Биографиия
Сначала Самойловой 1-й называлась её мама, а Надежда Васильевна называлась Самойлова 2-я, и многие старенькые артисты Александринки так и продолжали её именовать, но «после ухода мамы в отставку, с октября 1843 года, Надежда Васильевна значилась Самойловой 1-й, а Вера Васильевна — Самойловой 2-й. Так они и живут в истории российского театра» (цитируется по: Петербургский театральный журнальчик, № 24, 2001, создатель Татьяна Золотницкая).
Принадлежала к известной актёрской семье Самойловых. Дочь Василия Михайловича и Софьи Васильевны Самойловых, сестра Василия Васильевича, Веры Васильевны, Марии Васильевны Самойловых. Её племянники — известные артисты петербургского Александринского театра Николай Васильевич Самойлов 2-й и Павел Васильевич Самойлов, племянница — выдающаяся драматическая актриса Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова.
Совместно с сёстрами закончила пансион для великодушных девиц госпожи Ферай. Пению училась в Петербургском театральном училище у Ф. Даль-Окки. В 1838—1859 годах работала в Александринском театре, дебютировав в роли Веры — водевиль «Матушкина дочка» П. И. Григорьева. Сразу выступала в операх и драматических постановках.
Петербургский театральный журнальчик, № 24, 2001, создатель Татьяна Золотницкая: «Дом Самойловых, невзирая на серьезный патриархальный уклад, был заполнен обоюдной любовью, радостью и теплом. Но в 1839 году, когда Вере ещё не минуло пятнадцати, в Финском заливе утоп отец. Жизнь семьи поменялась. Поток гостей, не прекращавшийся при хлебосольном Василии Михайловиче, иссяк. Ну и Софья Васильевна, оставшись с дочерьми-девицами: старшей, Любовью, взявшей на себя ведение хозяйства, и младшими — Надей и Верой (другие малыши жили своими домами), боялась новых знакомств и ненужных визитов. Переехали в квартиру гораздо меньше. Вера и Надежда, уже актрисы, ещё длительно жили в одной комнате, где, заткнув уши, учили роли».
Современники говорят, что правитель Николай I так ценил эту актёрскую семью, что в один прекрасный момент сам приехал к ним на дачу.
"А в один прекрасный момент из Елагина Дворца Николай прибыл верхом (без сопровождения) на Крестовский полуостров, расспросил у лавочника путь к даче, где поселились Самойловы, и пару минут, гарцуя на жеребце, дискутировал с выбежавшими на балкон Софьей Васильевной и 2-мя её младшими дочерьми. Что все-таки до лавочника, то это событие, похоже, стало основным в его жизни: ведь Сударь говорил с ним с глазу на глаз! По свидетельству В. А. Крылова, «лавочник ощутил себя маленькою знаменитостью, расписал для себя новейшую вывеску и позже длительно говорил встречному-поперечному о своём разговоре с царём» (там же).
Сначала Надежда Самойлова занимала роли амплуа инженю в водевилях. После погибели актрисы В. Н. Асенковой в 1841 году заменила её в почти всех спектаклях. Она соперничала с Варварой Асенковой за роли и поэтому её винят в травле Асенковой, распространении сплетен, что в конечном итоге привело к заболевания и ранешней погибели Варвары Асенковой.
«Главным действующим лицом в сплетнях вокруг Асенковой стала подруга её юношества Надежда Самойлова, соперничавшая с Варенькой на сцене. А для той, с её истерически нервным нравом, пересуды и злоречие за спиной явились как ножик острый… Когда Варвара Николаевна совсем слегла, все роли перебежали к сопернице».
Евдокия Яковлевна Панаева (дочь артиста Александринского театра Я. Г. Брянского, супруга писателя Ивана Ивановича Панаева, по второму супругу Головачева, с 1846 около 15 лет была штатской супругой Н. А. Некрасова) писала в собственных воспоминаниях (А.Панаева Мемуары. — М.: «Захаров», 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0198-9):
«Двух Самойловых и Асенкову мне пришлось созидать потом на сцене. Надежда Васильевна Самойлова-2 и Варвара Николаевна Асенкова были на одном амплуа. Обе были отличные водевильные актрисы. Гуляя девченками в саду и разговаривая меж собой, они тогда, естественно, и не задумывались, что наступит время, когда меж ними возникнет непримиримая вражда».
Об этом периоде, а именно, ведает кинофильм «Зелёная карета».
Современные критики особо подчёркивали способность актрисы к имитации и пародированию. Большая биографическая энциклопедия пишет о ней: «Исполнение отличалось острой характерностью. Более ярко комедийное дарование проявилось в водевильных и смешных ролях с переодеванием. Владея также даром перевоплощения и имитации, с огромным фуррором копировала манеру пения итальянской певицы Дж. Гризи, танцы Ф. Эльслер, а в водевиле „Бедовая женщина“ Н. Куликова пародировала французских актрис Л. Вольнис и Ж. Арну-Плесси».
Оперный репертуар: Варвара, 1-я исполнительница («Варвара, ярославская кружевница»), Анна Васильевна, 1-я исполнительница («Староста Борис, либо Российский мужичок и французские мародёры»); Гиацинта («Чёрное домино, либо Загадочная маска»); Жоржетта («Андорская долина»), Берта («Нюрнбергская кукла»).
С большим фуррором пела на сцене столичной Итальянской оперы (опера «Дочь полка»).
Другие роли: Лиза («Лев Гурыч Синичкин» Ленского, 1840), Анета («Комедия с дядюшкой» П. И. Григорьева, 1841), Лелев («Гусарская стоянка» Орлова, 1844), Лизанька («Жених, чемодан и невеста» П. И. Григорьева, 1845), Олинька («Цыганка» Куликова, 1850), Капитанша («Бойкая барыня» Турбина, 1857), Вольская («Средство исправлять женщин» Куликова, 1859). В 1851 году вкупе с М. С. Щепкиным выступила в «Любовной почте» и «Солдате-колдуне». Другие партнёры: Павел Петрович Булахов, Семён Степанович Гулак-Артёмовский, Осип Афанасьевич Петров, ее брат Василий Васильевич Самойлов. Не один раз пела п/у К. Н. Лядова.
Вышла замуж за офицера Макшеева, но по законам времени офицеры российской армии не могли официально жениться на актрисах императорских театров, потому, чтоб не мешать артистичной карьере супруги, офицер уволился в отставку.
Оставила сцену в 1859 году, когда водевили, в каких она блестела, стали отходить, уступая сцену другим жанрам, сначала нарождавшейся социальной комедии (пьесы А. Н. Островского). В конце жизни её супруг разорился и скоро погиб, оставив Надежду Васильевну вести очень скромное существование на свою пенсию, положенную ей, как актрисе императорских театров.
Скончалась в 1899 году в Санкт-Петербурге. Похоронена в Троице-Сергиевой лавре около могилы собственных родителей.