По первому супругу Глухарева, по второму браку Гусева.
Родная сестра: драматическая актриса той же Петербургской труппы Екатерина Ежова; на той же сцене служила ещё одна сестра Мария (Марья).
Лена Ивановна Ежова, как и её сестры, была отдана обучаться в Петербургскую театральную школу, и ещё ученицей в первый раз вышла на сцену в 1806 году, исполнив роль Фетиньи в опере «Мельник — чернокнижник, обманщик и сват» М. М. Соколовского. Закончив театральную школу в 1809 году, сходу была определена в оперную часть Петербургской императорской труппы. Кроме академических оперных ролей исполняла народные песни. Всю свою творческую жизнь она выступала на сцене Огромного Каменного театра — поначалу как оперная певица, а с годами (в 1820-х гг.) вполне перебежала в драматическую часть.
Была драматической актрисой смешного амплуа, создавая на сцене в главном образы простолюдинок: солдаток, кухарок, нянь, свах, сварливых баб. Современная критика называла различительными качествами дарования актрисы «внешнюю выразительность, искренность тона, достояние речевых интонаций и ярко подчеркнутую типичность» и оценивала её воздействие на последующие поколения драматических актрис: её «влияние очень велико: ряд больших артисток, как Ю. Н. Линская, М. М. Александрова, В. В. Стрельская, при выполнении дамских смешных ролей следовали традициям Гусевой».
Всего прослужила на Петербургской императорской сцене более 40 лет. Погибла на сцене, играя в комедии Сухонина «Русская свадьба».
Музыкальный репертуар исполняла п/у К. Кавоса.
Посреди оперных партий:
- 1807 — «Русалка» С. И. Давыдова либо К. Кавоса — Велида (1-ая исполнительница)
- 1809 — «Девишник, либо Филаткина свадьба» А. Н. Титова — Соломонида (1-ая исполнительница)
- 1818 — «Новый бедлам, либо Прогулка в дом сумасшедших» Л. В. Маурера — Аглая (1-ая исполнительница)
- 1818 — «Опрокинутые повозки» Ф. А. Буальдьё — Г-жа Аврора де Глисенвий (в первый раз на российской сцене)
- 1819 — «Мельник — чернокнижник, обманщик и сват» М. М. Соколовского — Фетинья (в первый раз в петербургском Большенном театре)
- 1820 — «Новая суматоха, либо Женихи чужих невест» К. Кавоса — Галчина (1-ая исполнительница)
- 1821 — «Суженого конём не объедешь, либо Нет худа без добра» Л. Маурера — Гримардо (1-ая исполнительница)
- 1822 — «Карантин» А. Н. Верстовского и Л. В. Маурера — Бригадирша Арбатова
- 1823 — «Продажная одноколка» Ф. Е. Шольца — Андроновна (в первый раз в Петербурге)
- 1823 — «Лунная ночь, либо Домовые» А. А. Алябьева — Трусимова (1-ая исполнительница)
- 1827 — «Моя супруга выходит замуж» А. Алябьева и А. Н. Верстовского — Госпожа Бонишон (в первый раз в Петербурге)
Посреди драматических ролей:
- «Двоемужница, либо Для чего пойдешь, то и найдешь» А. А. Шаховского — сваха Кузьминична (1-ая исполнительница)
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина — Еремеевна
- 19 апреля 1836 года — «Ревизор» Н. В. Гоголя — слесарша Пошлепкина (1-ая исполнительница)
- 9 декабря 1842 — «Свадьба» — сваха Фёкла (1-ая исполнительница)
- 20 января 1884 — «Без вины виновные» А. Н. Островского — Аннушка (в первый раз в Санкт-Петербурге)
Не считая того, на счету Лены Ивановны огромное количество водевильных ролей репертуара 1830—1840 гг.
Партнёры: Е. П. Бобров, А. И. Вальберхова, М. В. Величкин, Я. С. Воробьев, К. И. Гамбуров, Фёдорвей Григорьев, А. П. Долбилов, Е. М. Карайкина, Г. Ф. Климовский, М. С. Лебедев, А. Поляков, А. Е. Пономарев, Х. Ф. Рахманова, Е. В. Рыкалова, В. М. Самойлов, С. В. Самойлова, Н. С. Семёнова, Е. Я. Сосницкая, М. А. Чудин, Василий С. Шарапов, В. А. Шемаев, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, А. И. Афанасьев, Н.О.Дюр, В.Н. Асенкова, Григорьев 1-й, Григорьев 2-й, П.И. Толченов, П.К.Бормотова, Н.Г.Беккер, Л.П.Фалеев и мн.др.
Литература
- Селиванов Н. А., Е. И. Гусева, «Ежегодник императорских театров», СПб, 1894—1895, приложение, кн. 1
- Каратыгин П., Записки, СПб, 1880, нов. изд. в 2 тт., Л., 1930;
- Памяти Е. И. Гусевой. «Ежегодник императорских театров», СПб, 1902 — 03, кн. 3
- Борисоглебский М. Прошедшее балетного отделения Петербургского театрального училища. — Л., 1938. Т. 1. С. 352.