Содержание
- 1 Биография
- 2 Заслуги
- 3 Мемориал Рерихов
- 4 Фильмография
- 4.1 Художник-оформитель
- 4.2 Актриса
- 4.3 Продюсер
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Девика Чоудхури (Рани — артистичный псевдоним) была правнучкой родной сестры Рабиндраната Тагора. Её отец, полковник М. Н. Чоудхури, был первым индийским начальником мед управления Мадраса (с 1996 Ченнай).
Обучалась в Лондоне в личной школе. Сразу изучала разные искусства (музыка, театр, дизайн, архитектура). Уже в школе получила премию Царской Академии драматического искусства. После окончания школы поступила по конкурсу на учёбу в Царскую академию драматических искусств (англ.)русск. (RADA) и в Царскую академию музыки (англ.)русск.. Закончила курсы прикладного искусства. Работала в Лондоне в художественной студии по росписи ткани.
Учавствовала в первой широковещательной передаче Би-Би-Си, вела 1-ые коротковолновые радиопередачи Би-Би-Си на Индию. В 1926 году начала работать в синематографе как художник-оформитель (кинофильм «Свет из Азии» о жизни Будды Шакьямуни).
Святослав Рерих«Девика Рани Рерих». 1951. Муниципальный музей Востока
1-ый супруг (с 1929 по 1940) — Химаншу Рай (англ.)русск. (1892—1940), один из пионеров индийского кино. Конкретно Рай увидел в Рани актрису. После выхода кинофильма Карма (1933) Девика Рани стала звездой первой величины. Снималась на студиях Англии и Германии. После захвата нацистами власти в Германии супруги возвратились в Индию (тогда Английская Индия) и основали в 1934 году первую в стране звуковую студию Bombay Talkies (англ.)русск.. После погибели Рая Девика Рани как глава студии запустила в создание несколько кинофильмов, из которых большим фуррором воспользовался Кисмет (1943). В 1945 году оставила синематограф.
В 1944 году Девика Рани повстречалась с художником Святославом Рерихом, младшим отпрыском Николая Рериха, когда в работе над одним из кинофильмов пригодились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику. В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в равнине Куллу (англ.)русск.. Во время женитьбы все 365 расположенных в равнине храмов прислали собственных представителей встречать Девику. Девика Рани не только лишь стала соратницей собственного супруга в исследовании индийской культуры и фольклора, она была его музой.
Государственный фаворит Индии и поэтесса Сароджини Найду, соратница Ганди, именовала Девику «магическим романтичным цветком».
Заслуги
В 1958 году президент Индии присвоил Девике Рани заслугу Падма Шри, четвёртую из высших муниципальных наград Индии. В 1970 году она первой была награждена Премией имени Дадасахеба Фальке — высшей заслугой Индии за вклад в киноиндустрию).
Забугорные заслуги — русская премия имени Дж. Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984).
Мемориал Рерихов
В 1993 году, после погибели Святослава Рериха и за год до собственной погибели, для сохранения и развития духовного и вещественного наследства семьи Рерихов в Индии, Девика Рани Рерих основала Интернациональный Мемориальный Трест Рерихов (ММТР). ММТР находится в селении Наггар в равнине Куллу (англ.)русск. (штат Химачал Прадеш, округ Куллу).
На местности ММТР, недалеко от места кремации Николая Рериха, находится место кремации Девики Рани Рерих. Конкретно тут, под липами, привезенными из Европы и посаженными в своё время самими Рерихами, на малеханькой скамеечке больше всего обожала отдыхать Девика Рани, и сюда же она завещала захоронить часть собственного праха. На месте захоронения установлена обычная каменная плита со знаком «Ом» и её именованием.
Фильмография
Художник-оформитель
- Свет из Азии, режиссёр Химаншу Рай (англ.)русск.
Актриса
- Судьба либо Карма, режиссёр J.L. Freer-Hunt (1933)
- Jawani Ki Hawa, режиссёр Франц Остен (1935)
- Miya Bibi, режиссёр Франц Остен (1936)
- Mamta, режиссёр Франц Остен (1936)
- Jeevan Naya, режиссёр Франц Остен (1936)
- Janmabhoomi, режиссёр Франц Остен (1936)
- Achhut Kanya (Неприкасаемая) , режиссёр Франц Остен (1936)
- Savitri, режиссёр Франц Остен (1937)
- Jeevan Prabhat, режиссёр Франц Остен (1937)
- Izzat, режиссёр Франц Остен (1937)
- Дурга, режиссёр Франц Остен (1939)
- Anjaan, режиссёр Амия Чакраборти (1941)
- Hamari Baat, режиссёр M.I. Dharamsey (1943)
Продюсер
- Пунар Милан (1940)
- Джхула (1941)
- Ная Сансар (1941)
- Басант (1942)
- Кисмет (1943)