Суббота, 30 мая 2015 18:19

Массальский Павел Владимирович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Павел Массальский
Имя при рождении:

Павел Владимирович Массальский

Когда родился (Дата рождения):

22 августа 4 сентября 1904

Где родился (Место рождения):

Москва, Российская империя

Когда умер (Дата смерти):

15 декабря 1979 75 лет

Где умер (Место смерти):

Москва, РСФСР, СССР

Кто по профессии:

актёр
театральный педагог, профессор

Какое имеет гражданство:

Годы активности:

1936—1977

В каких театрах играл:

МХАТ

Какие имеет награды:

Биография актера Массальский, Павел Владимирович

Па́вел Влади́мирович Масса́льский (1904 — 1979) — русский актёр театра и кино, преподаватель. Народный артист СССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Признание и заслуги
  • 3 Творчество
    • 3.1 Роли в театре
    • 3.2 Фильмография
    • 3.3 Телеспектакли
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Павел Массальский родился 22 августа (4 сентября) 1904 года (по другим источникам — 14 сентября) в Москве (по другим источникам — в усадьбе Липяги)в обедневшей дворянской семье..

Обучался в мужской гимназии Нечаева. О собственном знакомстве с ним в ту пору, когда оба были детками и обучались в примыкающих гимназиях (позднее эти гимназии соединились с другими, образовав современную московскую школу № 110), и о последующих встречах, писала в мемуарной книжке Н. И. Сац, назвав главу о П. Массальском символично «Красота и благородство» (Новеллы моей жизни. Том 2. Глава «Красота и благородство»):

«Брызги мемуаров о Павле Владимировиче Массальском разбросаны по всей моей жизни, а единый поток общения с ним упустила. Удивительно бывает в жизни! Детьми мы обучались с ним совершенно рядом, виделись случаем, но любая встреча запоминалась. В последние годы жили в одном доме, но почему-либо не встречались. … Об этом собственном театре — Столичном Художественном — взволнованно гласил он, когда, в конце концов, собралась навестить его в поликлинике 12 сентября 1979 года. „Лебединая песня“, — помыслила я тогда, узнав от докторов, что погибель уже стоит у его порога. Я обучалась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко в Столовом переулке, у Никитских ворот. Вблизи находились реальное училище Мазинга и мужская гимназия Нечаева».

Павел Массальский с 1922 по 1924 год обучался в студии под управлением Ю. А. Завадского. После окончания студии в 1925 году был принят в труппу МХАТа (1-ая роль — князь Дмитрий Шуйский в пьесе «Царь Фёдорвей Иоаннович» А. К. Толстого).

Актёр с красивыми наружными данными, врождённым притягательностью и артистизмом, нотами барской вальяжности, Массальский стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С фуррором он исполнял роли в произведениях традиционных и современных драматургов.

Павел Владимирович был благожелательным человеком, мог пошутить, время от времени озорно. Он обладал отменным вкусом и всегда элегантно одевался.

Сосед по даче в Снигирях, именитый певец И. С. Козловский, вспоминал, что многие МХАТовцы-мужчины носили однообразные стильные галстуки, подаренные К. С. Станиславским, считавшим, что артисты снаружи должны быть презентабельны всегда, не только лишь на сцене. В рассказе «Дерево не засохло», размещенном в «Литературной газете» Козловский писал, как в один прекрасный момент ему гласил Н. П. Баталов: «Да-да, прошу не удивляться — мы все в схожих галстуках. Константин Сергеевич заказал и подарил всем мужикам. Таковой галстук не только лишь у меня — и у Н. П. Хмелёва, и у Массальского, и у Ершова. И у многих других». И продолжал мемуары о П. В. Массальском: «И, вправду, артисты МХАТ были подчёркнуто элегантны в быту. Посреди их был и юный тогда Павел Владимирович Массальский. Так и видится он мне — умеренный, благожелательный, со собственной обычной светлой ухмылкой, с голосом приятного тембра. Припоминается: гласил чуток звучно. Думаю, что это бывает большей частью от застенчивости. Мне вообщем казалось, что Павел Владимирович всегда боролся с неодолимым чувством смущения, которое он испытывал перед своими величавыми учителями — Станиславским и Немировичем-Данченко. Видимо, он был должен превозмочь робость, чтоб сказать слово на сцене перед ними — его апостолами в искусстве, перед которыми он преклонялся, которым беспредельно верил».

