Суббота, 30 мая 2015 16:59

Марджанишвили Константин Александрович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Константин Марджанишвили
Полное имя актера на родном языке: კოტე მარჯანიშვილი
Имя при рождении:

Котэ Марджанишвили

Когда родился (Дата рождения):

28 мая 9 июня 1872

Где родился (Место рождения):

Кварели, Российская империя

Когда умер (Дата смерти):

17 апреля 1933 60 лет

Где умер (Место смерти):

Москва, РСФСР, СССР

Кто по профессии:

актёр, театральный режиссёр, кинорежиссёр, сценарист

Какое имеет гражданство:


Годы активности:

1893—1933

В каких театрах играл:

Тбилисский театр имени Руставели;
2-й государственный театр Грузии

Какие имеет награды:

Народный артист Грузинской ССР


Биография актера Марджанишвили, Константин Александрович

Константи́н Алекса́ндрович Марджанишви́ли (груз. კოტე მარჯანიშვილი; Котэ Марджанишвили; в Рф также Константи́н Марджа́нов; 28 мая (9 июня) 1872 — 17 апреля 1933, Москва) — русский, грузинский и русский режиссёр театра и кино, основатель грузинского театра, Народный артист Грузинской ССР.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Столичный Художественный театр
    • 1.2 Свободный театр
    • 1.3 После закрытия Свободного театра
    • 1.4 Киев
    • 1.5 Петроград
  • 2 Семья
  • 3 Творчество
    • 3.1 Роли в театре
    • 3.2 Постановки в театре
      • 3.2.1 В Киеве
      • 3.2.2 Постановки театра смешной оперы в Петрограде
      • 3.2.3 В Тбилисском театре им. Ш. Руставели
      • 3.2.4 Постановки в Тбилисской оперной студии
  • 4 В Грузинском театре оперы и балета
    • 4.1 2-й муниципальный театр Грузии
    • 4.2 Последние московские постановки
    • 4.3 Тбилисский российский драматический театр
    • 4.4 Режиссёр кино
    • 4.5 Киносценарист
  • 5 Признание и заслуги
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

В этом разделе не хватает ссылок на источники инфы. Информация должна быть проверяема, по другому она может быть поставлена под колебание и удалена.
Вы сможете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 ноября 2012.

Котэ Марджанишвили родился в местечке Кварели (сейчас город в Грузии).

Сценическую деятельность начал в 1893 году как актёр Кутаисского театра. В 1894 году в Тифлисе дебютировал в роли Патара Кахи в пьесе «Патар Кахи» Акакия Церетели.

С 1897 года служил в российских театрах. В 1901 году на сцене Вятского театра поставил собственный 1-ый спектакль — «Дядю Ваню» А. П. Чехова.

Столичный Художественный театр

В 1910—1913 годах Марджанов работал в МХТ, с которым его сближали принципы высочайшей идейности репертуара, реализма в актёрском искусстве. В МХТ Марджанишвили поставил спектакли «У жизни в лапах» Гамсуна (1911), «Пер Гюнт» Ибсена (1912), учавствовал в разработке «Братьев Карамазовых» по Достоевскому (1910).

Свободный театр

Почтовая марка СССР, 1972 год

Время после первой российской революции было для русской культуры временем поиска новых форм работы, увлекательных тестов и открытий, которые обычная русская критика нередко рассматривала, как «формализм». Этот процесс не оставил в стороне и Марджанова, который стремился выполнить идею синтетического театрального искусства, воспитать многосторонних актёров, выступающих в опере, оперетте, драме и пантомиме. Видимо в это время проявилось и стремлении к большей зрелищности, приподнятости и пафосности театрального искусства. В 1910-х годах появляется форма драматической пантомимы, Марджанов откликнулся на это явление постановкой пантомимы «Слезы».

