Содержание
- 1 Биография
- 1.1 1-ые опыты в кино
- 1.2 Мастер «комедии по-итальянски»
- 1.3 Последние годы
- 2 Избранная фильмография
- 2.1 Актёрские работы
- 2.2 Режиссёрские работы
- 3 Заслуги
- 4 Достойные внимания факты
- 5 Альберто Сорди о смешном
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Биография
Отец Сорди был учителем музыки. Альбертоне, как любовно называли актёра в Италии, родился в Риме, в простонародном квартале Трастевере. Уже в детском возрасте показал склонность к театру и пению. С 1937 года работал статистом в киногородке Чинечитта, занимался дубляжом (до 1951). Его голосом в итальянских кинозалах гласили Оливер Харди, Брюс Беннетт, Энтони Куинн, Роберт Митчем. Не считая того, Сорди подвизался в мюзик-холле и снискал большой фуррор в качестве радиоведущего; с 1948 года выходила радиопередача «С вами гласит Альберто Сорди».
1-ые опыты в кино
Длительное время Сорди исполнял эпизодические роли, включая маленькую роль студента в кинофильме Марио Сольдати и Фёдорвея Оцепа «Княжна Тараканова». Исключением стала картина Марио Маттоли «Три орлёнка» (1942), где Сорди сыграл одну из основных ролей. В 1952 году произошла знаменательная встреча актёра с Федерико Феллини. Сорди снялся в 2-ух ранешних картинах самого известного из итальянских режиссёров: «Белоснежный шейх» и «Маменькины сынки»; на этом их сотрудничество завершилось. Работа с режиссёром Стено посодействовала Сорди полностью проявить на дисплее собственный талант смешного актёра. Этапной в его творчестве стала картина Марио Моничелли «Большая война» (1959), где он сыграл никчёмного, но погибающего как герой бойца.
Мастер «комедии по-итальянски»
С появлением на рубеже 1950—1960-х годов жанра «комедии по-итальянски» Альберто Сорди стал одним из главных исполнителей ролей «средних итальянцев», не во всем безупречных с нравственной точки зрения. Часто Сорди сам участвовал в написании сценариев «комедий по-итальянски», а потом и сам взялся за режиссуру. Он участвовал в разработке полутора сотен картин такового рода и девятнадцать поставил сам. Посреди более узнаваемых: «Вдовец» и «Трудная жизнь» Дино Ризи, «Все по домам» Луиджи Коменчини, «Бум» Витторио де Сика, «Врач кассы взаимопомощи» (в русском прокате — «Залог успеха») Луиджи Дзампа, «Задержанный в ожидании суда» Нанни Лоя, «Маркиз дель Грилло» Моничелли. В СССР большой популярностью воспользовался кинофильм Кена Аннакина «Воздушные приключения» («Эти прекрасные мужчины на собственных летающих аппаратах»), в каком Сорди сыграл роль итальянского графа.
Мастерство перевоплощения актёра с большей силой проявилось в трёх скетчах из кинофильма «Новые чудовища» (режиссёры Марио Моничелли, Дино Ризи и Этторе Скола). К самым значимым ролям Сорди следует отнести сначала комичный, а в конечном счёте устрашающий образ распоясавшегося «маленького человека» из кинофильма Моничелли «Мелкий-мелкий буржуа».
Последние годы
В конце 1990-х годов Сорди снимался приемущественно на телевидении. В 2000 году, в денек собственного восьмидесятилетия, он получил от мэра Рима почётный «скипетр» Нескончаемого Городка. Кончина Сорди в феврале 2003 года стала событием государственного масштаба. Траурная церемония проходила в известной базилике Сан-Джованни ин Латерано и собрала около полумиллиона человек.