В. Я. Вульф вспоминал о П. В. Массальском (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книжки «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8):

«Красивый, шикарно одетый, обожал испить, страшился собственной супруги, Найи Александровны, потрясающе преподавал в Школе-студии МХАТа, был заведующим кафедрой актёрского мастерства. Никогда не отличался особенным мозгом, но был с огромным чувством юмора, с ним было просто и забавно. В годы, когда Ефремов возглавил МХАТ, Массальский играл мало, на собственного бывшего ученика был обижен и в отличие от Прудкина никогда не поддерживал Ефремова. С Прудкиным они нередко игрались одни и те же роли, но Прудкин был артист более высочайшего класса. … В доефремовский период играл он сильно много, но в семидесятые годы начал болеть и погиб внезапно в 1979 году, когда ему было 75 лет. Его учениками были Доронина, Басилашвили, Евстигнеев, Миша Козаков, учеников он обожал и смотрел всегда, как складывается их судьба. Я сдружился с ним, когда он начал репетировать мой 1-ый перевод, шедший на сцене, — пьесу Уильямса „Сладкоголосая птица молодости“; он играл Шефа Финли, это не было большой фортуной, но разговаривать с ним было интересно». (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книжки «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8.)

А ах так вспоминал о П. Массальском сам О. Н. Ефремов:

«В ту пору, когда я близко его вызнал, поначалу в бытность мою студентом Школы-студии, а позже и по совместной работе в Художественном театре, конкретно Масальский представился мне тем человеком, который вносил в коллектив типичный духовный настрой. Внутренний свет, горевший в нём, помогал настроиться на светлый лад другим. В его присутствии, казалось, становилось радостнее и легче. Павел Владимирович не стеснял нас ни в чём, не ограничивал наших неумел ещё попыток и сходу вёл на гротеск — линию несусветную, но оправданную. Во время наших занятий был Павел Владимирович постоянно оживлен и остроумен, говорил случаи из жизни Художественного театра и собственной своей, откровенно делился с нами сомнениями. Ему удавалось неприметно стереть возрастные границы, существовавшие меж нами. Понятно, как нас все это трогало. Может быть, вот тогда я в первый раз ощутил тот особый духовный свет, который всегда нес внутри себя Павел Владимирович, и то сердечное тепло, которое он так щедро дарил людям». (ЕФРЕМОВ Олег. Всё тяжело… М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1992).

С 1947 года Массальский вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ, в 1970 году стал управлять кафедрой мастерства актёра. Доктор с 1961 года. Посреди его учеников Олег Басилашвили, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Александр Балуев, Геннадий Ялович, Миша Козаков, Борис Щербаков, Виктор Сергачёв, Виллор Кузнецов, Евгений Евстигнеев, Авангард Леонтьев, Виктор Мархасев.

После неожиданной погибели театрального преподавателя Б. И. Вершилова его группу студентов приняли Александр Михайлович Комиссаров и Павел Владимирович Массальский. Так у Массальского появились ученики, многие из которых составили будущую славу театра, это были: Жора Епифанцев, Владимир Высоцкий, Всеволод Абдулов, Геннадий Ялович, Валентин Никулин, Марина Добровольская, Роман Вильдан, Аза Лихитченко.

Борис Щербаков желал обучаться только у Массальского. Он вспоминает о поступлении:

Терять мне было нечего, я ворвался в аудиторию, где заседали педагоги, и закричал: «Пал Масалич! Я желаю у вас обучаться!» Не много того, что я устроил переполох, но ещё и спутал имя преподавателя. Все были в замешательстве. Но, видимо, то, что я при всех заявил, что желаю обучаться у Павла Владимировича Массальского, польстило известному преподавателю, он прослушал меня и принял. Через некоторое количество дней я уже занимался переводом из ленинградского института в Школу-студию МХАТ.

Евгений Евстигнеев вспоминал о собственном учителе:

Павел Владимирович Массальский сыграл огромную роль в моей актёрской судьбе. Если б не он, все могло бы быть по-другому: я не имел бы и той творческой среды, в какой нахожусь уже много лет, и тех друзей — огромных актёров, — которые оказывали влияние на меня, помогали обусловиться моему актёрскому сознанию.

Павел Владимирович обладал редчайшим умением создавать в нашем коллективе таковой локальный климат, в каком хоть какой из нас мог стопроцентно раскрыться и каждый ощущал себя просто и свободно. Мы принимали его не как учителя, как человека близкого: ему можно было довериться во всем. Он внушал нам: служить в искусстве — это означает не просто быть на сцене, а быть художником, который задумывается о жизни и препарирует её явления, ведет с людьми доверительный разговор. И люди в свою очередь начинают мыслить не о том, как актёр играет свою роль, а о том, что он желает сказать ею, осознают его «второй план».

Студенты Школы-студии МХАТ, которые обучались у Массальского раз в день встречались на упражнениях со своим мастером, он приходил к ним всегда свежайшим, подтянутым.

