Пятикратная носительница Filmfare Award за наилучшую женскую роль. Рекордсменка данной номинации, единолично удерживавшая этот титул более 30 лет (до конца жизни и еще 20 лет посмертно), прямо до 2011 года, когда её «догнала» собственная племянница Каджол. В 1974 году получила правительственную заслугу Падма Шри.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Карьера
- 3 Заслуги и Номинации
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Нутан родилась в семье маратхи. Её отец — режиссёр и кинематографист Кумарсен Самарт (англ.)русск., мама — Шобхна Самарт (англ.)русск. была ведущей актрисой 1930—1940-х годов. Предки Нутан разошлись спустя 14 лет брака. Нутан — старшая из четырёх деток. У неё было две сестры, Тануджа и Чатура, и брат Джайдип. Тануджа (англ.)русск. и две её дочери Каджол и Таниша (англ.)русск., как и ранее бабушка Нутан Раттан Бай (англ.)русск. и двоюродная тетка Налини Джайвант (англ.)русск. актрисы кино на хинди.
С молодых лет Нутан проявляла энтузиазм к музыке и танцам. Она изучала Катхак и даже выступала на сцене. Она также обладала красивым голосом, что позволило ей самой исполнить песни в кинофильме Chhabili. В 1980-х она стала петь Бхаджан. Пение занимало значительную часть её времени до конца жизни. Сниматься в кино Нутан начала в 14 лет, ещё учась в школе. С 18 лет она проходила обучение в женском пансионе La Chatelainie в Швейцарии. В детстве Нутан считали дурнушкой из-за худобы и высочайшего роста, тогда как в то время предпочтения отдавались низким и полным девицам. Но это не воспрепядствовало ей, повзрослев, одолеть в конкурсе красы «Мисс Массури» в 1952 году.
11 октября 1959 года Нутан вышла замуж за лейтенанта-командера флота Раджниша Бехла. 14 августа 1961 года у пары появился отпрыск Мохниш Бехл (англ.)русск., потом также ставший актёром.
В 1989 здоровье Нутан усугубилось. У неё нашли рак легких, от которого она скончалась в феврале 1991 года.
Карьера
Нутан начала свою карьеру в кино в 1950 году с ролью второго плана в кинофильме Hamari Beti, поставленном её мамой. Хотя кинофильм не стал хитом, режиссёры увидели даму и стали предлагать другие роли. Последовавшие за первым фильмом, «Светильник должен гореть» (1951) и Nagina (1953) принесли ей 1-ый фуррор. Броско, что Nagina имел возрастной ценз, и Нутан не могла быть допущена к его просмотру, потому что тогда была несовершеннолетней.
После того, как несколько её кинофильмов провалилось в прокате, мама выслала её в пансион в Швейцарии. Возвратившись, Нутан получила главную роль в кинофильме Seema (1955) Амия Чакраборти (англ.)русск.. В нем она сыграла сироту Гаури, живущую со злыми и скупыми родственниками в качестве служанки и неверно обвиненную в воровстве. Будучи в очах общества преступницей, Гаури не может отыскать работу и голодает. Милиция препровождает её в исправительное учреждение — закрытый ашрам, где она встречает немолодого воспитателя Ашока (в выполнении Балраджа Сахни (англ.)русск.). Благодаря ему и новейшей подруге Патли, она не только лишь находит внутренний покой, но в ее жизни возникает надежда и любовь… Нутан в этом кинофильме жгучая, запальчивая, резкая. Ранее ни один из кинофильмов не давал ей роль таковой глубины и нрава, которые смогли бы произвести неизменное воспоминание на зрителя. Seema принесла актрисе её первую Filmfare Awards.
Нутан снималась как в фильмах с суровой темой, так и в легких романтических комедиях. Посреди последних хитом стал Paying Guest (1957) с Девом Анандом. Совместно с Нутан они образовали пользующуюся популярностью экранную пару и снялись ещё в 3-х фильмах: Baarish (1957), Manzil (1960) «Ромео и Джульетта. Новенькая история» (1963). В 1959 актриса снялась в кинофильме «Простофиля» (англ.)русск. совместно с Раджем Капуром.
