Среда, 10 июня 2015 16:29

Бернар Сара

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Сара Бернар
Полное имя актрисы на родном языке: Sarah Bernhardt

Фото Надара 1864 года
Имя при рождении:

Генриетт Розин Бернар

Когда родилась (Дата рождения):

22 октября 1844 1844-10-22

Где родилась (Место рождения):

Париж, Франция

Когда умерла (Дата смерти):

26 марта 1923 1923-03-26 78 лет

Где умерла (Место смерти):

Париж, Франция

Кто по профессии:

актриса, сценарист

Какое имеет гражданство:

Франция

Годы активности:

1862—1922

В каких театрах играла:

«Одеон», «Комеди Франсэз», «Театр Сары Бернар»

Роли:

Маргарита Готье, Андромаха, Клеопатра, донья Соль

Какие имеет награды:

Биография актрисы Бернар, Сара

Сара Берна́р (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernard; 22 октября 1844, Париж, Франция — 26 марта 1923, там же) — французская актриса, которую сначала XX века называли «самой известной актрисой за всю историю». Фуррора она достигнула на сценах Европы в 1870-х годах, а потом с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в главном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

Содержание

  • 1 Биография и творчество
  • 2 Образ в искусстве
  • 3 Фильмография
  • 4 Избранные роли в театре
  • 5 Записи
  • 6 Иллюстрации
  • 7 Сочинения
  • 8 Достойные внимания факты
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Биография и творчество

Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мама Сары — Юдифь (потом Юлия) Бернар (1821, Амстердам — 1876, Париж) — происходила из еврейской семьи и была дочерью коммивояжёра Морица Баруха Бернардта и Сары Гирш (1797—1829). С 1835 года Юдифь, её четыре сестры и брат воспитывались мачехой Сарой Кинсберген (1809—1878). Отец остался неизвестен. Время от времени им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некие официальные документы). По другой версии папой является Эдуард Бернар, юный юрист.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная наружность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоявшихся любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беспечную жизнь, и потому Сара была выслана в Великобританию, где жила с няней. Она могла остаться там прямо до совершеннолетия, если б не произошёл злосчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выкарабкаться из собственного кресла и подошла очень близко к камину, платьице загорелось. Соседи выручили Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с еще одним спонсором. Её вызвали к дочери, она приехала в Великобританию и забрала Сару в Париж. Вобщем, скоро она опять покинула её, оставив на попечение ещё одной няньки.

Принужденная жить в невеселом месте, в сумрачном доме, куда привезла её нянька, Сара замкнулась внутри себя. Но судьба всё-таки соединила мама и дочь. Случайная встреча с тётей, Розиной, которая была таковой же куртизанкой, как и Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и разламывает для себя руку и ногу. Мама, в конце концов, конфискует её, и пару лет уходит на то, чтоб одинокая девченка вспомнила, что такое материнская любовь.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара в первый раз учавствует в спектаклях. Во время 1-го из представлений она вдруг лицезреет, как в зал заходит её мама, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она запамятывает весь текст и «ужас сцены» с того времени остаётся с ней до самых последних дней, продолжая преследовать её даже в период её мировой славы.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную личную школу Грандшамп (фр.). Протекцию устраивает очередной фанат Юдифи, барон Морни.

Ребенком Сара была очень худенький, повсевременно кашляла. Осматривавшие её доктора предрекали ей скорую погибель от туберкулёза. Сара становится одержима темой погибели. Приблизительно в это время делаются её именитые фото, где она лежит в гробу (гроб ей купила мама после длительных уговоров). В один прекрасный момент мама устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девченка устремляет взгляд к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и её участь — монашеские одежки. Барон Морни по достоинству оценивает эту сцену и советует мамы дать дочь в консерваторию. В это время Сара в первый раз попадает на истинное представление в Комеди Франсэз. После чего судьба её решена.

Когда занавес медлительно поднялся, я ощутила, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни. Из книжки «Моя двойная жизнь»

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей государственной консерватории драматического искусства, который она закончила в 1862 году.

Невзирая на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Её основным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару, как создавать нравы при помощи жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары, и она без заморочек поступает на обучение, которому отдаёт все силы. На выпускном экзамене она завоёвывает 2-ой приз.

1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не рассмотрел в начинающей актрисе будущую звезду, большая часть считало, что скоро имя этой актрисы неприметно пропадет с афиш. Скоро из-за конфликта Сара Бернар закончила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось только через 10 лет.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О последующих четырёх годах её жизни не достаточно что понятно, кроме разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как её мама, Сара не желала. 22 декабря 1864 года у Сары рождается отпрыск, Морис, чьим папой был Анри, царевич де Линь. Принужденная находить средств для существования и воспитания отпрыска, Сара устраивается в театр Одеон, 2-ой по значимости из парижских театров тех пор. После нескольких не очень успешных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Последующий фуррор приходит с ролью в пьесе «Kean» Дюма-отца, который остался очень доволен игрой собственной протеже.

