Мария Николаевна Ермолова (3 (15) июля 1853, Москва — 12 марта 1928, Москва) — одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим эталонам и противостоящих окружающей непристойности. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). 1-ая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Столичный драматический театр.
Супруг — Николай Петрович Шубинский (1853—1921) — депутат Гос думы III и IV созывов, узнаваемый столичный присяжный поверенный, юрист и юрист.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Память
- 3 Роли в театре
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Н. А. Ермолова; дед Алексей Семенович Ермолов был в своё время крепостным скрипачом князей Волконских, получив свободную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и собственных деток устроил на то же поприще. Его отпрыск Николай Алексеевич, до того как стать суфлёром, был драматическим артистом и создателем нескольких водевилей, шедших на сценах Столичной императорской труппы, но особенным талантом его творчество отмечено не было.
В 1862 году Мария была отдана в балетный класс Столичного театрального училища. Особенных возможностей к балету она не нашла, но участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова была свидетельницей творчества огромнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в каких раскрывалось огромное драматическое дарование Ермоловой.
В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского. Это была её 1-ая роль, но она ещё не принесла ей фуррора.
По мемуарам С. Н. Дурылина «ценой несусветных усилий она достигнула того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на некий „пробе“ в училище, — и неловкая девченка на очах у всех в один момент преобразилась во императивную кросотку, в гордую повелительницу».
В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в собственном бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого свершилась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощнейший сценический характер и изумительную искренность.
В 1871 году Ермолова окончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В 1-ые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли ветреных дам в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, приемущественно трагическое и геройское, не получало собственного раскрытия.
В период 1870—1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы, в том числе с актёром Шубинским, своим будущим супругом, который обучался на юридическом факультете, собираясь предназначить праву свою будущую деятельность. В это время Ермолова начала играть истинные роли, которые ей увлекательны, которые её увлекают. В 1873 году она исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью длилась пару лет. Катерина Ермоловой подымалась над бытом, жила в своём мире любви и желаний; это была российская дама, исполненная внутренней силы и готовности к геройскому самопожертвованию.
Спустя три года на своём бенефисе Ермолова игралась Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Вот что писал об этой роли Н. И. Стороженко:
«Бывшим на этом спектакле до сего времени памятно то глубочайшее, классное воспоминание, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледноватая, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает люд к восстанию против губернатора, экстаз публики дошёл до интереса… В этой роли вылилась полностью страстная любовь к свободе и более страстная ненависть к деспотии, которая окутала собой молодую душу артистки. Как будто электронная цепь соединила сейчас сердечко артистки с сердцами тыщи зрителей, и они соединились с ней в одном чувстве».
В 1890-е годы играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горьковатого. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горьковатого о противоборстве 2-ух дам различного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старенькую и мудрейшую. Много занималась в училище с актёрами. Получила звание народной артистки. В 1921 погибает супруг и спустя 2 года в 1923 актриса уходит со сцены. Она была одинока, не достаточно кого воспринимала. В 1928 году заснула и больше не пробудилась.Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, вслед за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ. На месте начального захоронения под старым дубом установлен памятный символ.
Память
Почтовая марка СССР, 1957 год Могила Ермоловой на Новодевичьем кладбище- В 1986 году в коттедже на Тверском бульваре — монументе истории, построенном в 1773 году, где жила величавая актриса, был сотворен Дом-музей М.Н. Ермоловой — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина
- Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Столичный драматический театр.
- В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ермоловой.
Роли в театре
- 1866 — «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского — Фаншетта
- 1870 — «Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга — Эмилия Галотти
- 1871 — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина — Лидочка
- 1871 — «Тартюф» Мольера — Марианна
- 1873 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина
- 1876 — «Овечий источник» Лопе де Вега — Лауренсия
- 1876 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева
- 1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Юлия Тугина
- 1878 — «Ричард III» У. Шекспира — леди Анна
- 1878 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия (потом в 1891 г.)
- 1879 — «Уриэль Акоста» Гуцкова — Юдифь
- 1879 (?) — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева — Лонина
- 1879 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса
- 1879 — «Мария Тюдор» В. Гюго — Мария I Тюдор
- 1881 — «Таланты и фанаты» А. Н. Островского — Негина
- 1883 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша
- 1883 — «Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия
- 1884 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера — Иоанна Д’Арк (игралась эту роль 18 лет)
- 1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт
- 1886 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Эстрелья
- 1887 — «Зимняя притча» У. Шекспира — Гермиона
- 1889 — «Татьяна Репина» А. С. Суворина (об актрисе Евлалии Кадминой), поставлена 16 января в Малом театре — Евлалия Кадмина
- 1889 — «Эрнани» В. Гюго — донья Соль
- 1890 — «Федра» Ж. Расина — Федра
- 1892 — «Сафо» Ф. Грильпарпера — Сафо
- 1896 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет
- 1902 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния
- «Без вины виновные» А. Н. Островского — Кручинина
- «Приведения» Х. Ибсена — фру Альвинг
- «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — королева Марфа
- 1918 — «Декабрист» П. П. Гнедича — княжна Плавутина-Плавунцева