Наде́жда Ива́новна Сло́нова (в детстве Надежда Николаевна Козлянинова 20 июля 1906 — 2002) — русская актриса, театральный преподаватель, театровед. Дочь актёра И. А. Слонова. Актриса Столичного театра Сатиры в 1935—1959 годах. Народная артистка РСФСР (1956).
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Семья
- 1.2 Современники о Н. Слоновой
- 2 Роли в театре
- 2.1 Начало карьеры
- 2.2 Провинциальные театры
- 2.3 Театр Сатиры
- 3 Роли в немом кино
- 4 Режиссёрские работы
- 5 Сочинения
- 5.1 Пьесы
- 5.2 Воспоминания и монографии
- 6 Заслуги и звания
- 7 Примечания
- 8 Рекомендуемая литература
- 9 Ссылки
Биография
Надежда Ивановна Слонова родилась 20 июля (2 августа) 1906 года в семье Ивана Артемьевича Слонова и Евгении Николаевны Козляниновой. Предки служили в Драматическом театре Комиссаржевской в Петербурге. Приход в 1906 году в театр Мейерхольда расколол труппу и юные актёры приняли решение уйти. Иван Артемьевич подписал договор на зимний сезон 1906/07 года в Омск и семья с малеханькой дочерью уехала. В 1907 году катастрофически оборвалась жизнь мамы — Евгении Николаевны. Её предки увезли полугодовалую внучку от отца и окрестили собственной дочерью — Надеждой Николаевной Козляниновой.
Дебют актрисы состоялся в 1910 году. На сцене летнего театра городского сада Оренбурга четырёхлетняя Надя Козлянинова сыграла роль мальчугана Пети в пьесе И. Чернышева «Испорченная жизнь». Спектакль давала драматическая труппа антрепренёра М. Н. Строителева, где дедушка дебютантки Николай Александрович Козлянинов служил суфлёром, а бабушка Зинаида Васильевна — актрисой.
До переезда в 1912 году в Москву «малолетняя артистка Надя Козлянинова», как её называли в афишах тех пор, сыграла на театральных сценах многих городов Центральной Рф и Крыма.
В 1913 году Ф. А. Корш пригласил молодую актрису на роль Генриха в пьесе Якова Гордина «За океаном». После этого она была зачислена в труппу и с 1913 по 1917 год игралась в театре Корша детские роли. В эти же годы снимается в немом кино.
В 1917 году оставила театр и поступила обучаться в Московскую школу им. А. Н. Радищева. Опытно-показательная школа 2-ой ступени, с интернатом, размещалась в здании бывшего Елизаветинского института для великодушных девиц. Учащиеся школы были обожателями Камерного театра — артисты этого театра преподавали там сценическое искусство. Временами читал лекции основоположник театра А. Я. Таиров, а его жена актриса Алиса Коонен учила импровизации.
О собственных реальных родителях Надя Козлянинова выяснила в четырнадцать лет. После погибели деда написала И. А. Слонову письмо. Получила приглашение и побывала в Саратове — познакомилась с папой и его 2-ой супругой.
Осенью 1921 года поступила в московскую студию им. Грибоедова под управлением В. В. Лужского, где училась актёрскому мастерству. В том же году покинула студию и вступила в труппу Введенского народного дома в Москве, основным режиссёром которого был Н. А. Попов.
В 1923—1935-х гг. работала в театрах провинции: Тула, Архангельск, Оренбург, Ростов на дону (1926—1930), Саратов (1930—1932), Свердловск (1932—1935).
Сначала 1920-х годов актриса взяла фамилию отца — Слонова, как сценический псевдоним, оставив отчество по имени деда — Николаевна. Во времена совместной работы с Иваном Артемьевичем в Саратовском театре на афишах возникает имя — Надежда Ивановна Слонова. Первой совместной работой со Слоновым на сцене являлся спектакль «Человек с портфелем», поставленный в 1928 году режиссёром Лазаревым на гастролях ростовского драмтеатра в Ессентуках.
В 1935 году актриса уехала из Свердловского театра в Москву по приглашению Столичного театра Сатиры, и прослужила в нём с 1935 по 1959 годы.
С 1936 года выступала в дуэте с супругом, артистом Андреем Васильевичем Петровским, на эстраде. Исполняли сатирические и комедийные пьесы-миниатюры, написанные Н. Слоновой: «Рецепт красоты», «Болельщики».
