Вторник, 09 июня 2015 19:50

Каратыгина Александра Михайловна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Александра Михайловна Каратыгина
Имя при рождении:

Александра Михайловна Колосова

Когда родилась (Дата рождения):

4 16 февраля 1802 1802-02-16

Когда умерла (Дата смерти):

7 19 марта 1880 1880-03-19 78 лет

Кто по профессии:

актриса

Какое имеет гражданство:

Российская империя

В каком амплуа:

трагическая актриса

В каких театрах играла:

Александринский театр, Петербург

Роли:

Мария Стюарт, Елена Глинская


Биография актрисы Каратыгина, Александра Михайловна

Алекса́ндра Миха́йловна Караты́гина, до замужества более популярная как Колосова (4(16).2.1802 — 7(19).3.1880) — дочь танцовщицы Е. И. Колосовой, супруга трагика Василия Каратыгина — драматическая актриса.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Роли
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Преподаватели: А. А. Шаховской и П. А. Катенин.

Удачно дебютировала ролью Антигоны в катастрофы Озерова «Эдип в Афинах» 16 декабря 1818 года, потом 30 декабря — в роли Моины в «Фингале» Озерова.

Тогда же, в 1818 году сыграла Эсфирь в катастрофы Расина и официально была зачислена 1 марта 1819 г. на Санкт-Петербургскую сцену Императорских театров, на которой игралась до 1845 года (по другим источникам — 1844).

Каратыгина первой из российских актрис побывала за границей, брала в Париже уроки драматического мастерства у Тальма и Марс.

«8 июня 1822 г. она уехала с мамой за границу и провела целый год в Париже, где обучалась у известной французской артистки m-lle Марс, высококлассной исполнительницы Мольеровских ролей. Возвратившись в Петербург, Колосова 27 ноября 1823 г. выступила в роли Селимены („Человеканенавистник“ Мольера). Естественность и простота выполнения этой роли, неслыханная дотоле на российской сцене, привели публику в экстаз; с того времени Колосова стала выступать в большей степени в так именуемой высочайшей комедии» см. Биографический словарь.

Новенькая французская драма, с 1830-х показавшаяся и русской сцене, отыскала в Каратыгиной красивую исполнительницу. Каратыгина сделала в русском театре так именуемую высшую комедию; имела большой фуррор в Мольеровском репертуаре.

Как докладывала Русская театральная энциклопедия, «Пушкин в статье „Мои замечания об российском театре“ (1820) отмечал недочет естественности и простоты в игре К.» и написал эпиграмму «На Колосову» и выполнение ею роли Эсфири в пьесе Расина:

Все пленяет нас в Эсфири: Упоительная речь, Поступь принципиальная в порфире, Кудряшки темные до плеч, Глас ласковый, взгляд любови, Набеленная рука, Размалеванные брови И большая нога!

Правда, чуток позднее величайший поэт загладил свою вину перед «волшебницей прекрасной» в послании «К Катенину» (1821):

Кто мне пришлет ее портрет, Черты волшебницы прелестной? Талантов поклонник страстный, Я до этого был ее поэт. С досады, может быть, неправой, Когда одна в дыму кадил Кросотка блестела славой. Я свистом гимны заглушил. Погибни злости миг единый, Погибни лиры неверный звук: Она виновата, милый друг, Пред Селименой и Моиной. Так ветреной душой, О боги! смертный вас поносит; Но скоро трепетной рукою Вам жертвы новые приносит.

(Селимена — роль Колосовой в комедии Мольера «Мизантроп»; Моина — её роль в катастрофы Озерова «Фингал»).

«Пушкин обращается к Катенину, как к учителю Колосовой по драматическому искусству и как к общему их другу, не решаясь писать прямо ей после их размолвки из-за его эпиграммы», — разъясняет комментарий Т. Г. Цявловской.

В феврале 1827 года она вышла замуж за В. A. Каратыгина.

Чета именитых актёров была знакома с самыми именитыми людьми времени — Пушкиным, Грибоедовым, Крыловым, Одоевским, Рылеевым, Кюхельбекером, с декабристами. Но при всем этом нужно держать в голове о многослойности и условностях времени: актёрская профессия ещё длительно числилась непрестижной в высшем обществе, и хотя самым известным слугам Мельпомены удавалось вырваться из собственного круга, для потомственных аристократов они оставалсь «комедиантами».

Со времени открытия Александринского театра в Петербурге (1832 г.) она вкупе с супругом игрались главные роли на этой сцене.

В её репертуаре огромное количество ролей традиционных драм, которые она искрометно исполняла не только лишь на российском, но игралась и на французском языке. Оставила сцену в 1844 либо 1845 году.

Занималась литературной деятельностью: перевела с германского драму писательницы Шарлотты Бирх-Пфейфер «Эсмеральда» и написала «Воспоминания» («Русский Вестник», 1881, № 4 и 5)

Похоронена на Смоленском православном кладбище.


Роли

  • 1818 — «Эдип в Афинах» Озерова, 1818 — Антигона
  • 1818 — «Фингал» Озерова — Моина
  • 1819 — «Заира» Вольтера — Заира
  • Эсфирь («Эсфирь» Расина, 1819),
  • Камилла («Горации» Корнеля, 1823);
  • Мария Стюарт (Шиллера, 1834),
  • Мария («Мария, либо Три эры из жизни женщины» (Ансело, 1837),
  • госпожа де Лери («Женский мозг лучше всяких дум», «Каприз» Мюссе, 1837),
  • Лена Глинская («Елена Глинская», Полевого, 1842) .

Прочитано 5205 раз