Вторник, 09 июня 2015 19:50

Судейкина Вера Артуровна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Вера Артуровна Судейкина Стравинская

Вера Судейкина. Париж, 1924
Имя при рождении:

Вера Артуровна де Боссе

Когда родилась (Дата рождения):

25 декабря 1888 6 января 1889 1889-01-06

Где родилась (Место рождения):

Санкт-Петербург

Когда умерла (Дата смерти):

17 сентября 1982 1982-09-17 93 года

Где умерла (Место смерти):

Нью-Йорк

Страна:

Работы на Викискладе

Биография актрисы Судейкина, Вера Артуровна

Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина (урожд. де Боссе́, в замуж. также Люри, Шиллинг, Стравинская; 25 декабря 1888 (6 января 1889), Санкт-Петербург — 17 сентября 1982, New-york), актриса Камерного театра и российского немого кино, художница прикладного искусства, живописец.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Рождение, ранешние годы
    • 1.2 Девичья фамилия
    • 1.3 C Сергеем Судейкиным
    • 1.4 C Игорем Стравинским
  • 2 Литература
  • 3 Примечания
  • 4 Публикации, справочная литература о Вере Судейкиной (Стравинской)
  • 5 Ссылки

Биография

Рождение, ранешние годы

Родилась в Санкт-Петербурге в семье шведки Генриетты Федоровны (урожд. Мальмгрен; 25.12.1870—1944?) и петербуржца французского происхождения Артура Гаральда Боссе (1861—1937), родного брата Эдуарда Теодора Боссе (1854—1927). По семейному преданию, отец отдал девченке имя, в честь героини романа Ивана Гончарова «Обрыв».

Обучалась в столичной гимназии М. Б. Пуссель, которую закончила в 1908 году с золотой медалью и правом преподавать арифметику и французский язык. Тогда же она получила музыкальное образование, беря уроки у пианиста Давида Шора (1867—1942), участника известного в то время «Столичное трио» (Трио Шора).

В 1910 году поступила в Берлинский институт, где на первом курсе изучала философию и естественные науки — физику, химию, анатомию, а на втором, перейдя на факультет искусства, посещала лекции Генриха Вёльфлина по истории искусства (по её словам, он открыл ей глаза), изучала архитектуру.

В 1910 году она вышла 1-ый раз замуж за некоего Люри, но скоро их брак был разрушен её родителями. В 1912 году вышла 2-ой раз замуж за студента, прибалтийского немца, потом актёра МХТ (1924—1928, 1934—1938, исполнитель роли германского майора фон Дуста в первой постановке «Дней Турбиных» М. А. Булгакова, 1926), Роберта Федоровича Шиллинга (1887—1939, арестован 27 апреля 1938 года по обвинению в шпионаже, осужден и расстрелян 4 марта 1939 года), с которым познакомилась в Берлине. Скоро началась 1-ая глобальная война, и окончить институт ей не удалось.

Возвратившись в Москву, она поступила в балетную школу Лидии Ричардовны Нелидовой, начала сниматься в кино (за два года — 1914—1915 — сыграла, по-видимому, 5 ролей в фильмах кинокомпании «П. Тиман и Ф. Рейнгардт», поставленных режиссёрами Я. А. Протазановым, В. Р. Гардиным и А. Андреевым) и была принята в труппу Камерного театра Александра Таирова.

Девичья фамилия

Внедрение Верой Александровной фамилии «де Боссе» с приставкой «де», подчёркивающее аристократическое либо дворянское происхождение, не имеет никакого правового основания. Отец Веры, Артур Гаральд Боссе, не был ни аристократом, ни даже дворянином. Был он отпрыском негоцианта первой гильдии, торговавшем в Риге и Санкт-Петербурге мануфактурой, как следует, принадлежал к купеческому сословию. Дочь купеческого отпрыска — Вера не имела прав на дворянское отличие в фамилии в виде приставки «де» и самовольно её использовала в собственной девичьей фамилии, видимо, из практических суждений.
Переход из 1-го сословия в другое был в Русской империи делом не обычным. Любопытно выяснить, что родной дядя Веры, Эдуард Теодор, перешёл из купеческого в другое сословие — потомственных почётных людей (даже не дворян!) в 1896 году, в 42 года, будучи почетаемым и известным в Рф бизнесменом, устроителем большого машиностроительного производства.

