Содержание
- 1 Биография
- 2 Сочинения
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Биография
Сальвини в роли Отелло (1875).Родился в актёрской семье. В 1842 году, в возрасте 14-ти лет, дебютировал на проф сцене в роли Пасквино в «Любопытных женщинах» Гольдони, заменив заболевшего актера. В 1843 году поступил в труппу Густаво Модены, где играл в течение сезона, потом подписал договор с труппой в Неаполе на 1-ые и 2-ые роли любовников. С 1847 года в труппе с А. Ристори. В партнерстве с ней достигнул первого фуррора в большей роли в катастрофы В. Альфьери «Орест» (Театр Валле, Рим). С 60-х гг. возглавлял собственные труппы. С 1869 года гастролировал в Европе, Южной и Северной Америке. В 1880, 1882, 1885, 1900-01 годах приезжал в Россию (последний раз — по приглашению кн. С. М. Волконского, бывшего в те годы директором Императорских театров). В 1903 году ушел со сцены. Был участником национально-освободительного движения в Италии — Рисорджименто.
Мировую славу Сальвини принесло выполнение больших ролей в величавых трагедиях У. Шекспира — «Отелло», «Гамлет», «Макбет», «Повелитель Лир». В написанных специально для него пьесах «Гражданская смерть» Паоло Джакометти и «Самсон» Д’Асте с блеском исполнял роли Коррадо и Самсона. Играл также роли Паоло (в «Франческе да Римини» Сильвио Пеликко), Эгисто и Саула (в «Меропе» и «Сауле» В. Альфьери), Эдипа в одноименной катастрофы Джузеппе Николини, Оросмана в «Заире» Вольтера. Искусство Томмазо Сальвини считается высшим достижением итальянского и, более того, всего западноевропейского театра XIX века. Романтическую приподнятость, страстность и геройский пафос, соответствующие для школы Густаво Модены, Сальвини соединял с глубочайшим психологизмом, фактически, его искусству был присущ быстрее реализм. Логично потому, что Сальвини высоко оценил К. С. Станиславский. Сальвини — создатель воспоминаний и теоретических статей, в каких отстаивал необходимость переживания эмоций изображаемого персонажа, осуждая, но, распространившийся в то время сценический натурализм.
Сочинения
- Ricordi, aneddoti ed impressioni…. (Милан, 1895).
- Несколько мыслей о сценическом искусстве // Артист. № 14.
- Листки из автобиографии // Артист. № 35—37.
- Из воспоминаний Томмазо Сальвини (отрывки из воспоминаний…) // Театр. 1955. № 9, 10.
Литература
- А. И. Кугель. Театральные портреты. — Л.—М.: Искусство, 1967
- С. М. Волконский. Мои мемуары. Лавры. Странствия. Родина. В 2 томах, т. 1. — М.: Искусство, 1992.
- История западноевропейского театра. Т. 3. М., 1963.
- Гриорьев А. П. Величавый трагик // Мемуары. М.—Л., 1930.