида — «Вавилонские развалины, либо Торжество и падение Гиафара Бармесида»
- Зораида — «Жар-птица, либо Приключение Ивана-царевича»)
- Аббаса — «Гений Итурбиель, либо Тыща лет в 2-ух деньках визиря Гаруна»
- Розальвина — «Пиемонтские горы, либо Взорвание Чортова моста»)
- Алина — «Алина, царица Голкондская», Ф. Буальдье
- Юлия — «Пан Твардовский»;
- Констанца — «Похищение из сераля»,
- Роза де Вольмар — «Молодая запальчивая жена»
- Сандрильона — «Сандрильона»)
- Евхариса — «Телемак на полуострове Калипсо»
- Нинетта — «Сорока-воровка»
- Розина — «Севильский цирюльник», Россини
- Церлина — «Дон Жуан»
Её партнёрами были П. Злов, Г. Климовский, В. Самойлов, М. Шелехова. Совместно с Е. Сандуновой участвовала в дивертисментах, где исполняла российские народные песни.