Но в основном её талант открывали драматические роли. Так игра в кинофильме «Неприкасаемая» (1959) Бимала Роя принесла ей вторую Filmfare Award за наилучшую женскую роль. Это история о Суджате, девице из низшей касты, удочеренной семьей из высшей. Её происхождение становится главной неувязкой, когда она становится взрослой и собирается выйти замуж. Кинофильм был снят по рассказу Субодха Гхоша (англ.)русск. и выступал против практики сегрегации неприкасаемых, имея в качестве базы легенду о Чандалике, девицы из низшей касты, ставшей ученицей Будды. «Неприкасаемая» попал в политический контекст собственного времени и вошел в конкурсную программку Каннского кинофестиваля 1960 года.
Выйдя замуж, Нутан, как и многие актрисы тех пор, оставила кино, но после рождения отпрыска приняла решение возвратиться. Стойкая Кальяни, которую она сыграла в «Заключённой» (англ.)русск. (1963) всё такого же Бимала Роя, стала макетом героини индийского кино вровень с Радхой из «Мамы Индии». Нутан удалось изобразить бурные эмоции женщины-заключенной, не прибегая к риторике и лишней театральности. С грацией, достоинством и поразительным спокойствием она показала с экрана целую палитру чувств в сцене убийства. В 2010 журнальчик Filmfare занес роль Кальяни в перечень «80 Iconic Performances», а критики признали её наилучшей в карьере Нутан. «Заключённая» принесла актрисе третью Filmfare Awards.
В 1960-х годах Нутан стала одной из более почетаемых актрис собственного времени. Известные режиссёры Бимал Рой, Манмохан Десаи (англ.)русск., Радж Кхосла (англ.)русск. и Басу Бхаттачарья (англ.)русск. называли её собственной возлюбленной актрисой. Нутан работала практически со всеми звездами собственного времени, в числе их были Дев Ананд, Радж Капур, Балрадж Сахни, Сунил Датт (англ.)русск., Дхармендра, Дилип Кумар, Ашок Кумар и Кишор Кумар.
Она часто получала заслуги за выполнение ролей в таких фильмах как «Свидание» (англ.)русск. (1967), «Торговец» (англ.)русск. (1973) и «Внебрачный отпрыск» (1978). Последний кинофильм принес ей пятую Filmfare Award за наилучшую женскую роль, сделав рекордсменкой по количеству наград в данной номинации. Кроме этого, получив заслугу в возрасте 42-х лет, она стала самой старшей из лауреаток в момент получения премии. Нутан, может быть, единственная актриса собственного поколения, которая исполняла ведущие роли после сорока с постоянным фуррором.
Посреди 80-х, в силу возраста ей стали предлагать второстепенные роли матерей. Посреди её работ тех лет более успешными стали «Невинная жертва» (англ.)русск. (1985), «Имя» (1986) и «Карма» (1986). За роль в «Невинной жертве», режиссёром которой был Субхаш Гхаи, она получила Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана.
Её последний фильмом, вышедшим при жизни, стал «Месть именованием закона» (1989). Два её последних кинофильма: «Счастливчик» (1992) и «Человеколюбие» (1994) — вышли в прокат уже после её погибели.
Заслуги и Номинации
- 1957 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Seema»
- 1960 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Неприкасаемая» / «Суджата»
- 1961 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Мошенник»
- 1964 — Премия ассоциации бенгальских кино-журналистов — «Заключенная»
- 1964 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Заключенная»
- 1968 — Премия ассоциации бенгальских кино-журналистов — «Свидание»
- 1968 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Свидание»
- 1974 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Торговец»
- 1974 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Торговец»
- 1974 — Премия ассоциации бенгальских кино-журналистов — «Торговец»
- 1974 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Влечение»
- 1974 — Падма Шри за вклад в области кино
- 1979 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Внебрачный отпрыск»
- 1979 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Внебрачный отпрыск»
- 1986 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Невинная жертва»