Во время Величавой Российскей войны вкупе с труппой Театра Сатиры находилась в эвакуации. С октября 1941 года по 15 февраля 1942 года в Сибири — на сцене Иркутского драматического театре игрались спектакли «Пигмалион» Б. Шоу, «Весенний смотр» В. Шкваркина, потом на Южном Урале — с октября 1942 года в Магнитогорске, а с 29 мая 1943 года по август 1943 года — в Челябинске. В летнем театре городского сада им. А. С. Пушкина были показаны спектакли: «Актриса», «Мелкие козыри», «Неравный брак», «Пигмалион», «Чужой ребенок» и др. Не считая этого артисты проводили концерты и вечера.
В Театре Сатиры, выступила как режиссёр и исполнительница большей роли в спектакле «Профессия миссис Уоррен» Бернарда Шоу. Премьера спектакля свершилась 19 мая 1956 года.
В 1959 году Надежда Ивановна Слонова закончила театроведческий факультет ГИТИСА и оставила сцену.
В 1963 году занялась преподавательской работой в училище циркового и эстрадного искусства. Посреди её учеников артисты Геннадий Хазанов и Илья Олейников, чечёточник Владимир Кирсанов, певицы Татьяна Капош и Лена Камбурова.
Н. И. Слонова создатель нескольких книжек и пьес для эстрадного выполнения, также инсценировки «Четвёртый позвонок» (комедия в 3—х действиях по роману М. Ларни) поставленной Театром Сатиры в 1961 году. Рукописи, также фото и переписка актрисы находятся на хранении в РГАЛИ.
Надежда Слонова скончалась в 2002 году. Похоронена в колумбарии нового Донского кладбища в Москве.
Семья
Отец — Иван Артемьёвич Слонов (1882—1945), актёр и режиссёр.
Мама — Евгения Николаевна Козлянинова (1886—1907), актриса драматического театра Комиссаржевской.
Мачеха — Лидия Васильевна Слонова (Лидина-Линская), актриса Саратовского драматического театра имени К. Маркса.
Дедушка — Николай Александрович Козлянинов (1860—1918), суфлёр.
Бабушка — Зинаида Васильевна Козлянинова (1865—1915), актриса.
Супруг — Андрей Васильевич Петровский, актёр.
Современники о Н. Слоновой
Эммануил Краснянский, режиссёр Столичного театра Сатиры в 1944—1960 годах:
Особенный энтузиазм в творчестве Надежды Ивановны представляет процесс её работы над ролью. Она отторгает все «приблизительное», касается ли это определения спектакля, сценических задач, приспособлений, и просит от себя, от режиссёра, партнёров ясности, конкретности, точности.— Краснянский Э. Б. Встречи в пути. Странички мемуаров: театр, эстрада, цирк. — М. : ВТО, 1967. — С. 354
Вера Васильева, актриса Столичного театра Сатиры с 1948 года:
Сурмилову в «Льве Гурыче» игралась Надежда Ивановна Слонова — редчайший мастер, виртуозная артистка, дама умная, независящая, ироническая. Она изредка кого хвалила, но всегда была правдива в оценках, и поэтому я в особенности дорожила её воззрением. Потом я прочла её умную книжку, сколько там было горечи — целые главы, посвящённые несыгранным ролям, о которых она так тщательно и профессионально написала. Как много неосуществлённых желаний, боли несбывшихся надежд таилось за её размеренной драматичностью!— Васильева В. К. Продолжение души: монологи актрисы / В. К. Васильева. — М.: «Белые альвы», 2000. — с. 244.
