Вторник, 09 июня 2015 19:50

Самойлова Вера Васильевна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Вера Самойлова

Вера Самойлова на портрете Евгения Плюшара
Имя при рождении:

Вера Васильевна Самойлова

Когда родилась (Дата рождения):

10 22 ноября 1824

Когда умерла (Дата смерти):

8 20 ноября 1880 55 лет

Кто по профессии:

актриса

Какое имеет гражданство:

Годы активности:

1841—1853

Псевдонимы:

Самойлова 2-я

В каком амплуа:

светская дама

В каких театрах играла:

Александринский театр


Биография актрисы Самойлова, Вера Васильевна

Вера Васильевна Самойлова (по супругу Мичурина) (1824—1880) — русская актриса из актёрской династии Самойловых. Известна также как Самойлова 2-я. Дочь В. М. и С. В. Самойловых, сестра Василия Васильевича, Надежды Васильевны, Марии Васильевны Самойловых. Её племянники — известные артисты петербургского Александринского театра Николай Васильевич Самойлов 2-й и Павел Васильевич Самойлов.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Комменты
  • 3 Источники
  • 4 Ссылки

Биография

До 1840 года обучалась в личном пансионе Ферай. На сцене Александринского театра дебютировала в роли Варвары в пьесе Филионова «Князь Серебряный» 10 ноября 1841 года — в бенефис собственной сестры Надежды. В будущем году, после дебюта в драме Родена «Ифигения в Авлиде» она была принята в труппу театра. 1-ый большой фуррор был в пьесе В. Р. Зотова — «Дочь Карла Смелого», где она игралась роль дуры Микаэлы, обычный, любящей и страдающей девицы — роль, требовавшую не катастрофического подъёма, а только искренности чувства. Юная артистка поразила всех своим исполнением; создатель пьесы даже воспел её в стихах. Новые трагические роли (в «Разбойниках», «Отелло», «Коварство и любовь») не содействовали её карьере. Её амплуа ярко проявилось в 1844 году, — в пьесе «Прихоть кокетки». Роль юный светской дамы княгини Томилиной, доверчивой кокетки, была оттенена ею с таковой простотой и грацией, что эта достаточно слабенькая пьеса длительно держалась в репертуаре. С того времени и обусловилась область творчества Веры Самойловой — роли светских дам и девиц. Роль Софьи в «Горе от мозга» была торжеством артистки. И. С. Тургенев написал для неё две одноактные пьесы: «Провинциалка» и «Где тонко, там и рвётся»; А. М. Жемчужников — комедию «Странная ночь»; Ф. Ф. Корф — комедию «Белая камелия», и никогда позже эти пьесы не видали таковой узкой художественной исполнительницы. Такая же была её игра в пьесах «Отставной театральный музыкант и княгиня», «Евгений Онегин», «Окно во 2-м этаже». Отлично удавалась ей и роль Маши в «Холостяке» Тургенева.

В 1853 году вышла замуж за полковника А. М. Мичурина и вынужденно (так как по тогдашним правилам, супруги офицеров не были бы актрисами, а на отставку Мичурина не согласился правитель Николай I) оставила сцену; как писал театральный летописец А. И. Вольф она «сошла со сцены в полном цвете лет и полном развитии таланта». Некое время была учительницей в Императорской театральной школе; после погибели супруга (1877) давала и у себя дома уроки драматического искусства — посреди её учеников были Анненкова-Бернар, Александра Брошель, И. П. Уманец-Райская, Глафира Мартынова и др.

Её дочь — выдающаяся актриса Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова.

Евдокия Яковлевна Панаева писала в собственных воспоминаниях (А. Панаева Мемуары. — М.: Захаров, 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0198-9):

«Вера Васильевна Самойлова покинула сцену скоро, невзирая на то, что её игру публика очень ценила. Даже сударь Николай Павлович одно время всякий раз бывал в театре, когда она игралась, и нередко в антрактах выходил на сцену и говорил с ней. Но А. М. Гедеонов невзлюбил Веру Васильевну. Она держала себя с ним гордо. Закулисные сплетни раздували неприязнь, и различные бюрократы, очевидно, доносили Гедеонову о каждом слове, сказанном о нём В. В. Самойловой.

Договор её с дирекцией кончался, и было надо возобновлять его, но Гедеонову этого не хотелось, и он, что именуется, допекал её не мытьем, так катаньем. Самойлова востребовала новый лиф к бархатному платьицу для одной роли. Это таковой пустяк, о котором никогда не докладывают директору, а здесь услужливые бюрократы доложили ему. Гедеонов повелел ей ответить, что „и старенькый неплох для неё“. На репетиции В. В. Самойлова объявила, что не выйдет на сцену в древнем лифе. Сшить лиф можно было в несколько часов, тем паче, что бархатное платьице Самойлова должна была надеть в последнем акте. Гедеонову необходимо было, чтоб сударь находился в театре, когда Вера Васильевна исполнит своё слово и не выйдет на сцену. Он провозгласил плясать в дивертисмент тех воспитанниц, которых сударь обожал созидать. Сударь, точно, приехал в театр, но к последнему акту драмы. В то время за кулисами уже происходила история. Вера Васильевна посиживала в уборной и не надевала старенького лифа. Антракт затянулся. Сударь послал выяснить, почему не поднимают занавес. Гедеонов явился в ложу сударя и доложил, что Самойлова не желает одеваться, так как ей не сделали нового бархатного платьица, что она предъявляет такие неописуемые требования по собственному гардеробу, которые манят жуткие расходы.
— Скажи, что я приказываю ей выйти на сцену, — ответил сударь.

Гедеонов, торжествуя, передал волю сударя Самойловой. Естественно, она поторопилась выйти на сцену. Если б она знала, что сударь приехал в театр, то, очевидно, не стала бы заходить в препирательства с Гедеоновым. После чего спектакля она сама не возжелала возобновить условия с дирекцией и, покинув сцену, вышла замуж. (Примечание: Вера Самойлова вышла за офицера Мичурина в 1853 году. История с лифом произошла существенно ранее)».

Похоронена была рядом с родителями, в Троице-Сергиевой приморской пустыни. На могильном монументе было написано: «Алмаз и жемчуг российской сцены». При ликвидировании кладбища пустыни была перезахоронена, в 1931 году, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Тогда же был перенесён и монумент.

Комменты

  • Летом 1842 года в Александринском театре Самойловой 1-й ещё считалась её мама Софья Васильевна, ещё игравшая маленькие роли старых дам, а Самойловой 2-й — её сестра Надежда. Вера Васильевна стала Самойловой 3-й. Но с октября 1843 года, после ухода мамы из театра, Надежда Васильевна значилась Самойловой 1-й, а Вера Васильевна — Самойловой 2-й.
  • Источники

  • 1 2 Самойловы, артистичная семья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • 1 2 3 Самойловы // Российский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
  • Анненкова-Бернар // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Греков В. Брошель, Александра Карловна // Российский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Евдокия Яковлевна Панаева (1820—1893). Мемуары. ГЛАВА 2-ая. — С. 39
  • Некрополь Александро-Невской лавры. Самойлова-Мичурина Вера Васильевна
  • Прочитано 1093 раз