В 1913 году в Москве Марджанов с антрепренёром В. В. Суходольским сделал Свободный театр, который просуществовав всего один сезон, был так броским явлением в театральной жизни, что крепко вписал себя в историю российского театра. Театр был задуман как синтетический, обхватывающий все виды сценического искусства. В труппу театра входили актёры А. Г. Коонен, О. А. Голубева, Н. Ф. Монахов, Н. П. Асланов. Работали живописцы К. А. Сомов, В. А. Симов, А. А. Арапов. Сам Марджанов на сцене этого театра поставил «Прекрасную Елену» Оффенбаха, но он управлял постановкой и других спектаклей. В Свободном театре начал собственный творческий путь выдающийся режиссёр Александр Яковлевич Таиров, где поставил спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера (муз. Донаньи, 1913). В театре работал выдающийся режиссёр Александр Акимович Санин (реальная фамилия — Шенберг). Значимым событием культурной жизни стала осуществленная им премьерная постановка 8 октября 1913 года, неоконченной М. П. Мусоргским комедийной оперы «Сорочинская ярмарка» (либретто композитора при участии А. А. Голенищева-Кутузова, по повести Н. В. Гоголя. Музыкальный материал в редакции А. К. Лядова, В. Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова («Ночь на Лысой горе») отчасти досочинён и доинструментован Ю. С. Сахновским.) В спектакль были вмонтированы кусочки гоголевского текста. Дирижировал — Сараджев (реальная фамилия Сараджян), Константин Соломонович, который в это время управлял музыкальной частью «Свободного театра». Живописец — В. А. Симов. Роли исполняли Хивря — Макарова-Шевченко, Парася — Милявская, Попович — Монахов, Черевик — Дракули, Грицько — Каратов.

Денежные происшествия и конфликт Марджанова с антрепренёром В. В. Суходольским привели к закрытию «Свободного театра», просуществовавшего один сезон (с 21 октября 1913 по 2 (15) мая 1914).

После закрытия Свободного театра

Марджанов управлял театром в Ростове-на-Дону (1914—1915), театром «Буфф» в Петрограде (1916—1917), повсевременно стремясь выполнить свою идею о театре — праздничке.

Октябрьскую революцию Марджанов принял экзальтированно. Один из первых встал в ряды строителей русского театра. В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре «Пассаж» поставлена оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург» (дирижёр Варлих, в какой участвовали Мария Кузнецова-Бенуа, Поземковская, Зброжек-Пашковская, Радошанский, Ярон).

Киев

В 1919 году К. Марджанов был назначен комиссаром киевских театров. Тут он выполнил постановку пьесы Лопе де Вега «Fuente ovejuna»(«Овечий источник»), в какой отыскали воплощение героика и пафос революционной эры. Персонажи традиционных пьес осмысливались в этих спектаклях заного, они оказывались близкими зрителю своим героизмом, бунтарским протестом, готовностью к борьбе во имя огромных мыслях: (В геройской роли Лауренсии — В. Л. Юренева. Спектакль был жарко воспринят красноармейцами и рабочими — зрителями революционного Киева. В 1922 году Марджанишвили возвратился к постановке этой пьесы в Тбилиси, на сцене Театра им. Руставели. В том же 1919 году в Киеве им поставлена пьеса «Стенька Разин» В. В. Каменского, поэта и драматурга.

Во время пребывания в Киеве К. А. Марджанов преподавал в еврейской театральной студии, сделанной в 1919 года при Киевской «Культурлиге». В ней а именно у Марджанова обучался Наум Борисович Лойтер, режиссёр, заслуженный деятель искусств БССР.

Тогда же в 1919 году вместе с Ю. Озаровским и Ф. Н. Курихиным организовали в Киеве театр эстрады «Кривой Джимми».

Петроград

Новые монументальные формы народного массового празднества появились после Октябрьской революции. В июле 1920 года в Петрограде под его управлением с ролью режиссёров Н. В. Петрова, С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского и художника Н. И. Альтмана была осуществлена масштабная, красивая постановка: «К мировой коммуне». В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли роль 4 тыщи рабочих и красноармейцев, число зрителей достигнуло 45 тыщ.

Муниципальный театр смешной оперы под управлением К. А. Марджанова — сотворен в июне 1920 в Петрограде. Спектакли проходили в зданиях театров: Летний «Буфф» на Фонтанке и «Палас-театр». Театр был задуман как музыкально-экспериментальный и стал производить постановки не только лишь комическсие опер, да и оперетт и драматических спектаклей. На открытии 5 июня 1920 года в Петрограде была поставлена опера Г. Доницетти «Дон Паскуале» («Don Pasquale»).

В труппе тетра участвовали: актёры драмы — Е. П. Корчагина-Александровская, Б. А. Горин-Горяинов; оперы — А. Б. Тер-Даниельянц, М. И. Осолодкин; балета — Е. В. Лопухова, А. А. Орлов; оперетты — Н. И. Тамара, М. А. Ростовцев, Г. М. Ярон, А. Н. Феона; артисты оперетты и эстрады А. А. Орлов, И. С. Гурко.

