Биография
Предки, поженившись, жили с семьей Степановых, а после погибели отца мама, Аграфена Гавриловна, с детками продолжала жить с братом Петром Гавриловичем. В дом повсевременно приходили артисты, и Надежда Васильевна с юношества оказалось в их среде. Все же она не сходу решила сама пойти на сцену продолжать семейные традиции.
Выдержав экзамен при Столичном институте (у профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова), получила звание домашней учительницы и работала гувернанткой.
В 1845 году, подготовив под управлением собственного дяди — актёра П. Г. Степанова роли Лены Глинской (одноимённая пьеса Полевого), Марины Мнишек («Смерть Ляпунова» Гедеонова), Каролины («Отцовское проклятие», перевод с франц.), дебютировала на сцене Кусковского театра Шереметевых.
Воздействие на неё оказывал не только лишь родной дядя, да и бессчетные гости семьи, в том числе величавый трагик М. С. Щепкин.
С 1846 года — актриса Малого театра. Начала с выполнения ролей юных героинь, равномерно перебежала на соответствующие роли старых дам. Современники именуют её наилучшей ролью — Атуева («Свадьба Кречинского», 1855).
Могила Рыкаловой на Ваганьковском кладбище.Театральная энциклопедия отмечает:
Р. обладала большой сценич. культурой, вкусом, узким осознанием особенностей быта, нравов персонажей.
А. Н. Островский сделал для Рыкаловой роль Кабанихи в пьесе «Гроза» (1859). Она много игралась и в других его пьесах: Анфиса Карповна («Старый друг лучше новых двух», 1860), Бальзаминова («Свои собаки грызутся, чужая не приставай», 1861; «За чем пойдёшь, то и найдёшь», 1863), Уланбекова («Воспитанница», 1863), Барабошева («Правда отлично, а счастье лучше», 1876), Манефа («На всякого мудреца достаточно простоты», 1890/91) и др. Не считая того исполняла роли: Наталья Дмитриевна, Хлёстова, Графиня-бабушка («Горе от разума»), Дарья Ивановна («Провинциалка» Тургенева), Марфа Собакина и Домна Сабурова («Царская невеста» Мея), Авдотья («Татьяна Репина» Суворина), Офелия, Дездемона в трагедиях Шекспира; Луиза и Леди Мильфорд («Коварство и любовь», 1846 и 1848), Эсфирь («Уриэль Акоста» Гуцкова), Мирандолина (одноименная пьеса, перевод с германского, 1846) и др.
После ухода из Малого театра в 1891 году игралась на личных сценах — (столичный Театр Корша и др.).
Последний раз выступила около 1904 года.
Жила в 1880-х гг. на Незапятнанных прудах и в Дмитровском переулке, 3, потом на Большой Дмитровке, 4. Скончалась Рыкалова в Москве 3-го января Из Иллюстрированного журнальчика «Искры Воскресенье» от 12 января 1914 года:
Кончина Н. В. Рыкаловой.3-го января скончалась наистарейшая артистка российской сцены Н. В. Рыкалова, современница Щепкина и Мочалова. Она происходит из известной артистичной семьи Рыкаловых. По просьбе собственной мамы, не желавшей её поступления на сцену, Н. В. стала готовиться к сдаче экзамена при институте. В 1840 году она выдержала у профессоров Т. Н. Грановского и И. И. Давыдова экзамен из 5 предметов на звание домашней учительницы и поступила гувернанткой в богатую московскую семью Мельгуновых. Чувствую неизменное желание к сцене, она стала готовить роли для дебюта. 28 марта 1846 года в присутствии Гедеонова, Верстовского и режиссёра Беккера ей было устроено испытание в «Елене Глинской». После успешного дебюта с ней был заключен договор на 500 руб. в год — наибольший оклад тех пор. Н. В. переиграла весь репертуар А. Н. Островского и имела выдающийся фуррор в сделанной ею роли Кабанихи. В 1890 г. Н. В. принуждена была покинуть Императорскую сцену, не дослужив 5 лет до полувекового юбилея, который она отпраздновала в театре Корша. После чего она никогда больше не появлялась на сцене. За всю артистичную деятельность она сыграла выше 400 ролей. Скончалась Н. В. на 90-м году жизни. В лице Н. В. российская сцена растеряла одну из более почетаемых представительниц славного прошедшего нашего Малого театра. На её похороны пришло всего пять-шесть артистов, бывших сослуживцев..