Избранная фильмография
Актёрские работы
- 1937 — «Сципион Африканский»/Scipione l’africano, реж. Кармине Галлоне. Роль римского легионера
- 1938 — «Княжна Тараканова»/La principessa Tarakanova), реж. Фёдорвей Оцеп и Марио Сольдати
- 1942 — «Три орлёнка»/I tre aquilotti, реж. Марио Маттоли
- 1947 — «Преступление Джованни Эпископо»/Il delitto di Giovanni Episcopo, по роману Габриэле Д’Аннунцио, реж. Альберто Латтуада
- 1951 — «Мамма миа, великолепно!»/Mamma mia che impressione!, реж. Роберто Саварезе и Витторио Де Сика
- 1952 — «Белоснежный шейх»/Lo sceicco bianco, реж. Федерико Феллини
- 1953 — «Маменькины сынки»/I vitelloni, реж. Федерико Феллини
- 1954 — «Американец в Риме»/Un americano a Roma, реж. Стено
- 1955 — «Римская кросотка»/La bella di Roma, реж. Луиджи Коменчини
- 1955 — «Знак Венеры»/Il segno di Venere,реж. Дино Ризи
- 1955 — «Герой нашего времени»/Un eroe dei nostri tempi, реж. Марио Моничелли
- 1956 — «Мой отпрыск — Нерон»/Mio figlio Nerone, реж. Стено — Нерон
- 1957 — «Прощай, оружие»/A farewell to Arms, реж. Чарльз Видор, по роману Э. Хемингуэя — Падре Галли
- 1958 — «Фортунелла»/Fortunella, реж. Эдуардо Де Филиппо
- 1959 — «О, что за мамбо! (фр.)русск.»/ Oh! Qué mambo, реж. Джон Берри (англ.)русск. — Нужно, педагог пляжной гимнастики
- 1959 — «Вязальщицы»/I magliari, реж. Франческо Рози
- 1959 — «Большая война»/La grande guerra, реж. Марио Моничелли
- 1959 — «Вдовец»/Il vedovo, реж. Дино Ризи
- 1959 — «Венеция, луна и ты»/Venezia, la luna e tu, реж. Дино Ризи
- 1960 — «Все по домам»/Tutti a casa, реж. Луиджи Коменчини
- 1960 — «Уличный регулировщик»/Il vigile, реж. Луиджи Дзампа
- 1960 — «Гастоне (итал.)русск.» / Gastone, реж. Марио Боннар (итал.)русск., по пьесе Этторе Петролини (итал.)русск. — Гастоне
- 1961 — «Ужасный трибунал»/Il giudizio universale, реж. Витторио Де Сика
- 1961 — «Трудная жизнь»/Una vita difficile, реж. Дино Ризи
- 1962 — «Мафиозо»/Mafioso, реж. Альберто Латтуада
- 1964 — «Летающая тарелка»/Il disco volante, реж. Тинто Брасс
- 1963 — «Бум»/Il boom, реж. Витторио Де Сика
- 1963 — «Учитель из Виджевано»/Il maestro di Vigevano, реж. Элио Петри
- 1965 — «Воздушные приключения»/Those magnificent men in their flying machines, or: how I flew from London to Paris in 25 hours and 11 minutes, реж. Кен Аннакин
- 1967 — Колдуньи / Le streghe — Элио Фероччи
- 1968 — «Залог успеха»/Il medico della mutua, реж. Луиджи Дзампа
- 1968 — «Смогут ли наши герои найти собственного друга, загадочным образом исчезнувшего в Африке?»/Riusciranno i nostri eroi a ritrovare l’amico misteriosamente scomparso in Africa?, реж. Этторе Скола
- 1969 — «В год господень» / Nell’anno del Signore, реж. Луиджи Маньи
- 1970 — Пары / Le coppie
- 1971 — «Задержанный в ожидании суда»/Detenuto in attesa di giudizio, реж. Нанни Лой
- 1972 — «Игра в карты по-научному»/Lo scopone scientifico, реж. Луиджи Коменчини
- 1972 — «Лучший вечер моей жизни»/La più bella serata della mia vita, реж. Этторе Скола
- 1977 — «Мелкий-мелкий буржуа»/Un borghese piccolo piccolo, реж. Марио Моничелли
- 1977 — «Новые чудовища»/I nuovi mostri, эпизоды «Скорая помощь», «По-царски» и «Хвалебная речь на похоронах», реж. Дино Ризи, Марио Моничелли и Этторе Скола
- 1978 — «Большая пробка»/L’ingorgo, реж. Луиджи Коменчини