Режиссёром, не считая К. А. Марджанова, был Г. К. Крыжицкий; дирижёры — Г. Варлих, В. С. Маратов; живописец — Н. А. Ушин, А. А. Радаков. При театре функционировали сатирическое кабаре «Хромой Джо» и драматическая студия «Рабочий театр». В 1921 году театр был закрыт.

Погиб Котэ Марджанишвили 17 апреля 1933 года в Москве; похоронен в пантеоне Мтацминда.

Семья

  • Жена — Надежда Дмитриевна, внучке прославленного актёра В. И. Живокини. Дочь — Д. В. Живокини и внучка В. И. Живокини.
  • Отпрыск — Марджанишвили, Константин Константинович — математик, академик АН СССР.

Его предки — князья Александр и Елизавета Марджанишвили, сестра — основоположница Серафимо-Знаменского монастыря, схиигуменья Фамарь (в миру Тамара Марджанишвили, 1869—1936)

Творчество

Роли в театре

  • «Патара Кахи» Акакия Церетели — Патара Кахи (в переводе «Маленький Кахи»)

Постановки в театре

В Киеве
  • 1919 — «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега,
  • 1919 — «Стенька Разин» В. В. Каменского.
Постановки театра смешной оперы в Петрограде
  • 1920 — «Дон Паскуале» Доницетти,
  • 1920 — «Тайный брак» смешная опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
  • 1920 — «Похищение из сераля» опера (зингшпиль) В.А Моцарта (живописец — Радаков; Констанца — Тер-Даниелянц, Главный надсмотрщик гарема — Ростовцев),
  • 1920 — «Так поступают все» опера В.А Моцарта,
  • 1920 — «Бронзовый конь» Д. Обера,
  • 1921 — «Игра интересов» Бенавенте,
  • 1921 — «Гейша» С. Джонса,
  • 1921 — «Птички певчие» Ж. Оффенбаха,
  • 1921 — «Мещанин во дворянстве» пьеса Ж. Б.Мольера,
  • 1921 — «Перикола» оперетта Ж. Оффенбаха.
В Тбилисском театре им. Ш. Руставели
  • 25 ноября 1922 — «Фуэнте оверхуна (Овечий источник)» Лопе де Вега (в ролях : Лауренсия — Т. И. Чавчавадзе, Менго — А. А. Васадзе, Командор — Д. И. Чхеидзе, Фрондозо — Г. М. Давиташвили; музыка — Т. Н. Вахвахишвили),
  • 2 января 1923 — «Затмение солнца в Грузии» комедия 1-го из первых грузинских драматургов нового времени З. Н. Антонова, в каком воссоздавались калоритные реалистические картины жизни старенького Тифлиса. Написанная в1852 г. пьеса после чего крепко вошла в репертуар грузинских театров (живописец Сидамон Эристави; В ролях: Минасов — Абашидзе, Геурк — Н. Гоциридзе, Ненэ — Черкезишвили, Рипсимэ — Джавахишвили, Чишмаков — Васадзе, Иванэ — Зурабишвили, «Русский чиновник» — А. И. Южин),
  • 1923 — обличительно-острая пьеса «Раздел» основателя грузинской реалистической драматургии Г. Эристави,
  • 1923 — «Игра интересов» испанского создателя Бенавенте,
  • 1923 — «Голубой паук» бельгийского создателя К. Лемонье,
  • 1923 — «Маскотта» Шико, Дюр,
  • 1923 — «Роман» пьеса южноамериканского создателя Э. Шелдона,
  • 1923 — «Герой» Синга (вместе с C. Ахметели; в ролях: Пегин Майк — Т. И. Чавчавадзе, Кристи Мегон — Г. М. Давиташвили),
  • 1923 — «Человек-масса» германского драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (вместе с М. Корели),
  • 1924 — «Обыватель во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (вместе с Корели),
  • 1924 — «Герой Эрети» («Панихида по кнуту») пьеса С. Шаншиашвили о крестьянском восстании в Грузии (вместе с Ахметели),
  • 1924 — «Свет» Гедеванишвили, (вместе с Ахметели, живописец И.Гамрекели),
  • 1924 — «Виндзорские кумушки» У.Шекспира (вместе с Ахметели; ; в ролях: мисс Педж — Т. И. Чавчавадзе),
  • 1925 — «Гамлет» У.Шекспира (вместе с Ахметели, живописец И.Гамрекели; Гамлет — У. Чхеидзе, Г. М. Давиташвили, Офелия — В. Анджапаридзе, Клавдий — А. А. Васадзе),
  • 1925 — «Дезертирка» Азиани (вместе с Ахметели),
  • 1926 — «Ламара» по Важа Пшавела (вместе с Ахметели, живописец Ладо Гудиашвили; в ролях: Миндия — Г. М. Давиташвили),
  • 1926 — пантомима «Мзетамзе» (вместе с Ахметели, живописец Ладо Гудиашвили).