Не считая Веры, приставку «де» к фамилии, в отличие от Веры, совсем заслуженно, использовал её двоюродный дядя, вправду дворянин, адмирал Фёдорвей Эмильевич де Боссе.

C Сергеем Судейкиным

В 1915 году в театре она познакомилась с художником Сергеем Юрьевичем Судейкиным (1882—1946) и в марте 1916 года переехала к нему в Петербург. Ради него Вера оставляет свою мечту быть актрисой, перестаёт сниматься в кино, становится музой и помощницей художника, также сама начинает отрисовывать.

В апреле 1916 года Миша Кузмин дарует ей и Судейкину пасхальный подарок — «Чужую поэму», их образы получили также отражение в его пантомиме «Влюблённый дьявол».

В июне 1917 года она совместно с Судейкиным уезжает в Крым. В августе 1917 года они разговаривают с Осипом Мандельштамом, который предназначил им стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла…».

Проведя лето 1917-го в округах Алушты, к озари они перебрались поначалу в Ялту, а позже в Мисхор, где и прожили до апреля 1919-го. В феврале 1918 года они регистрируют свои дела.

Осенью такого же года Вера в первый раз выставляет свои работы — на выставке «Искусство в Крыму» в Ялте.

В апреле 1919 года они в числе многих переезжают в Новороссийск, а в конце месяца — в Тифлис. В декабре 1919 года Судейкины покидают Тифлис и перебираются в Баку; 12 марта 1920-го ворачиваются в Тифлис; потом был Батум, откуда в мае они уезжают в Париж.

Этот период собственной жизни с Судейкиным Вера обрисовала в собственном дневнике, который вела с 1 января 1917 по 2 сентября 1919 года. В нём она ведает об их жизни в Петрограде намедни Февральской революции, о встречах с друзьями, поездке в Москву на выставку «Мира искусства», её разводе с Шиллингом, о том, как проходили деньки «застрявших в Крыму» политиков, актёров, писателей, живописцев, также — обрисовывает яркую жизнь Тифлиса в мае 1919 года.

C Игорем Стравинским

19 февраля 1921 года Дягилев знакомит Веру с Игорем Стравинским, в ноябре она вновь выходит на сцену — в маленькой роли Царицы в балете «Спящая красавица», а в конце мая 1922 года уходит от Судейкина.

В июне 1922 года в Париже вкупе со собственной подругой, художницей А. А. Даниловой (Тулой), Вера открывает магазинчик престижных и театральных аксессуаров «Tulavera», по заказу Дягилева делает костюмчики для балетов его труппы.

В августе 1922-го, Судейкин уезжает в Америку, Вера становится спутницей Стравинского. Стравинский был женат и не собирался покидать свою семью. Мама Стравинского так никогда и не выяснила о его отношениях с Верой, но супруга Стравинского Екатерина Гавриловна по его просьбе повстречалась с нею в Ницце 1 марта 1925 года.

В марте 1939 года 1-ая супруга Стравинского погибает, в июне погибает его мама, осенью Стравинский уезжает в Америку. В конце года, преодолев бюрократические препятствия, Вере удаётся приехать к нему.

9 марта 1940 года они женятся спустя практически 20 лет после их первой встречи.

В августе 1945 года совместно с подругой Елизаветой Соколовой Вера открывает в Беверли-Хиллз художественную галерею «La Boutique», в какой прошли выставки Павла Челищева, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали; много отрисовывают, с 1955-го она вновь начинает выставляться — в Риме, Венеции, Милане, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Цинциннати, Хьюстоне, Токио, Лондоне, Берлине, Париже…

Осенью 1962-го совместно со Стравинским она побывала в Москве и Ленинграде. Эту встречу со Стравинскими демонстрировали по столичному телевидению.

Совместно они прожили 50 лет, разлучаясь только кратковременно. При участии Веры издано несколько книжек о Стравинском и об их жизни, в том числе их переписка и её ежедневники (в переводе на британский).

Вера де Боссе прожила долгую жизнь (девяносто четыре года), скончалась 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена в Венеции на кладбище Сан-Микеле, рядом со своим супругом Стравинским.

Литература

  • Судейкина В. Ежедневник 1917—1919. М.: Российский путь, 2006. ISBN 5-903081-03-7

Прочитано 839 раз