- 1978 — «Свидетель (кинофильм)»/Le Témoin, реж. Жан-Пьер Моки
- 1979 — «Мнимый больной»/Il malato immaginario, реж. Тонино Червяки (по комедии Мольера; в роли Арганта)
- 1981 — «Маркиз дель Грилло»/Il marchese del Grillo, реж. Марио Моничелли
- 1982 — «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю»/Io so che tu sai che io so, реж. Альберто Сорди
- 1984 — «Бертольдо, Бертольдино и… Дурья Башка»/Bertoldo, Bertoldino e… Cacasenno, реж. Марио Моничелли
- 1984 — «Всех за решётку»/Tutti dentro, реж. Альберто Сорди
- 1988 — «Удар судьбы»/Una botta di vita, реж. Энрико Ольдоини
- 1990 — «Скупой»/L’avaro, реж. Тонино Червяки (по комедии Мольера, в роли Гарпагона)
- 1995 — «Роман юного бедняка»/Romanzo di un giovane povero, реж. Этторе Скола
Режиссёрские работы
- 1966 — «Дым Лондона» (итал.)русск. / Fumo di Londra
- 1966 — «Простите, Вы за либо против?» (итал.)русск. / Scusi, lei è favorevole o contrario?
- 1967 — «Итальянец в Америке» (итал.)русск. / Un italiano in America
- 1969 — «Любовь моя поможет мне» (итал.)русск. / Amore mio aiutami
- 1970 — «Пары» (новелла «Комната») / Le coppie (episodio La camera)
- 1973 — «Звёздная пыль» (итал.)русск. / Polvere di stelle
- 1974 — «Пока есть война, есть надежда» (итал.)русск. / Finchè c’e' guerra c’e' speranza
- 1976 — «Всеобщее чувство стыда» / Il comune senso del pudore
- 1978 — «Куда вы поедете в отпуск?» (новелла «Отпуск интеллектуалов») (итал.)русск. / Dove vai in vacanza? (episodio Le vacanze intelligenti)
- 1978 — «Очевидец» / Le Temoin
- 1980 — «Я и Катерина» / Io e Caterina
- 1982 — «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» / Io so che tu sai che io so
- 1982 — «Путешествие с отцом» / In viaggio con papà
- 1982 — «Таксист» (итал.)русск. / Il Tassinaro
- 1984 — «Всех за решётку» / Tutti dentro
- 1987 — «Таксист в Нью-Йорке» (итал.)русск. / Il Tassinaro a New York
- 1992 — «Оправдан за совершенные преступления» (итал.)русск. / Assolto per aver commesso il fatto
- 1994 — «Нестор, последняя гонка» (итал.)русск. / Nestore, l’ultima корса
- 1998 — «Запрещённые встречи» / Incontri proibiti
Заслуги
- Альберто Сорди — семикратный лауреат премии «Давид ди Донателло» за наилучшую мужскую роль (разделяет рекорд с Витторио Гассманом).
- В 1972 году на МКФ в Западном Берлине Сорди получил «Серебряного медведя» за роль в кинофильме «Задержанный в ожидании суда».
- В 1983 году на МКФ в Москве Сорди была вручена Особая премия «За вклад в развитие киноискусства». (На фестивале был показан его кинофильм «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю»).
- В 1995 на МКФ в Венеции Сорди получил почётного «Золотого льва» за вклад в киноискусство.
Достойные внимания факты
- Скоро после кончины актёра его именованием была названа бывшая Галерея Колонна в Риме, расположенная на центральной улице городка — Виа дель Корсо.
- Альберто Сорди был одним из бессчетных персонажей кинофильма Феллини «Рим», но при окончательном монтаже эпизод с его ролью был вырезан.
Альберто Сорди о смешном
Наша жизнь лишь на четверть состоит из катастрофического; всё остальное смешно. Смеяться можно практически над всем.
Литература
- Ливи Г. Альберто Сорди / Пер. с итал. А. С. Богемской; Вступление Г. Д. Богемского. — М.: Искусство, 1971. — 184, с. — (Мастера забугорного киноискусства). — 50 000 экз.