Примечание. Большая часть из спектаклей 1920—1924 оформлял живописец Сидамон Эристави.

Постановки в Тбилисской оперной студии
  • «Тайный брак» смешная опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
  • «Паяцы» опера Р. Леонкавалло.

В Грузинском театре оперы и балета

  • 1923 — «Сказание о Шота Руставели» Д. И. Аракишвили;
  • 19 декабря 1923 — «Даиси» премьера оперы 3. П. Палиашвили (либретто В. Гуниа по его же пьесе; дирижёр — композитор, в ролях: Малхаз — Сараджишвили, Маро — Попова, Киазо — Кржановский, Цангала — Исецкий, Тито — Туманишвили);
  • 1924 — «Абесалом и Этери» опера 3. П. Палиашвили на сюжет народного сказания «Этериани»;
  • 1924 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера;
  • 1924 — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова;
  • 1927 — «Динара» («Жизнь — радость») Д. И. Аракишвили;
  • 1927 — «Бокаччо» оперетта австрийского композитора Ф. Зуппе;
  • 1931 — «Вильгельм Телль» опера Россини (живописцы Нино Давидовна Церетели и С.Вирсаладзе).

2-й муниципальный театр Грузии

  • 1928 — «Гоп-ля, мы живойём!» германского драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (режиссёр Антадзе, живописец Какабадзе);
  • 1928 — «Святая дева» Б. Шоу (режиссёр В. Абашидзе, живописец Шарлемань);
  • 1928 — «Овечий источник» Лопе де Вега (режиссёр Антадзе, живописец Сидамон-Эристави);
  • 1928 — «В самое сердце», премьера комедии грузинского драматурга Ш. Н. Дадиани (режиссёр Гогоберидзе, живописец П. Г. Оцхели; в роли Квеженадзе — У. Чхеидзе);
  • 1929 — «Рельсы гудят» В. М. Киршона 1-ая русская пьеса, посвящённая героям рабочего класса, строителям первых пятилеток (режиссёр Сулиашвили, живописец Ахвледиани);
  • 1929 — «Уриэль Акоста» катастрофа германского создателя Карла Фердинанда Гуцков (Gutzkow) посвященная жизни голландского философа, предшественника Спинозы, направленная против угнетения свободы мысли и религиозного мракобесия. Катастрофа сыграла приметную роль в истории грузинского театра (режиссёр Сулиашвили, живописец П. Г. Оцхели; Уриэль — У. Чхеидзе, Кобахидзе, Юдифь — В. Анджапаридзе, де Сантос — Имедашвили, Сараули, В. Годзиашвили, де Сильва -Гамбашидзе, Бен-Акиба — А. М. Жоржолиани; музыка — Т. Н. Вахвахишвили);
  • 1929 — «Как это было» премьера первой пьесы К. Р. Каладзе о революции 1905 года (режиссёр Антадзе, живописец Ахвледиани);
  • 1929 — «Кваркваре Тутабери» комедия П. М. Какабадзе, в какой сотворен образ политического авантюриста, случаем оказавшегося в роли «руководителя» масс. Эта постановка принесла известность создателю. (режиссёр Г. Сулиашвили, живописец Д. Н. Какабадзе; в роли Кваркваре — У. Чхеидзе, в роли Гултамзе — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1929 — «Баил», комедия Чианели (режиссёр Д. Антадзе, живописец Д. Н. Какабадзе, в роли Баил — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1929 — «Белые» Д. Шенгелая (режиссёр Г. Сулиашвили, живописец Ахвледиани);
  • 1929 — «Полночь миновала» А. Кутатели, (живописец Д. Н. Какабадзе);
  • 1930 — «Да, однако» Бухникашвили (режиссёр Г. Сулиашвили, живописец Оцхели);
  • 1930 — «Беатриче Ченчи» Шелли (режиссёр Абашидзе, живописец П. Г. Оцхели, в роли Беатриче Ченчи — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1930 — «Хатидже» пьеса К. Р. Каладзе о раскрепощении дам (режиссёр Абашидзе, живописец П. Г. Оцхели; в роли Хатидже — Чавчавадзе);
  • 1930 — «Хандзари» Т. Вахвахишвили (хореограф Мачавариани, живописцы Е. Ахвледиани и П. Г. Оцхели);
  • 1930 — «Коммуна в степи», пьеса украинского создателя Н.Кулиша, написанная в 1925 году и повествующая о современной жизни села (режиссёр Гогоберидзе, живописец Абакелия; в ролях: Матрёна — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1931 — «Сказ об Арсене», народный сказ (режиссёр Сулиашвили, живописец Ладо Гудиашвили);
  • 1931 — «Три толстяка» инсценировка Ю. Олеши собственной сказки (режиссёр Абашидзе, живописец Ахвледиани);
  • 1931 — «Поэма о топоре» пьеса Н.Погодина о трудовом энтузиазме коллектива рабочих (режиссёр Гогоберидзе и Сулиашвили живописец П. Г. Оцхели, в ролях: Анка — С. Такайшвили, Степан — В. Годзиашвили);
  • 1931 — «Хлеб», пьеса В. Киршона о классовой борьбе и социалистическом преобразовании деревни (режиссёр Абашидзе, живописец Оцхели);
  • 1931 — «Светите, звёзды» (другие наименования «Кадры», «Светите нам, звезды») пьеса Микитенко о студентах, воспитании последнего поколения русской интеллигенции (режиссёр Челидзе, живописец Ахвледиани);
  • 1931 — «Старый энтузиаст» Яшвили (режиссёр Челидзе, живописец Ахвледиани);
  • 1931 — «Дом на берегу Куры» пьеса К. Каладзе из современной постановке жизни грузинской интеллигенции (режиссёр Антадзе, живописец Ахвледиани);
  • 1932 — «Страх», пьеса А. Афиногенова о процессах происходящих в современную пьесе эру в среде старенькой интеллигенции (режиссёр Челидзе, живописец Е. Ахвледиани), (доктор Бородин — Гамбашидзе, доктор Захаров — А. М. Жоржолиани);
  • 1932 — «Отелло», У. Шекспира (Марджанишвили, режиссёр Н. Годзиашвили, живописец Ахвледиани, Дездемона — В. Анджапаридзе);
  • 1933 — «Затмение солнца в Грузии» комедия грузинского драматурга З. Н. Антонова, (режиссёр Антадзе, живописец Ахвледиани).

