Государственная кинопремия (1971)
Filmfare Awards (1966, 1968, 1994)
ID 0716851
Вахида Рехман (англ. Waheeda Rehman; род. 14 мая 1936 года, Ченгалпатту, Мадрасское президентство, Английская Индия) — индийская киноактриса. Снялась в более 80 фильмах на хинди, телугу и тамильском языках. Лауреат Filmfare Awards и Государственной кинопремии. Награждена правительственными заслугами Падма Шри и Падма Бхушан.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Карьера
- 3 Фильмография
- 4 Заслуги и номинации
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Биография
Вахида Рехман родилась 14 мая 1936 (по другим данным, 1939) года в Ченгалпатту (сейчас территория штата Тамилнад). Её отец был офицером Индийской административной службы, мусульманином по исповеданию. Кроме неё в семье было ещё три дочери. Когда семья переехала в Джайпур, Вахида посещала школу при монастыре Святого Иосифа. Предки позволили ей и её сестре Саиде учить традиционный танец бхаратнатьям, хотя в то время это не приветствовалось. После того как её отец скончался в 1948 году, Рехман получила 1-ое предложение сняться в кино, но её мама отказалась. Вахида уверила мама дать согласие, когда ей предложили принять роль в танцевальном номере кинофильма «Rojulu Marayi». В этот момент ей было всего 15 лет. Её мама ушла из жизни перед её дебютом Болливуде в 1955 году.
У Вахиды Рехман был длительный роман с режиссёром Гуру Даттом, который начался во время съёмок кинофильма «Жажда». Они расстались после провала их совместного кинофильма «Государь, госпожа и слуга» на Берлинском кинофестивале в 1963 году. Предполагаемыми причинами их личного и проф отдаления были также женатый статус Гуру Датта и фуррор Вахиды в фильмах других режиссёров.
27 апреля 1974 года Вахида Рехман вышла замуж за актёра Шаши Рекхи (сценическое имя Камалджит) с которым познакомилась на съемках кинофильма «Зачарованная» в 1964 году. Пара устроила умеренную церемонию никах в доме Вахиды в Бандре, а через семь лет после женитьбы они переехали на ферму в Бангалор. У их родилось двое малышей — отпрыск Сохейл (род. 1975) и дочь Кашви (род. 1976). 21 ноября 2000 года Шаши погиб после длительной заболевания.
В 1987 году, когда её детки направились обучаться в школу, Вахида совместно со собственной подругой Ашарафой Саттар занялась созданием сухих завтраков и организовали фабрику «Good Earth Foods». Потому что в связи с заболеванием супруга Рехман переехала в Мумбаи, в 2005 году она продала своё дело компании «Avestha Gengraine Technologies». С 2000 года Вахида Рехман является послом хорошей воли публичной организации «Pratham», занимающейся вопросами детского образования.
Киноисторик Насрин Мунни Кабир (англ.)русск. заявила, что собирается написать книжку о Вахиде Рехман. Дочь Рехман, Кашви, поведала, что «Книжка планируется как расширенное интервью с матерью, с смешными фактами о её фильмах».
Карьера
Свои 1-ые роли Вахида Рехман сыграла в телугуязычных фильмах Jayasimha и Rojulu Marayi (оба 1955). Последний из их стал хитом почти во всем благодаря её танцевальному номеру. На вечеринке по случаю фуррора кинофильма её увидел режиссёр Гуру Датт и позже пригласил в Бомбей. Начало её карьеры Болливуде фактически вполне состоит из кинофильмов, в каких Гуру Датт был продюсером, режиссёром или актёром. Он был продюсером «Детектива» (1956) Раджа Хослы, её первого кинофильма на хинди с Девом Анандом в главной роли. Эта роль не была главной, как и её прошлые, но выполнение песни «Kahin pe nigahen», когда она старается совратить злодея и дать возможность герою скрыться, позволило ей показать необычную подвижность лица и талант танцовщицы.
Ей первой главной ролью стала путана Гулабо в кинофильме Гуру Датта «Жажда» (1957). После Вахида Рехман снялась ещё в нескольких его фильмах, в множестве которых «Бумажные цветочки» (1959), «Луна 14-й ночи» (либо «Полная луна») и «Государь, госпожа и слуга» (1962).
Кроме Гуру Датта, Вахида отлично сработалась с Девом Анандом. После «Детектива» пара выпустила такие хиты, как «Шестнадцатый год» (1958) и «Чёрный рынок» (1960). Продюсером последнего кинофильма был сам Дев Ананд (компания Navketan Films), а режиссером — младший брат Дева — Виджай Ананд. В кинофильме также снимался старший брат Дева — Четан Ананд ( в итоге чего кинофильм стал единственным, где повстречались сходу трое братьев Анандов). Но их партнерство достигнуло зенита с фильмом «Святой» (в другом переводе «Экскурсовод», 1965). Тут она сыграла Рози — танцовщицу, которая уходит от императивного постылого супруга к юному привлекательному экскурсоводу. Было много колебаний по поводу того, воспримут ли зрители такую героиню, но Вахида отважилась на риск. И конкретно этот кинофильм принес ей первую Filmfare Award за наилучшую женскую роль. Роль Рози Вахида Рехман считает наилучшей в собственной карьере.