Жора Менглет, актёр Столичного театра Сатиры в 1945—2001 годах:
Присутствие её на репетиции пробуждало чувство надежности, на сцене она очень располагала к для себя. У неё были необычно выразительные глаза. С первого момента на сцене она приковывала к для себя внимание зрительного зала. она была актрисой замечательной достоверности, очень увлекательной, броской, но — человеком с нелёгким нравом: могла быть и колючей, и нетерпимой, и резкой.— Жора Менглет. Амплуа — 1-ый хахаль / Под ред. М. Волиной. — М.: Центрполиграф, 2001. — 368 С. — ISBN 5-227-00275-4
Геннадий Хазанов, ученик Н. Слоновой в ГУЦЭИ в 1965—1969 годах, артист:
Она была таким серьезным педагогом, при том, что она была очень сердечным человеком, с очень таким крутым характером, и нрав у неё был, она была Лев по гороскопу, и она была Пламенная Лошадка по восточному календарю. Она много очень сделала исходя из убеждений формирования меня как человека, не только лишь по профессии, а вот до этого все объяснив, что неважно какая, даже самая успешная проф жизнь не дает никаких прав чувствовать себя небожителем.— Радио «МАЯК». Геннадий Хазанов в гостях у Аллы Довлатовой и Дмитрия Глуховского
Роли в театре
Начало карьеры
Летний театр, драматическая труппа М. Н. Строителева (Оренбург)
- 1910 — «Испорченная жизнь» И. Чернышева — Петя
Театр Корша (Москва)
- 1913 — «За океаном» Я. Гордина — Генрих
- 1914 — «Когда заговорит сердце» Франсиса де Круассе — Бобби
- 1915 — «Анна Каренина» по роману Л. Толстого (пост. В. К. Татищева) — Серёжа
- 1916 — «В эти дни» — Петя
Театр «Эрмитаж» Щукина, фарсовая группа Р. З. Чинарова (Москва)
- 1915 — «Шуркина правда» А. Саксаганской — Шурка
Введенский народный дом, труппа Н. А. Попова (Москва)
- 1923 — «Девичий переполох» В. Крылова и П. Полевого— Настасья
Провинциальные театры
- 1926 — «Ревизор» Н. Гоголя (пост. Н. Васильева, Кременчуг) — Марья Антоновна
- «Василиса Мелентьева» А. Островского (пост. Л. Лазарева) — Анна Васильчикова
- «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера (пост. Л. Лазарева) — Лотта
- «Доходное место» А. Островского — Полина
- «Медвежья свадьба» А. Луначарского — Юлия
Городской драматический театр им. А. В. Луначарского (Ростов на дону)
- 1926 — «Конец Криворыльска» Б. Ромашова (пост. Л. Лазарева) — Кишкина
- 1926 — «Чудеса в решете» А. Толстого (пост. Л. Лазарева) — Люба
- 1927 — «Константин Терёхин» (Ржавчина) В. Киршона в соавт. с А. В. Успенским (пост. Л. Лазарева) — Маня
- 1927 — «Ревизор» Н. Гоголя (пост. Л. Лазарева) — Марья Антоновна
- 1928 — «Человек с портфелем» А. Файко (пост. Л. Лазарева, гастроли театра в Ессентуках) — Гога
- 1930 — «Чудак» А. Афиногенова (пост. Тригорина) — Юлия
- 1930 — «Ярость» Е. Яновского — Андрейка
Саратовский театр им. Карла Маркса
- 1930 — «Светите, звёзды!» И. Микитенко (пост. Л. Лазарева) — Котя
- 1930 — «Человек с портфелем» А. Файко (пост. Н. Синельникова, гастроли театра в Харькове) — Гога
- Сезон 1931/32 гг. — «Страх» А. Афиногенова — Наташа
Свердловский драматический театр
- 1932 — «Сумасшедший денек» П. Бомарше (пост. В. К. Татищева) — Сюзанна
- 1932 — «Любовь Яровая» К. Тренёва (пост. И. Ефремова) — Панова
- 1933 — «Горе от разума» А. Грибоедова (пост. В. К. Татищева) — Лиза
- 1934 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (пост. И. Ефремова) — Мирандолина
Театр Сатиры
- «Чужой ребёнок» В. Шкваркина (пост. Н. Горчакова и Р. Корфа) — Маня
- 1937 — «Весенний смотр» В. Шкваркина (пост. В. Топоркова и Н. Горчакова, спектакль по первому варианту пьесы шёл на гастролях. Ознакомившись со 2-ой редакцией пьесы Слонова от роли отказалась.) — Самозванцева
- 1937 — «Простая девушка» В. Шкваркина (пост. В. Станицына) — Ирина
- 1938 — «Пигмалион» Б. Шоу (Л. Крицберга) — Элиза