Павел Владимирович всю свою жизнь был дружен с отпрысками Ф. И. Шаляпина — Борисом и Фёдорвеем, всякий раз при приезде кого-либо из их в СССР устраивал им тёплые встречи.

Погиб Павел Владимирович 15 декабря 1979 года. Прощание с величавым актёром проходило в в помещении филиала MXAT. Для прощания пришло огромное количество актёров и зрителей, многие, если не все ученики Массальского. Когда дали слово Олегу Николаевичу Ефремову он произнес маленькую речь, которую окончил словами «Я постараюсь быть таким же великодушным, каким были вы…». Похоронили Павла Владимировича на 4-м участке Новодевичьего кладбища.

Признание и заслуги

  • орден Ленина (2.9.1974)
  • два ордена Трудового Красноватого Знамени (26.10.1948;30.10.1964)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за выполнение роли Василия Леонидовича Звездинцева в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого
  • народный артист СССР (1963)

Творчество

Роли в театре

  • 1925 — «Царь Фёдорвей Иоаннович» А. К. Толстого — Дмитрий Шуйский
  • 1927 — «Бронепоезд 14-69» — Канадский боец
  • 1934 — «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу — Джингль
  • 1938 — «Анна Каренина» Л. Н. Толстого — Алексей Кириллович Вронский
  • 1938 — «Безумный денек, либо Свадьба Фигаро» П. Бомарше — граф Альмавива
  • 1938 — «Горе от разума» А. С. Грибоедова — Алексей Степанович Молчалин
  • 1939 — «На дне» М. Горьковатого — Барон
  • 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — Чарльз Сэрфес
  • 1941 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах
  • 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Дантес
  • 1943 — «Русские люди» К. М. Симонова — Панин
  • 1945 — «Идеальный муж» О. Уайльда — лорд Горинг
  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смит
  • 1949 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Николай
  • 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Василий Леонидыч
  • 1956 — «Осенний сад» Л. Хелман — Николае Динери
  • 1957 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера— Лейстер
  • 1958 — «Три сестры» А. П. Чехова — Александр Игнатьевич Вершинин
  • 1958 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Леонид Андреевич Гаев
  • 1960 — «Чайка» А. П. Чехова — Борис Алексеевич Тригорин
  • 1962 — «Убийца» И. Шоу — Вокэн
  • 1963 — Без «вины виноватые» А. Н. Островского — Григорий Львович Муров
  • 1973 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского — Иван Иванович Городулин.

Фильмография

  • 1927 — Солистка его величества — Зубов, корнет
  • 1936 — Цирк — Франц фон Кнейшиц
  • 1937 — Гаврош — Монпарнас, вор
  • 1937 — Наш цирк (к/м фильм-концерт)
  • 1937 — Граница на замке — зарубежный офицер
  • 1938 — Борьба длится — Шпунк, штурмовик
  • 1939 — Высочайшая заслуга — корреспондент зарубежной газеты
  • 1943 — Лермонтов — Николай Мартынов
  • 1944 — Иван Суровый — Сигизмунд, польский повелитель
  • 1945 — Без вины виновные — Петя Миловзоров
  • 1949 — Сталинградская битва — южноамериканский журналист
  • 1951 — Незабвенный 1919-й — Вадбольский, полковник
  • 1960 — Воскресение — председатель суда
  • 1961 — Красные паруса — Лионель Грей
  • 1961 — Академик из Аскании — Юрий Дмитриевич Веригин, доктор Петровской академии
  • 1963 — Сейчас пусть уходит — сэр Джеффри Брок
  • 1964 — Гранатовый браслет — Его превосходительство, начальник Желткова
  • 1965 — Как Вас сейчас именовать? — генерал фон Рогге
  • 1966 — Старшая сестра — председатель приемной комиссии в ЛГИТМиК
  • Телеспектакли

  • 1952 — Школа злоречия — Чарльз Сэрфес
  • 1952 — На деньке — Барон
  • 1953 — Анна Каренина — Алексей Кириллович Вронский
  • 1966 — Гравюра на дереве — Эрнест Эрнестович
  • 1971 — Комплот — Джордан Лимен, президент США
  • 1972 — Неприятели — Захар Бардин
  • 1972 — Час жизни — генерал
  • 1973 — Королевская милость — Фердинанд I, правитель Болгарии
  • 1976 — Мария Стюарт — Роберт Дадли, граф Лестер
  • 1976 — На всякого мудреца достаточно простоты — Иван Иванович Городулин
  • 1977 — Чеховские странички (новелла «Юбилей») — Шипучин
  • 1978 — Сладкоголосая птица молодости — Шеф Финли
  • Прочитано 6806 раз