В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после этого к ней пришёл фуррор. Триумфальной стала для неё роль Царицы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году.

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году заполучила театр «Ренессанс (англ.)», в 1898 году театр «Насьон» на площади Шатле, который получил заглавие Театра Сары Бернар (сейчас фр. Théâtre de la Ville). Многие выдающиеся деятели театра, к примеру К. С. Станиславский, считали искусство Бернар прототипом технического совершенства. Но виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некой искусственностью игры.

Многие выдающиеся современники, а именно, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, опровергали наличие у актрисы таланта, который подменялся максимально отточенной и механистической техникой игры. Настолько большой фуррор ими разъяснялся необыкновенным паблисити, оказываемым Бернар прессой и поболее касавшимся её личной жизни, чем фактически театра, также необыкновенно раздуваемым ажиотажем, предыдущим самому представлению.

Могила Сары Бернар на кладбище Пер-Лашез

Посреди наилучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, барон Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и «Орлёнке (фр.)» Ростана), Гамлет (одноимённая катастрофа Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала в почти всех странах Европы и Америки. Выступала в Рф (1881, 1892, 1908—1909) в стенках Михайловского театра, в Москве, также Киеве, Одессе и Харькове.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось отрезать. Но, невзирая на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.

Актриса погибла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Образ в искусстве

Портреты Сары Бернар писали Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и другие живописцы, её неоднократно фотографировал Надар.

Альфонс Муха писал маркетинговые плакаты к её выступлениям.

Фильмография

Год Российское заглавие Оригинальное заглавие Роль
1900 ф Дуэль Гамлета Le duel d'Hamlet Гамлет
1912 ф Царица Елизавета Les Amours de la reine Élisabeth Царица Елизавета I
1912 ф Дама с камелиями La Dame aux camélias Маргарита Готье
1913 ф Адриана Лекуврёр Adrienne Lecouvreur Адриана Лекуврёр
1915 ф Жанна Дорвее Jeanne Doré Жанна Дорвее
1917 ф Французские мамы Mères françaises
1923 ф La voyante La voyante

Избранные роли в театре

Бернар в роли Гамлета, держащего в руках череп Йорика. Начало 1880-х годов. Бернар, портрет, 1890 Жисмонда, Альфонс Муха
  • 1862: Расин, Ифигения
  • 1862: Эжен Скриб, Valérie
  • 1862: Мольер, Учёные дамы
  • 1864: Эжен Лабиш & Деланд, Un mari qui lance sa femme
  • 1866: T & Г Коньар, La Biche aux Bois
  • 1866: Расин, Федра (в роли Aricie)
  • 1866: Мариво, Игра любви и варианта (в роли Сильвии)
  • 1867: Мольер, Учёные дамы (в роли Арманды)
  • 1867: Жорж Санд, Маркиз де Вильмер
  • 1867: Жорж Санд, Франсуа-найденыш (в роли Maриетты)
  • 1868: Дюма отец, Кин, гений и беспутство (в роли Aнны Дамби)
  • 1869: Коппе, Прохожий (в роли трубадура Дзанетто); 1-ая большая удачная роль
  • 1870: Жорж Санд, L’Autre
  • 1871: Андре Терье, Жанна-Maрия
  • 1871: Коппe, Fais ce que dois
  • 1871: Фуссье и Эдмон, Баронесса
  • 1872: Буйе, Mademoiselle Aïssé
  • 1872: Виктор Гюго, Рюи Блаз (в роли доньи Марии Нейбургской, царицы Испании)
  • 1872: Дюма отец, Mademoiselle de Belle-Isle (в роли Gabrielle)
  • 1872: Расин, Британик (в роли Junie)
  • 1872: Бомарше, Свадьба Фигаро
  • 1872: Сандо, Mademoiselle de la Seiglière
  • 1873: Фейе, Далила (в роли принцессы Фальконьери)
  • 1873: Феррие, У адвоката
  • 1873: Расин, Андромаха
  • 1873: Расин, Федра (в роли Aricie)
  • 1873: Фейе, Сфинкс
  • 1874: Вольтер, Заира
  • 1874: Расин, Федра (в роли Федры)
  • 1875: Борнье, La Fille de Roland
    • Дюма отпрыск, L'Étrangère (в роли Mrs. Clarkson)
    • Пароди, Rome Vaincue
  • 1877: Виктор Гюго, Эрнани (в роли доньи Соль)
  • 1879: Расин, Федра (в роли Федры)
  • 1880: Ожье, Авантюристка
  • 1880: Легуве & Эжен Скриб, Адриана Лекуврёр
  • 1880: Мельяк & Галеви, Фруфру
  • 1880: Дюма отпрыск, Дама с камелиями (в роли Maргариты)
  • 1882: Сарду, Феодора
    • Сарду, Феодора (в роли Феодоры)
  • 1887: Сарду, Тоска
    • Дюма отпрыск, Принцесса Жорж
  • 1890: Сарду, Клеопатра, в роли Клеопатры
  • 1893: Леметр, Повелители
  • 1894: Сарду, Жисмонда
  • 1895: Мольер, Амфитрион
  • 1895: Mагда (пер. с нем. Зудермана Heimat)
  • 1896: Дама с камелиями
  • 1896: Мюссе, Лорендзачио (в роли Lorenzino de' Medici)
  • 1897: Сарду, Спиритизм
  • 1897: Ростан Самаритянка
  • 1897: Мирбо, Les Mauvais bergers
  • 1898: Катюль Мендес Meдея
  • 1898: Дама с камелиями (в роли Maргариты)
    • Огюст Барбье, Жанна д’Арк (в роли Жанны д’Арка)
    • Moран & Сильвестр, Izéïl (в роли Изеиля)
    • Шекспир, Повелитель Лир (в роли Корделии)
  • 1899: Шекспир, Гамлет (в роли Гамлета)
    • Шекспир, Антоний и Клеопатра (в роли Клеопатры)
    • Шекспир, Mакбет (в роли Lady Macbeth)
    • Ришпен, Pierrot Assassin (в роли Пьерро)
  • 1900: Ростан, Орлёнок (в роли Орлёнка)
  • 1903: Сарду, La Sorcière
  • 1904: Метерлинк, Пелеас и Мелисанда (в роли Пелеасa)
  • 1906: Ибсен, Дама с моря
  • 1906: К. Мендес, La Vierge d’Avila (в роли св Терезы)
  • 1911: Mоро, Les Amours de la reine Élisabeth (в роли царицы Елизаветы)
  • 1913: Тристан Бернар, Jeanne Doré (в роли Жанны Дорвее)