Последние московские постановки

В последние годы жизни, сразу с работой в Грузии, Марджанишвили работал в неких столичных театрах, поставив спектакли:

  • 1931 — в бывшем театре Корша — «Строитель Сольнес» Ибсена (живописец — П.Оцхели; в ролях: Сольнес — Н. Соснин; Бровик — Б. Петкер; Гильда — В. Попова);
  • 1933 — в Малом театре — «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера (живописец Арапов; Филипп — Ленин, П. Садовский, Елизавета — Белёвцева, Дон Карлос — Лепштейн, Эболи — Гоголева, Поза — Аксёнов, Ольховский);
  • 1933 — в Столичном театре оперетты — «Летучая мышь» Штрауса.

Тбилисский российский драматический театр

  • 1932 — «На деньке» М. Горьковатого

Режиссёр кино

  • 1916 — Любовь всесильная;
  • 1924 — Буревестники;
  • 1927 — Закон и долг;
  • 1927 — Гоги Ратиани;
  • 1927 — Мачеха Саманишвили (вместе с Закарием Беришвили);
  • 1928 — Овод;
  • 1929 — Трубка коммунара.

Киносценарист

  • 1924 — Буревестники;
  • 1927 — Закон и долг;
  • 1928 — Овод (вместе с Виктором Шкловским);
  • 1929 — Трубка коммунара.

Признание и заслуги

  • Народный артист Грузинской ССР (1931).
  • Именованием Марджанишвили в 1933 году был назван 2-й Муниципальный драматический театр (сейчас Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили).
  • Именованием Марджанишвили названы площадь в Тбилиси, улица в Тбилиси, станция метро в Тбилиси («Марджанишвили» груз. მარჯანიშვილი).

Литература

Гугушвили Э. Н. Котэ Марджанишвили. М.: Искусство, 1979. 399 с. («Жизнь в искусстве»).

Прочитано 1479 раз