В тот же период Вахида работала с Сатьяджитом Раем в «Поездке» (1962) в паре с Сумитрой Чаттерджи. В кинофильме она должна была гласить на ломаном бенгали, так как её персонаж, Гулаби, живет на границе Бангладеш. Потому что актриса не знала бенгальского языка, режиссёр раздобыл для неё записи диалогов и позволил попрактиковаться.
Одно из ярких проявлений её таланта состоялось в 1967 году в «Третьей клятве» Басу Бхаттачарии, где главную мужскую роль исполнил Радж Капур. Ранее они уже снимались совместно в «Одно сердечко — сотка горестей». В «Третьей клятве» Вахида Рехман играет Хиру Бай, певицу и танцовщицу, добирающуюся в скрытой арбе героя Раджа Капура на ярмарку, где она планирует выступить. Путь в повозке занимает 30 часов, но для героев они пролетают в один момент. Её героиня, раскованная исполнительница театра наутанки (англ.)русск., поначалу смущена, а потом очарована невинным покровительством и рыцарством головного героя. Играя актрису и танцовщицу, Рехман смогла показать свое поразительное танцевальное мастерство в целом ряде сценических номеров. Но наибольшее воспоминание производит ее тончайшая игра в лирических и драматических сценах. Мукул Кесаван (англ.)русск. написал в статье для Telegraph, что «её превосходная способность играть персонажей, которые живут на либо за строго охраняемой в хинди кино границей респектабельности, никогда не была лучше выражена».
В 1967 году ей предложили поменять Виджаянтималу на съемках кинофильма «Рам и Шиам» с Дилипом Кумаром. Кинофильм имел коммерческий фуррор, и за эту роль она была номинирована на Filmfare 2-ой раз, но премию не выиграла. Её третью номинацию и вторую статуэтку Filmfare Award за наилучшую женскую роль она получила за игру в кинофильме «Голубой лотос» (1968). В 4-ый раз Вахида была номинирована на Filmfare после кинофильма «Молчание» (1969), где она исполнила роль медсестры в поликлинике для сумасшедших, куда помещают героя Раджеша Кханны.
В 1972 году она получила Национальную кинопремию за роль в ленте «Решма и Шера» (1971), истории раджастанских Ромео и Джульетты, снятой посреди песков пустыни в престижной тогда на Западе эстетике спагетти-вестерна. Тут её партнером бы Сунил Датт, вкупе с которым они ранее снимались в «Позвольте мне жить» (1963) и Kohra (1964). На съемках Вахиде и другим актерам пришлось работать в томных критериях. Съемочная группа несколько месяцев жила среди пустыни в палатках, а в одной сцене Рехман должна была стоять с босыми ногами на солнце в течение часа без какого-нибудь зонта, без воды, когда температура была близка к 40-45 °C.
С конца 1970-х годов, после того как в Phagun (1973) она сыграла мама Джаи Бхадури, ей стали предлагать только второстепенные роли матерей. Вахида Рехман игралась мама Амитабха Баччана 5 раз (при этом, в 2-ух случаях Амитабх играл сразу отца и отпрыска, так что Вахида приходилась его персонажам и супругой, и мамой в одном кинофильме).
В 1980-х и 90-х годах, она воспринимала всё в меньшей и меньшей степени предложений о съемках, занимаясь поначалу воспитанием деток, а потом маркетингом собственного бренда хлопьев и проводя свои деньки на ферме в Бангалоре. После выхода кинофильма «Мгновения любви» (1991), Вахида покинула синематограф и возвратилась к съёмкам только через 11 лет в 2002 году, снявшись в фильмах «Душевная близость» (2002), «Вода» (2005), «Цвет шафрана» (2006) и «Дели-6» (2009).
В 2005 году, спустя более 40 лет после «Поездки», Вахида Рехман вновь повстречалась на съемочной площадке с Сумитрой Чаттерджи в кинофильме «Парк авеню 15» Апарны Сен.