Записи

Сара Бернар как Феодора, Фото Надара
  • Phèdre (Федра) (1902)
  • Le Lac (Озеро) (1902)
  • La Fiancée du timbalier (Жена литавриста) (1902)
  • Lucie (Люсия) (1902)
  • Le Lac (Озеро) (1903)
  • La Samaritaine (Самаритянка) (1903)
  • Les Vieux (Люди в возрасте) (1903)
  • Un Évangile (Одно Евангелие) (1903)
  • Phèdre (Федра) (1903)
  • La Mort d’Izéil (Погибель Изеиля) (1903)
  • La Rêverie de Théroigne de Méricourt (Сонь Теруани де Мерикур) (1903)
  • Un peu de musique (Малая музика) (1903)
  • L’Aiglon (Орлёнок) (1910)
  • Phèdre (Федра) (1910)
  • Les Buffons (Буффоны) (1908)
  • La Samaritaine (Самаритянка) (1910)
  • L'Étoile dans la nuit (Звезда в ночи) (1918)
  • Prière pour nos ennemis (Молитва за наших противников) (1918)

Иллюстрации

  • Сара Бернар за кулисами.

  • Бернар сначала собственной карьеры в Theodora.

  • Ношение увлекательного головного убора.

  • Бернар как волшебница.

  • В роли Жанны д'Арк.

  • Бернар как Клеопатра.

  • Роль в Gismonda.

  • Бернар позирует для неформального портрета.

  • Бернар в её последние годы.

  • Бернар в замке близ Конде, Франция.

Сочинения

  • Ма double vie. Mémoires de Sarah Bernhardt, P., 1907;
  • В российском переводе — Сара Бернар. Моя двойная жизнь. Воспоминания. — СПб: Северо-Запад, 1995. — 543 с. — ISBN 5-8352-0470-1.
  • L’art au théâtre, P., 1923

Достойные внимания факты

Paeonia 'Sarah Bernhardt'. Один из самых прекрасных и благоуханных видов пионов назван в честь Сары Бернар
  • Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».
  • Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.
  • Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Сара Бернар за кулисами.

Бернар в начале своей карьеры в Theodora.

Ношение интересного головного убора.

Бернар как волшебница.

В роли Жанны д'Арк.

Бернар как Клеопатра.

Роль в Gismonda.

Бернар позирует для неформального портрета.

Бернар в её последние годы.

Бернар в замке близ Конде, Франция.

Прочитано 967 раз
Другие материалы в этой категории: « Бернон Блёэтт Берже Николь »