- 1939 — «Слуга 2-ух господ» К. Гольдони (пост. А. Лобанова) — Клариче
- 1939 — «Чёртов мост» А. Толстого (пост. Л. Крицберга и В. Станицына, премьера 9 марта) — Царица
- 1941 — «Джентльмен» А. Сумбатова-Южина (пост. Н. Горчакова) — Кэт
- 1942 — «Надежда Дурова» А. Кочеткова и К. Липскерова (пост. Э. Краснянского) — Надежда Дурова
- 1944 — «Чрезвычайный закон» братьев Тур, Л. Шейнина (пост. Л. Волкова и Л. Аграновича) — Нина Валентиновна
- 1946 — «День отдыха» В. Катаева (пост. Н. Горчакова, реж. Т. Василенко) — Дудкина
- 1946 — «Пенелопа» С. Моэма (пост. Э. Краснянского) — Пенелопа
- 1948 — «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди по Д. Ленскому (пост. Э. Краснянского) — Сурмилова
- 1950 — «Лондонские трущобы» Б. Шоу (пост. Э. Краснянского) — Бланш
- 1951 — «Господин Дюруа» И. Прутка и А. Штейнберга по роману Мопассана «Милый друг» (пост. Э. Краснянского) — Госпожа Вальтер
- 1953 — «Баня» В. Маяковского (пост. В. Плучека, С. Юткевича и Н. Петрова, премьера 5 декабря) — Мезальянсова
- 1955 — «Клоп» В. Маяковского (пост. В. Плучека и С. Юткевича, премьера 15 мая) — Зоя Берёзкина
- 1956 — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу (пост. Н. Слоновой, премьера 19 мая) — миссис Уоррен
- 1957 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского (пост. В. Плучека) — Дама-истерика
- 1958 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Островского (пост. А. Лобанова, премьера 23 апреля) — Мамаева
Роли в немом кино
- 1914 — «Гнев Диониса» экранизация одноименного романа Е. Нагродской (реж. Я. Протазанов) — девченка
- 1914 — «Дитя огромного города» (Женщина с улицы) (реж. Е. Бауэр) — Манька, героиня в детстве
Режиссёрские работы
- 1956 — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу — премьера 19 мая (пост. Н. Слоновой, худ. Е. Гранат, Столичный театр сатиры). В ролях: Надежда Слонова — миссис Уоррен, Борис Тенин — Джордж Крофтс, Вера Васильева — Виви.
Сочинения
Пьесы
- 1949 — «Золотой век» (пьеса в 4-х действиях, создатель Н. Козлянинова-Слонова совм. с А. Лейбманом)
- 1950-е годы — «Как они расходились» (пьеса в 1-м действии)
- 1950 — «Таланты» (сценарий музкомедии в 3-х действиях)
- 1953 — «Первый концерт» (пьеса в 4-х действиях)
- 1960 — «Четвёртый позвонок» (комедия в 3-х действиях) — инсценировка Н. Слоновой одноимённого романа М. Ларни. Премьера 17 марта 1961 года (пост. Д. Тункеля, Столичный театр Сатиры)
- 1970-е годы — «Горе от ума» (режиссерская экспликация)
Воспоминания и монографии
- Слонова Н.И. Жизнь, отданная сцене // Литературный Саратов: Альманах Сарат. отделения Союза сов. писателей. — Саратов, 1949. — Кн. 10. — С. 175—208.
- Слонова Н. И. Иван Артемьевич Слонов. Записки о жизни и творчестве (1882—1945) — М.: ВТО, 1950. — 179 с.
- Слонова Н. И. Н. Н. Синельников — М.: Искусство, 1956. — (Мастера театра) — 116 с.
- Слонова Н. И. Актёр работает с режиссёром // Режиссёрское искусство сейчас: Сборник статей / Сост. З. В. Владимирова. — М.: Искусство, 1962.
- Слонова Н. И. Новые герои // Статьи и речи о драматургии, театре и кино. Пьесы В. М. Киршона на сцене. Мемуары о В. М. Киршоне. — М.: 1962. — С. 239—247.
- Слонова Н. И. Честь актёрская: И. А. Слонов на сцене и в жизни — М.: Искусство, 1966. — 236 с.
- Слонова Н. И. Жизнь на сцене — М.: Искусство, 1971. — 392 с.
- Слонова Н. И. Это было на Урале // Урал, 1971. — № 7. — С. 145—157.
- Слонова Н. И. Лешковская — М.: Искусство, 1979. — (Театр. Имена) — 272 с.
- Слонова Н. И. Мемуары об А. М. Лобанове // Андрей Михайлович Лобанов: Документы, статьи, мемуары / Сост., вступит. ст. и примеч. Г. Г. Зориной. — М.: Искусство, 1980.
- Слонова Н. И. Геннадий Хазанов — М.: Искусство, 1988. — 207 с. — ISBN 5-210-00057-5
Заслуги и звания
- 1943 — Заслуженный артист РСФСР
- 1956 — Народный артист РСФСР