Фильмография
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1955 | ф | Alibabhavum Narpathu Thirudargalum | танцовщица | |
1955 | ф | Rojulu Marayi | ||
1955 | ф | Jayasimha | ||
1956 | ф | Детектив | C.I.D. | Камини |
1957 | ф | Жажда | Pyaasa | Гулабо |
1958 | ф | Шестнадцатый год | Solva Saal | Ладж |
1958 | ф | В полночь | 12 O'Clock | Бани Чодхари |
1959 | ф | Бумажные цветочки | Kaagaz Ke Phool | Шанти |
1960 | ф | Чёрный рынок | Kala Bazar | Алка Синха |
1961 | ф | Царица красы и повелитель воров | Roop Ki Rani Choron Ka Raja | |
1961 | ф | Луна 14-й ночи | Chaudhvin Ka Chand | Джамила |
1962 | ф | Государь, госпожа и слуга | Sahib Bibi Aur Ghulam | Джаба |
1962 | ф | Притча, рассказанная на ночь | Baat Ek Raat Ki | Нила / Мина |
1962 | ф | Поездка | Abhijaan | Гулаби |
1963 | ф | Позвольте мне жить | Mujhe Jeene Do | Чамелиджан |
1963 | ф | Одно сердечко — 100 любовных историй | Ek Dil Sao Afsane | Сунита |
1964 | ф | Зачарованная | Shagoon | Гита |
1965 | ф | Святой | Guide | Рози Марко / Налини |
1966 | ф | Dil Diya Dard Liya | Рупа | |
1967 | ф | Рам и Шиам | Ram Aur Shyam | Анджана |
1967 | ф | Каменное сердечко | Patthar Ke Sanam | Таруна |
1967 | ф | 3-я клятва | Teesri Kasam | Хира Баи |
1968 | ф | Голубой лотос | Neel Kamal | Раджкумари Нил Камал / Сита |
1968 | ф | Противоборство | Baazi | |
1968 | ф | Человек | Aadmi | Мина |
1969 | ф | Молчание | Khamoshi | медсестра Радха |
1970 | ф | Горьковатая правда | Man Ki Aankhen | Гудди (Гита) |
1970 | ф | Dharti | Джвала / принцесса Читралекха | |
1970 | ф | Война и любовь | Prem Pujari | Суман Мехра |
1971 | ф | Man Mandir | Кришна / Радха | |
1972 | ф | Жизнь, жизнь | Zindagi Zindagi | Мита Шарма |
1972 | ф | Сердечко раджи | Dil Ka Raaja | Лакшми |
1972 | ф | Решма и Шера | Reshma Aur Shera | Решма |
1976 | ф | Правосудие | Aadalat | Радха |
1976 | ф | Любовь — это жизнь | Kabhi Kabhie - Love Is Life | Анджали Малхотра |
1978 | ф | Трезубец бога Шивы | Trishul | Шанти |
1980 | ф | Пламя ненависти | Jyoti Bane Jwala | Малти |
1980 | ф | Искупление / Вулкан | Jwalamukhi | Савита Деви |
1982 | ф | Квартирант | Namkeen | Джоти |
1982 | ф | Преданный слуга | Namak Halaal | Савитридеви |
1982 | ф | Как спасти любовь? | Sawaal | Анджу |
1982 | ф | Божественная кара | Dharam Kanta | Радха Сингх |
1983 | ф | Жаждущие взгляды | Pyaasi Aankhen | |
1983 | ф | Himmatwala | Савитри | |
1983 | ф | Умопомрачительный | Mahaan | Джанаки |
1983 | ф | Бубенчики | Ghungroo | Ранима |
1983 | ф | Носильщик | Coolie | Салма |
1984 | ф | Санни | Sunny | Гаятри |
1984 | ф | Факел | Mashaal | Судха Кумар |
1984 | ф | Змеиный бог | Maqsad | Шарда |
1986 | ф | Выручилённый Богом | Allah-Rakha | юрист Салма Анвар |
1989 | ф | Чандни | Chandni | миссис Кханна |
1991 | ф | Мгновения любви | Lamhe | Даи Джа |
2002 | ф | Духовная близость | Om Jai Jagadish | Сарасвати Батра |
2005 | ф | Вода | Water | Бхагавати |
2005 | ф | Я не убивал Ганди | Maine Gandhi Ko Nahin Mara | Кханна |
2005 | ф | Парк авеню 15 | 15 Park Avenue | мама |
2006 | ф | Луна в окружении звёзд | Chukkallo Chandrudu | бабушка Арджуна |
2006 | ф | Цвет шафрана | Rang De Basanti | миссис Радход |
2009 | ф | Дели-6 | Delhi-6 | Аннапурна Мехра |
Заслуги и номинации
- 1963 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Господин, госпожа и слуга»
- 1967 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Святой» / «Экскурсовод»
- 1968 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Рам и Шиам»
- 1968 — Bengal Film Journalists' Association Awards за наилучшую женскую роль в кинофильме на хинди — «Третья клятва»
- 1969 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Голубой лотос» / «Нилкамал»
- 1971 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Молчание»
- 1972 — Государственная кинопремия за наилучшую женскую роль — «Решма и Шера»
- 1972 — Падма Шри за вклад в области кино
- 1977 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Любовь – это жизнь»
- 1983 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Квартирант»
- 1992 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Мгновения любви»
- 1994 — Filmfare Award за бессрочные заслуги
- 2011 — Падма Бхушан за вклад в области кино
- 2013 — Индийский деятель столетия на Международном Индийском фестивале